Фрагмент плана Кишинева 1800 года.
Новые данные о доме Инзова в Кишиневе (продолжение)
Одной из первых пушкиноведческих работ, в которой упоминался дом Инзова в Кишиневе, является известный очерк П.И. Бартенева «Пушкин в Южной России». Под названием «Пушкин на Юге» первоначально он вышел в 1861 г. в московской газете «Русская Речь» (№№ 85-103. 22 октября - 31 декабря), издававшейся писательницей Евгенией Тур (Елизаветой Васильевной Салиас).
Генерал И.Н. Инзов, писал в нем Петр Иванович, дал Пушкину «квартиру в одном доме с собою. Дом этот, принадлежавший боярину Доничу и нанимавшийся для наместника на городские деньги, находился в конце старого Кишинева, на небольшом возвышении. В то время он стоял одиноко, почти на пустыре. Сзади примыкал к нему большой сад, расположенный на скате с виноградником. Кому любопытно, тот может найти вид его при Одесском Альманахе 1840 года. Развали до сих пор целы».
«Дом этот, - делает к этому месту примечание автор, - подвергался несколько раз разрушению от землетрясений. Дальнейшие подробности о помещении Пушкина взяты из статьи Н.В. Берга в “Москвитянине” 1854 г. № 4. Г[осподин] Берг говорит, что дом этот зовут в Кишиневе домом Инзова, но что он принадлежит живущему за границей боярину Донич. Но на фотографическом снимке с него присланном из Кишинева М.П. Погодину, находится надпись, в которой сказано, что домом владел Инзов, и что на нем до сих пор лежит казенное запрещение по делу о начете на Инзова от провиантского департамента».
«Это было, - продолжает далее П.И. Бартенев, - довольно большое двухэтажное здание; вверху жил сам Инзов, внизу двое-трое его чиновников. При доме в саду находился птичий двор со множеством канареек и других птиц, до которых наместник был большой охотник. […] Пушкину отведены были две небольшие комнаты внизу, сзади, направо от входа, в три окна с железными решетками, выходившие в сад. Вид из них прекрасный, по словам путешественников, самый лучший в Кишиневе. Прямо под скатом, в лощине, течет река Бык, образуя небольшое озеро. Левее - каменоломни молдаван, и еще левее новый город. Вдали горы с белеющими домиками какого-то села. Стол у окна, диван, несколько стульев, разбросанные бумаги и книги, голубые стены, облепленные восковыми пулями, следы упражнений в стрельбе из пистолета, - вот комната, которую занимал Пушкин. Другая, или прихожая, служила помещением верному и преданному слуге его Никите… […] В этом доме Пушкин прожил почти все время; он оставался там и после землетрясения 1821 г., от которого треснул верхний этаж, что заставило Инзова на время переместиться в другую квартиру. Воображению Пушкина могла даже казаться заманчивою жизнь под развалинами» («Русский архив». 1866. № 8-9. Стб. 1128-1129).
Вид из окна с железной решеткой пушкинской комнаты в доме Инзов на северо-запад. Рисунок А.С. Пушкина чернилами на отдельном листе. Октябрь 1820 - начало 1821. Пушкинский Дом. Е.х. 831 Л. 68 об.
И.П. Липранди, на правах очевидца, так прокомментировал приведенный нами отрывок из работы П.И. Бартенева: «Пушкин скоро переехал в нижний этаж дома, занимаемого Инзовым. На стр. 1128-й в выноске (№ 39) неправильно сказано, что дом принадлежал Инзову. Он принадлежал бессарабскому помещику Доничу и всегда нанимался под помещение главноуправляющего областью лица; так, перед Инзовым в нем жил А.Н. Бахметев. Дом этот никогда не принадлежал Ивану Никитичу» («Русский архив». 1866. № 8-9. Стб. 1264).
Именно в этом доме во время Своего посещения Кишинева 27-28 апреля 1818 г. останавливался Император Александр I:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/460933.htmlСвидетельство о доме Инзова оставила и другая современница Пушкина, знавшая его в бытность в Кишиневе - супруга преподавателя и эконома местной духовной семинарии Пелагея Васильевна Дыдицкая:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/461580.html Воспоминания, с ее слов, записал поселившийся в 1870 г. в Бессарабии историк и библиограф, инспектор Кишиневской духовной семинарии Лев Степанович Мацеевич.
«Инзов, - рассказывала старушка, - жил на горе, что теперь так и называется Инзова гора. Оттуда вид прекрасный на весь город. И сад там был отличный, сверху до низу все место было обсажено виноградом, крыжовником, малиною и разными фруктовыми деревьями. Инзов сам очень любил садоводство. А дом его был как дворец - хороший, особенно внутри. На Пасху тут на горе бывало гулянье. Мы ходили туда; когда Инзов уедет бывало в Болград, то мы тоже соберемся и идем туда, чтобы погулять в саду и посмотреть дом. Комнаты были в нем прекрасно отделаны: стены были выкрашены масляными красками, а на стенах нарисованы всякие ландшафты, разные деревья и проч. Очень, очень было красиво в доме. Инзова все уважали очень, но болгары особенно его любили. Когда он умер в Одессе, то они перевезли тело его в свой Болград и там похоронили» («Рассказ П.В. Дыдицкой» // Л.С. Мацеевич «Кишиневские предания о Пушкине» // «Исторический вестник». Т. XII. СПб. 1883. № 5. Май. С. 392; В.А. Яковлев «Отзывы о Пушкине с юга России. В воспоминание пятидесятилетия со дня смерти поэта. 29 янв. 1887». Одесса. 1887. С. 75).
Первый памятник генералу И.Н. Инзову, воздвигнутый на народные средства, собранные болгарскими колонистами, был установлен в центре Болграда на Соборной площади, между Спасо-Преображенским собором, мужской и женской гимназиями. Освящен 9 октября 1911 г. епископом Измаильским, викарием Кишиневской епархии епископом Гавриилом (Чепуром, 1874-1933). В первой пловине 1920 г. бронзовый бюст был снят румынскими властями.
О том, как выглядел дом Инзова в это время, можно судить по литографии, воспроизведенной в журнале, издававшемся в Российской столице живописцем и графиком Василием Федоровичем Тиммом (1820-1895).
Номер журнала «Русский художественный листок» (СПб. 1861. 10 ноября. № 32), в котором была воспроизведена литография дома Инзова в Кишиневе, сведения о которой были помещены на стр. 136.
Известно, что литография дома Инзова 1861 г. была выполнена по фотографии, сделанной в 1859 году.
Общий вид страницы из «Русского художественного листка».
Фрагмент страницы. Литография дома Инзова в Кишиневе - вверху между двумя портретами А.С. Пушкина.
Общий вид дома Инзова, представленный на литографии 1861 г., в основных своих деталях совпадает с фрагментом, зафиксированным на ставшей доступной недавно панораме Кишинева 1867 года.
Панорама с большим разрешением доступна здесь:
http://oldchisinau.com/kishinyov-starye-fotografii/kishinyov-v-vysokom-razreshenii/panorama-kishinyova-1867-god/
На этом фрагменте панорамы в центре на возвышенности видны руины дома Инзова.
Дом Инзова в еще большем приближении.
К тому же времени относится словесное описание дома Инзова историка и краеведа Николая Исидоровича Гербановского, сына настоятеля Кишиневского кафедрального собора и преподавателя местной духовной семинарии, перебравшегося в Одессу:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/615797.html«Хотя этот дом, - пишет он в одной из своих статей, - существующий и до сих пор, был принадлежностью частного владельца, но со времени квартирования в нем генерала Инзова и Пушкина, он и по сие время именуется то домом Инзова, то домом Пушкина. В последнее время некто из туристов, посетив развалины этого дома и обратив внимание на стены, исписанные большей частью безграмотными подписями, написал на них следующее:
Здесь жил маститый генерал,
Враг шумных пиршеств и забавы,
Здесь русский гений отдыхал,
Стяжав венок народной славы.
Его и школьник память чтит,
И часто, преклоня колена,
Рукою детскою на стенах
Здесь имя гения чертит».
(«Несколько слов о пребывании Пушкина в Кишиневе» // «Новороссийские ведомости. 1869. № 49. 29 ноября; В.А. Яковлев «Отзывы о Пушкине с юга России. В воспоминание пятидесятилетия со дня смерти поэта. 29 янв. 1887». Одесса. 1887. С. 100-101).
То же стихотворение под названием «Развалины дома Инзова в г. Кишиневе» было опубликовано им в книге «Стереоскоп эксцентричных типов (с рисунками) под управлением Залихватского (в стихах)» (Изд. Н. Гербановского. Кишинев. Тип. Н. Дезидериева. 1871. С. V), уже в 1912 г. в Бессарабии почитавшейся библиографической редкостью.
В подстраничном примечании к нему читаем: «О жизни А. Пушкина в г. Кишиневе под известным руководством бывшего Бессарабского губернатора Инзова, в доме которого Пушкин имел свою квартиру, было нами рассказано в “Новороссийских Ведомостях” 1869 г. в №№ 49 и 50-м. - Изд.»
Стихотворение соседствует с рисунком развалин дома Инзова, до сей поры не упоминавшегося ни в одном исследовании южных пушкинистов.
Продолжение следует.