ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (116)

Jan 22, 2023 09:05



Интерьер одной из комнат в усадьбе-музее Ралли в селе Долна Страшенского района Молдавии.

Пушкин и семейство Ралли (продолжение)

Долгое время отечественные пушкиноведы не задавались вопросом, кто же из сыновей Замфираке Ралли был наиболее близок Пушкину, с кем он ездил в их имения Долну и Юрчены, где поэт встретил цыганский табор, написав впоследствии свою знаменитую поэму «Цыганы».
Ответ на этот вопрос долгое время считался очевидным: Константин Ралли. Источником этой уверенности были воспоминания сына того самого Константина - Замфира, пользовавшиеся среди исследователей совершенно незаслуженным доверием.



Бессарабские цыгане.

Странно, но ни у кого из маститых ученых не возник даже вопрос: а сколько же лет было в то время «закадычному» якобы другу Александра Сергеевича? - Оказывается всего …десять лет (на конец 1821 года).
Вопросами этими, однако, задавался в предвоенную еще пору Г.Г. Безвиконный, проделавший большую и, учитывая время и обстановку, как мы это поймем далее, непростую работу по изучению жизни и раскрытию особенностей личности этого мемуариста. Об этих открытиях Георгия Гавриловича у нас еще будет случай поговорить. Пока же заметим, что и он не смог разрешить вопрос, кто же именно из старших Ралли был ближайшим приятелем поэта.
Это удалось сделать сравнительно недавно исследователю Василию Молкосяну, широко пользовавшемуся документами местных архивов и малодоступными материалами усадьбы-музея Ралли в Долне.



Помещичья усадьба Ралли в Долне.

Ключом к решению задачи оказался вот этот небольшой отрывок из воспоминаний И.П. Липранди: «У Рали или Земфираки кроме трех сыновей (из коих в особенности один был очень порядочный молодой человек)…» («Русский Архив». 1866. № 8-9. Стб. 1231).
К двум старшим сыновьям, Григорию и Иоанну, 24 и 22 лет в качестве «третьего», Иван Петрович, вероятно, прибавляет либо 10-летнего Константина, либо 14-летнего Михаила (по причинам малолетства последние двое для нас, однако, не столь важны).



Одна из витрин экспозиции в усадьбе-музее Ралли.

Разрешить задачу, кто из них был «очень порядочный молодой человек» помогает нам сам Пушкин в уже однажды цитировавшемся нами черновике его письма Ф.Ф. Вигелю, написанному из Одессы в период между 22 октября - 4 ноября 1823 г., которое, по мнению исследователей, содержит «целый пласт сведений, относящихся к семье Ралли» (Т.И. Левичева «Письма А.С. Пушкина Южного периода (1820-1824)». М. 2001. С. 34).



Ф.Ф. Вигель. «Din trecutul nostru». № 7-8. Chişinău. 1934. Aprilie-mai. P. 13.

Приведем отрывок из него по последней, наиболее полной его публикации.
В письме поэт, подтрунивая над известной страстью адресата (мужеложеством), породившем даже едкое словцо «вигелизм», пишет: «Желаю вас [утешить] рассеять хоть на минуту - и сообщаю вас сведения, которых вы от меня требовали в письме к Шв<варцу>; из 3 [крас<авцев>] [м] зна<комцев>, думаю, годен на употребление в пользу собств<енно> сам<ый> меньшой: [Note scandaleuse.] NB. он спит в одной комнате с [св<оим>] брат<ом> Михаи<лом> и трясут<ся> немилосердно - из этого можете вывести важные заключения, предоставляю их вашей опытности и благоразумию - старший брат, как вы уже заметили, [упрямый] глуп, как архиерейский жезл - [второй], Ванька блядь - следственно чорт с ними…» (Там же. С. 132).



Фрагмент из черновика пушкинского письма Ф.Ф. Вигелю с женским профилем неизвестной.

«Самый меньшой» - это уже упоминавшийся нами десятилетний Константин - отец мемуариста Замфира Ралли. О нем и его брате Михаиле мы еще поговорим далее.
Самый старший из братьев Григорий (в некоторых работах ошибочно: Георгий) Захарович (1797-1835), судя по дневниковым записям прапорщика Ф.Н. Лугинина, был особо близок своей сестре Екатерине, подолгу гостя в имении ее супруга А.И. Стамо.
Иван Захарович (1799-1858) был гораздо более образованным, чем его старший брат. В его послужном списке имеется свидетельство об образовании, которое он получил еще перед переездом в Бессарабию в Молдавском княжестве: «русской грамоте - читать и писать - умеет; языки: французский, греческий и молдавский знает» (В. Молкосян «Рукопись Ралли-Арбуре о Пушкине» // «Временник Пушкинской комиссии». № 24. Л. 1991. С. 100).



Ворота дома-усадьбы.

В пользу того, что именно Иван возил Пушкина в соседние с Долной Юрчены, свидетельствует хотя бы то, что как раз он ими и владел. В документе 1821 г. читаем: «Григоре, 24 года, без чина, не на службе, проживает в Кишиневе, владеет селом Вэрзэрешты с 57 дворами селян в Оргеевском цинуте, переданном ему его отцом; Иоан, 22 года, без чина, не на службе, проживает в Кишиневе, неженат, владеет селом Юрчены, переданным ему его отцом, в Оргеевском цинуте, в котором находится 30 дворов селян» (G. Bezviconi «Boierimea Moldovei dintre Prut şi Nistru». Vol. I. P. 172-173).
«14-летний Михаил, - рассуждает Василия Молкосян, - по причинам, указанным Г. Безвиконным и Е.М. Двойченко-Марковой, не мог быть близким другом поэта, как и будущие молдавские писатели Александр Донич и Константин Негруци. “Ваньку”, сверстника Пушкина, очень часто можно было увидеть среди русских офицеров, в том числе с двоюродными братьями А.П. и М.А. Полторацкими. “С первым Пушкин был очень близок”, - заметит позже в своих материалах для биографии поэта П.И. Бартенев. Во время службы в армии (1823-1835) Иван женится на родной сестре А.П. Полторацкого Анне, дочери коллежского асессора Крестецкого уезда Новгородской губернии, двоюродной сестре [известного революционера-анархиста] М.А. Бакунина» (В. Молкосян «Рукопись Ралли-Арбуре о Пушкине». С. 103).
Это был второй брак в семье Ралли, связанный с кругом кишиневских друзей Пушкина. Супругой Ивана Ралли стала, сестра подпоручика Алексея Павловича Полторацкого (1802-1863). Как и его двоюродный брат Михаил Александрович Полторацкий (1801-1836), оба они были выпускниками (первый в марте 1820-го, второй - в апреле 1821-го) Муравьевского училища для колоновожатых и участвовали в топографических съемках в Бессарабии. С тем и другим Пушкин водил дружбу, посвятив им известное стихотворение «Друзьям» («Вчера был день разлуки шумной») помеченное 15 февраля 1822 г.




Происходящие в это время события в семье Ралли обнаруживают прямую связь с другим браком, имевшим отношение к пушкинскому кружку. Как мы уже писали 18 октября 1823 г. Мария Ралли вышла замуж за капитана Ф.Д. Метлеркампфа, служившего в Екатеринбургском пехотном полку. По неслучайному, как видится, стечению обстоятельств «в конце 1823 г. Иван Ралли вместе со своим братом Михаилом подают рапорт о зачислении их в Екатеринбургский пехотный полк 17-й дивизии 6-го корпуса, расквартированного в Бессарабии.
Весь корпус участвовал в победоносной войне с турками 1828-1829 гг. Усердие и отличная служба быстро продвигали братьев по служебной лестнице. За смелость и храбрость, проявленные в военных действиях, “Ванька” награждается двумя орденами, серебряной медалью и знаком отличия.
В конце декабря 1835 г. штабс-ротмистры Иван и Михаил Ралли увольняются со службы по домашним обстоятельствам и возвращаются в Кишинев. К этому времени нет уже в живых отца с матерью, братьев Григория и Маноила, сестры Марии.
Возвратившись, братья активно включаются в общественную жизнь Бессарабии. Иван значится [в 1844-1853 гг.] попечителем Кишиневской гимназии, избирается депутатом дворянства Хотинского уезда. В течение долгого времени братья добиваются утверждения семейства Ралли в дворянском звании. Герольдия Правительственного Сената затягивала рассмотрение этого вопроса с конца 1821 г., когда специальная комиссия во главе с наместником И.Н. Инзовым признала дворянское достоинство Ралли и внесла в 3-ю часть Родословной книги дворян» (Там же. С. 103).
Наконец, 22 апреля 1848 г. Департамент Герольдии Российской Империи переместил род Ралли из 3-й части Дворянской родословной книги (роды «восьмиклассного дворянства», за гражданские заслуги) в 6-ю (древние благородные дворянские роды, «коих доказательства дворянского достоинства за сто лет и выше восходят; благородное же их начало покрыто неизвестностию») (G. Bezviconi «Ralli-Arbure» // «Din trecutul nostru». № 17-20. Chişinău. 1935. Februarie-Mai. P. 75).
Попытавшийся прояснить обстоятельства, с которыми были связаны эти изменения и, в частности, на каких собственно документах они основаны, Г.Г. Безвиконный пришел к весьма неутешительным выводам: «Дело отсутствует. Семья подтвердила дворянство только в 1845 г. и зарегистрирована в 1848 г. - не знаем по какой причине - с древностью с 1794 г., в 6-й части Дворянской книги» (G. Bezviconi «Boierimea Moldovei dintre Prut şi Nistru». Vol. I. P. 173).



Часть балюстрады гульбища и двери в погреб помещичьего дома в усадьбе-музее Ралли в селе Долна Страшенского района Молдавии.

Строительство помещичьего дома в Долне, в котором размещается ныне усадьба-музей, осуществил Иван Захарович Ралли. Потому Пушкин никак не мог посещать этот дом. Он бывал в Юрченах. Там «имелся “небольшой конак (сельский господский дом)”, где остановились Пушкин и один из сыновей Ралли. Последнее сведение подтверждается записями в церковных книгах Юрченского святого архангела Михаила церкви. В ведомости за 1831 г. значится, что дворянская усадьба в Юрченах состояла из 4 домов, обслуживаемых 21 человеком. В Долне, которую собирались посетить приятели, господская усадьба была построена лишь во второй половине 1840-х гг. (во время строительства каменной церкви). […]



Ворота во двор храма Рождества Пресвятой Богородицы в Долне.

В середине прошлого века Иван - владелец Долны - строит здесь два каменных здания: нынешний “поэтический дом Рали” (М. Шагинян) и православную церковь Рождества Богородицы. Можно предположить, что даты, относящиеся к возведению церкви, связаны с именем Пушкина.



Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Долне.
Иван Захарович Ралли скончался 8 декабря 1858 г., о чем свидетельствует надгробный памятник у церкви. Там же похоронена и его супруга Анна Павловна, урожденная Полторацкая (Б.А. Трубецкой «Пушкин в Молдавии». Изд. 6-е. Кишинев. 1990. Биографический словарь знакомых А.С. Пушкина в Молдавии. №№ 158, 159).

1. Утверждение плана-проекта строительства церкви - июнь 1847 г. (10-я годовщина со дня смерти поэта).
2. Закладка фундамента церкви - апрель 1849 г. (к 50-летию со дня рождения).
3. Освящение церкви почетным лицом Кишиневской духовной консистории - сентябрь 1852 г. (к 30-летию пребывания поэта в этих местах).
(Приведенные данные записаны на обороте плана церкви. Два письма и план-проект церкви хранятся в филиале музея А.С. Пушкина в с. Долна, Молдова.)




Долнинские здания, построенные Иваном, являются единственными строениями из камня в более чем 12 имениях семейства Ралли. “Ванька” в отличие от его родителей, братьев и сестер погребен в 1858 г. в построенной им церкви, а его дети - в ограде последней.




Приведенные сведения создают привлекательный образ Ивана Ралли: высокая культурная эрудиция и образованность, храбрость и воинская доблесть, активная общественная деятельность в Бессарабии, - все это свидетельствует в пользу “порядочного молодого человека”, с которым был близок Пушкин и с которым он мог совершить совместную поездку в Долну и Юрчены. В память о дружбе Ралли с великим поэтом, вероятно, и построена каменная церковь в Долне» (В. Молкосян «Рукопись Ралли-Арбуре о Пушкине». С. 99, 103-104).

Продолжение следует.

История Бессарабии, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию», Безвиконный Г.Г., Двойченко-Маркова Е.М.

Previous post Next post
Up