«НАШ АНГЕЛ НА НЕБЕСИ»

Nov 29, 2023 09:03




Представляю читателям моего ЖЖ только что полученную из типографии книгу:



Обложка и корешок кн.: С.В. Фомин «НАШ АНГЕЛ НА НЕБЕСИ…» Кем считали старца Фео¬дора Козьмича члены Царской Фамилии. М. ИЦФ. 2023. 368 с. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-4249-0104-1




Издательская аннотация:
Святой старец Феодор Козьмич… Имя этого таинственного Томского старца овеяно многими легендами и сказаниями. Народная молва давно - и однозначно - связала его личность с Императором Александром Благословенным, смерть Которого в 1825 году в Таганроге поразила Его подданных своей неожиданностью.
Вопрос о том, кем был Праведный старец до своего появления в Сибири, волновал людей простых и знатных, породив внушительную по объему литературу. О том, как он решался правившими Императорами Всероссийскими и членами Императорской Фамилии, наша книга. Вы узнаете из нее о встречах Феодора Козьмича со своими Августейшими родственниками, о посещении его могилы в Томске будущим Царем-Мучеником Николаем Александровичем, о поисках документов, подтверждавших или опровергавших это тождество, Великим Князем Николаем Михайловичем - известным исследователем Александровской эпохи.
Несомненный интерес читателей вызовут повествования об обследованиях в разное время Царской усыпальницы в Петропавловской крепости, об обретении мощей прославленного уже в наши дни Томского старца, также возникшее в связи с этим обсуждение вопроса о Царской святости.
Настоящее издание является новым, существенно расширенным и исправленным изданием нашей работы 2003 года «Святой Праведный Старец Феодор Козьмич. Из истории почитания его Царским Домом и русским народом».



Первый вариант книги под названием «Святой Праведный Старец Феодор Козьмич. Из истории почитания его Царским Домом и русским народом» см.: «Трибуна русской мысли». М. 2002. № 2. С. 158-168; № 3. С. 154-164; С.В. Фомин «Последний Царский Святой. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, Сибирский Чудотворец. Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист». СПб. Общество Святителя Василия Великого. 2003. С. 620-660; «Святой Праведный старец Феодор Томский». М. 2003. С. 9-102.

Книга также содержит в своем составе житие Святого и поэму Наталии Ганиной «Феодор Козьмич».



Фронтиспис.

ЦАРСКАЯ СВЯТОСТЬ
Особо следует сказать о некоторых обстоятельствах прославления Праведника, в связи с которым из-под спуда вышли, казалось бы, давно угасшие и надежно упрятанные проблемы Царской святости.
«Примечательно, - отмечала историк М.М. Громыко, - что канонизация Старца была воспринята некоторыми церковными деятелями за рубежом как прославление Императора Александра I. Приведем в этой связи заметку “От редакции: в широко известном журнале “Русский паломник” (редакция реагирует на письмо из Томского Богородице-Алексеевского монастыря).
Заметка интересна еще и тем, что в ней отражено отношение о. Серафима (Роуза) к Cтарцу.
“Хочется заметить, - говорится в ней, - что о. Серафим очень почитал Блаженного Феодора Кузьмича, считая, что он действительно был Император Александр I, хотя лично он очень преклонялся перед памятью Императора Николая I. У нас всегда висел портрет Феодора Кузьмича в храме, вместе с другими старцами, которых он считал нужным прославить. Мы молились им, но не думали, что так скоро падет иго безбожной власти и русский народ церковно прославит открыто как других, так и Императора Александра I в лице Блаженного Старца Феодора Томского. В далекой Калифорнии мы взывали к Старцу Феодору, а теперь в далекой Сибири взывают к о. Серафиму”. […]
Мнение о. Серафима (Роуза) о тождестве сибирского старца и Императора Александра I, зафиксированное ближайшими его учениками, особенно важно - как мнение подвижника такого уровня благочестия» (М.М. Громыко «Святой праведный старец Феодор Кузьмич Томский - Александр Благословенный. Исследования и материалы к житию». М. 2007. С. 432-433. Отец Серафим (Роуз) цит. по: «Русский паломник». Platina. U.S.A. 2004. № 29. С. 73. Выделено нами. - М.Г.).
Вот этого-то опасались не только современные «люди Церкви» но - еще до них - и другие: те, что оказались у государственного руля.
Писатель Даниил Гранин (1919-2017) в опубликованных в 2009 воспоминаниях «Причуды моей памяти» рассказывает о том, что после общения с антропологом М.М. Герасимовым (1907-1970), мечтавшим получить доступ к черепу Императора Александра I из захоронения в Петропавловской крепости, обращался за содействием во вскрытии гробницы к секретарю Ленинградского обкома КПСС по пропаганде (1968-1974) Зинаиде Михайловне Кругловой (1923-1995). Та направила просьбу в ЦК КПСС, но там категорически отказали: «…Если Герасимов определит, что череп императора - череп человека, умершего не в 1825 году, а много позже, в год смерти старца, то церковь сделает его святым, что же получится - с подачи ЦК Коммунистической партии? Нет, невозможно».



Форзац.

И вот теперь, после прославления, Святой Старец сам становился стражем Царской власти, также как еще при жизни был хранителем тайны Царской Святости.
«Было и иное, глубинное, - обращает внимание тщательно изучавшая первоисточники профессор М.М. Громыко, - отношение Феодора Козьмича к Царской власти, связанное с великой духовной силой Помазанника Божия. Оно приоткрывается для нас, в частности, в записке, оставленной Старцем и ставшей доступной после его кончины.
Феодор Кузьмич оставил три записки; из них одна - нешифрованная […] Фотография этой записки находится в числе документов, переданных С.Ф. Хромовым М.Н. Галкину-Врасскому 8 февраля 1882 г. Галкин-Врасский в своем перечне этих документов назвал ее “заметкой 1849 года”.
Воспроизводим ее по этой фотографии, добавляя знаки препинания:
“Христос Имя есть. Дух Небесный божественный воплотился в человечество. От Святвго Духа бысть помазанну без всякой меры. Сего ради почивает на нем Дух Божий - Дух премудрости, Дух разума, Дух совета, Дух крепости, Дух познания, Дух благочестия, Дух страха Божия.
1849 г. июня 24 ныне От’пу пред цари ОДае тебе”.




Старец явно придавал особое значение этой заметке: она сохранялась до конца дней его.
24 июня - Рождество Иоанна Крестителя. Записка перекликается с крещенским тропарем (“приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа”), но добавлены другие определения Духа Божия. Не открылась ли святому полнота даров Святого Духа, которые могут быть обретены при Помазании на Царство (“бысть помазанну без всякой меры”), только тогда, когда он прошел большой путь великого отречения?
Напомним, что священник Иоанн Верховский, переписывая текст С.Ф. Хромова о Феодоре Кузьмиче, добавил от себя к пункту 57 “О схиме”: “(Схима есть высшая степень иноческого пострижения, а Старец говорил, и не раз, что есть еще степень выше схимы: архисхима, но в чем она состоит, не сказал. Думаю я, і[ерей] И[ван] В[ерховский], что такое отречение от благ и славы мiра, какое явил Старец, подлинно выше всякой схимы и не на одну степень)”.
Особое значение записке о Помазании на Царство придает год написания ее. В феврале 1848 г. в Париже была свергнута Королевская власть, и далее в Европе нарастает дух бунтарства» (М.М. Громыко «Святой праведный старец Феодор Кузьмич Томский - Александр Благословенный». С. 190-191).
В связи с этой хромовской записью «О схиме» (ее расшифровкой и пониманием) исследователи, если так можно выразиться «тюбингеновского благочестия», позволяют себе наукообразный глум: «…Хромов […] приводит в записях слова старца о монашестве, о том, что есть схима “арха” и схима “Ерьска”. Думается, что Семен Феофанович не заметил каламбура. Старец разделил слово “архиерейска(я)” на составляющие корни» (О. Фетисенко «“Это не шутка… а дело Божие”. (Старец Феодор Козьмич к неизданной переписке С.Ф. Хромова с М.А. Балакиревым)» // София. Издание Новгородской епархии. 2006. № 2. С. 18).
Так-то вот: Старец просто «каламбурит», а умишко глубоко верующего и церковного купца никак не одолеет архиерейский «корень». Хорошо хоть, порассуждав, автор всё же делает оговорку: «Другой вопрос - что сие значит».
Тут же, однако, обозначены и границы неприемлемого для них. Комментируя слова одного из публикаторов записей Хромова («Если б удалось доказать, что Александр I - Феодор Козьмич, это означало б и церковную канонизацию Александра Благословенного…»), автор строго замечает: «Не совсем ясно, не скрывается ли за этой формулировкой стремление к “канонизации” самих деяний Александра Благословенного, его политики и т.п. Ведь почти так в сознании многих церковных людей прославление святых царственных страстотерпцев отбрасывает луч, освящающий все события и обстоятельства царствования Императора Николая Второго» (Там же. С. 19).
В сей инвективе легко узнаваемы печально известные слова митрополита Ювеналия (Пояркова) о том, что, «прославляя царя, мы не прославляем монархию».
Примечательно, однако, что люди духовные предреволюционного времени умели все же отличать святость человека обычного (мiрского или монашеского звания) от Особы Царской крови: «Значительно позднее Федора Кузьмича в Томске появился другой старец, Константин, всеми почитавшийся за свою святость, доброту, прозорливость и тяжелые аскетические подвиги. Он, например, зимой ходил в железных туфлях на босу ногу. Весь Томск его помнил и благоговейно чтил его память. Похоронен он на кладбище того же Алексеевского монастыря, что и Федор Кузьмич…
На мой вопрос, обращенный к одному из монахов, почему у старца Константина на могиле простой чугунный крест, а у Федора Кузьмича, который, в сущности, никаких тяжких подвигов не совершал, такая богатая часовня с лампадами, монах поглядел на меня с недоумением, как на очень безтолкового человека:
- Старец Константин, известно, святой жизни… Так ведь не в этом дело: один из простого звания, а другой Государь…» (М. К-ъ «Поездка к старцу Федору Кузьмичу» // «Последние новости». № 4540. 1933. 27 августа).



Нахзац.

«Если бы Федор Кузьмич, - писал в 1914-м историк К.Н. Михайлов, - был только святой, то как бы ни было блестяще его имя в сфере личной непогрешимости, как бы он ни светил своим именем целым поколениям русского народа, все-таки общественным чутьем он был бы угадан только как святой, как человек праведной жизни.
Между тем дело идет уже давно не об одной только святости никому не ведомого старца, а говорится о святости Императора, ушедшего из мiра силы и власти, переменившего блеск и почести на власяницу… Тут говорят о великой драме, о мистическом преображении человека, об изменении всей психологии человека, о возвышении его над блестящими мелочами жизни и личных удобств.
Это уже гораздо больше, чем простая святость. Это - подвиг, это - великое движение человеческой души» (К.Н. Михайлов «Император Александр I - старец Федор Козьмич. Историческое исследование». СПб. 1914. С. 14).
История эта заставляет нас задуматься над тем, как далеко ушли мы за последние сто лет. Чтобы оценить это приведем еще один отрывок из книги о Феодоре Козьмиче Константина Николаевича Михайлова, допускавшего по отношению к русским Царям и государственным деятелям порой весьма вольные суждения, однако, когда дело доходило до сердцевины, выходит, всё же понимавшего главное:
«Чуткий русский народ, в коллективной душе которого лежит вера в таинственные силы природы и Бога, тонко чувствует трагедию Русского Царя. Интеллигенция знает, в чем заключается эта трагедия, но народ, в своих низах, не знает. Он только мучительно страстно хочет, чтобы Бог простил своему Царю какой-то Его грех. Он интересуется легендой о Нем, он хочет сделать Его святым, уничиженным, униженным, во власянице, после роскоши и славы, после величия и блеска. Быть может, русский народ глубоко неправ в своих мистических ожиданиях и в выводах, быть может, он и исторически ошибается, но он ошибается честно и искренно. Он любит своего незадачливого Царя, жалеет Его, думает о Нем и ищет путей, чтобы спасти Его от гнева Господня.
Чуткая русская совесть знает один путь спасения - религию. Через нее она хочет провести своего избранника, хочет заставить его молиться, каяться, очистить душу, совершать душевный подвиг.
Русский народ безсознательно полюбил легенду о таинственном исчезновении Царя и ведет своего избранника по пути к канонизации во святые.
Это - высочайшая форма уважения и любви русского народа к тому, кого он избирает предметом своего уважения и любви.
Прав ли русский народ?
Возможно, что не прав, но должно всегда помнить, что всякий народ создает себе идеал такого Царя или такой власти, который соответствует его психологии и высоте его умственного развития. Русский народ создал себе идеал Царя кающегося, богобоязненного, униженного, битого кнутами, как и он сам, народ русский, мудрого, аскетического, подающего верные житейские советы и спасшего себя от грехопадения, Царя-святого.
Живучесть легенды о Федоре Кузьмиче покоится на идеале русского народа о Царе, очищенном постом, молитвой, бдением и требованиями подвижничества и аскетизма.
Он любит в Царе честность и искренность, благодать духа Божия» (Там же. С. 294).



Задняя сторона обложки.

Справедливость этих слов К.Н. Михайлова под¬твердили события ближайших лет, которые не только этот русский историк, но и большинство его соотечественников предвидеть никак не могли.
…Проходивший в середине февраля 1946 года в Ростове-на-Дону Военный Трибунал войск НКВД Севе¬ро-Кавказского округа вынес приговоры по делу более 40 жителей Дона, включая духовенство, монашеству¬ющих и мiрян, обвинявшихся в монархических настроениях, почитании Царской Семьи и ожидании воз¬вращения законной Императорской власти, пусть даже и при вмешательстве извне. Ни десятилетия тер¬рора и репрессий, ни оголтелая всепроникающая пропаганда, ни победа в войне, как оказалось, не вытра¬вили из народа глубинную его суть.
В протоколе допроса одного из обвиняемых Ми¬хаила Никифоровича Чебанного, получившего 10 лет лагерей, историк Григорий Игоревич Трофимов, ис¬следовавший хранящееся ныне в Архиве УФСБ РФ по Ростовской области это дело, обнаружил вот эти уди¬вительные, говорящие нам о многом слова: «Бывший Царь Николай РОМАНОВ вместе со всей своей Семьей жив и скрывается у верующих людей, которые назы¬вают себя “Феодоровцами”. Николай РОМАНОВ скры¬вается под видом старца Феодора где-то в Воронеж¬ской области»: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/698927.html




***

Москвичи книгу могут приобрести в лавке «Кириллица»: метро «Алексеевская», Звездный бульвар, 21, стр. 3. Правое крыло, 2-й этаж.
Тел.: 8-495-543- 87-93
Телеграмм-канал: https://t.me/LavkaKirillica
Иногородние могут заказать ее по телефону:
7-977-310-30-53 (Александр; в рабочее время),
а также на сайте «Политкнига»:
https://politkniga.ru/fomin-s-v-nash-angyel-na-nyebyesi-kem-schitali-startsa-feodora-kozmicha-chleny-tsarskoy-familii/

Мои книги, Александр I

Previous post Next post
Up