Памятник А.С. Пушкину в Кишиневе.
БЕССАРАБСКАЯ ПУШКИНИАНА
МЕЖДУ МIРОВЫМИ ВОЙНАМИ (продолжение)
Среди других молдавских источников творчества А.С. Пушкина, изучением которых в той или иной степени занимались бессарабские и румынские исследователи, были легенды о Дафне и Дабиже (E. Dvoicenco «Puşchin şi România». Bucureşti. 1937. P. 33-35; E. Dvoicenco «Începuturile nuvelei istorice româneşti în ruseşte» // «Viaţa Românească». Bucureşti. 1937. № 4-5. Р. 31-34). Исследования в этом направлении Е.М. Двойченко-Маркова вела и позже, уже в СССР.
Без внимания не остались и предания об Овидии (C. Brătescu «Dobrogea la Ovidiu» // «Anuar de geografia şi antropogeografia». Bucureşti. 1910-1911. II; E. Dvoicenco, I.G. Dimitriu «Puşchin şi Ovidiu» // «Revista Fundaţiilor Regale». Bucureşti. 1941. № 1; N. Lascu «D. Cantemir despre exilul lui Ovidiu» // «Anuarul Institutului de studii clasice». Vol. IV. 1941-1942 (отд. оттиск: Bucureşti. 1942. 20 p.); D.M. Pippidi «Autor de la chronologie des Epitres d`Ovide ex Ponto» // «Recherches sur le culte imperial». Paris.-Bucarest. 1933).
Известно, что именно во время южного изгнания поэт заинтересовался фактом пребывания у Бендер Шведского короля Карла XII и гетмана Мазепы, укрывшихся здесь после поражения под Полтавой. Как известно, все это позже нашло отражение в пушкинской поэме «Полтава».
Мимо этих событий не прошли и румынские исследователи (A. Amiras «Cronica şederii lui Carol XII la Bender» // «Studii şi documente». Vol. XII; N. Iorga «Carol XII, Petru cel Mare şi ţările noastre» // «Analele Academiei». T. XXXIII. P. 1-57; N. Iorga «Charles XII à Bender» // «Revue historique du Sud-Est Europeén». 1926. P. 81-89; V. Mihordea «Carol al XII-lea la Tighina» // «Analele Academiei». 1943. S. III. T. XXV. Mem. 9 (отд. оттиск: Bucureşti. 1943. 39 p.); P.P. Panaitescu «Călători poloni în Ţările Române». Bucureşti. 1930).
Несомненный интерес для пушкинистов представляют и работы о Кишиневе - городе, в котором поэту суждено было прожить без малого три года.
Почти все исследователи в той или иной мере использовали известный труд Ивана Николаевича Халиппы (1871-1941) «Город Кишинев времен жизни в нем Александра Сергеевича Пушкина», впервые напечатанный в Кишиневе в 1899 году отдельным изданием, а в следующем - в составе первого тома «Трудов Бессарабской губернской ученой архивной комиссии» (I. Halippa «Oraşul Chişinău pe timpul şederii în el a lui Alexandru Sergheevici Puşchin» // «Viaţa Basarabiei». Chişinău. 1937. № 1-2. P. 60-69).
О Халиппе см.: G. Bezviconi «Istoricul Basarabiei - Ion Halippa» // «Viaţa Basarabiei». Chişinău. 1942. № 2-3. Р. 1-10. См. также нашу вводную статью к републикации вышеназванной работы И.Н. Халиппы в журнале «Кодры» (Кишинев. 1989. № 6. С. 32-35).
Статья Г.Г. Безвиконного 1942 г. «Историк Бессарабии - Ион Халиппа».
В 1925 году в издательстве Бессарабской секции Комиссии исторических памятников увидела свет работа историка Штефана Чобану (1883-1950) «Кишинев» (Şt. Ciobanu «Chişinăul». Chişinău. 1925. 122 p. См. также: P. Cazacu P. «Chişineul». Iaşi. 1921. 19 p.) Многие страницы этих книг - о городе пушкинской поры.
Издательская обложка первого издания книги Штефана Чобану «Кишинев». 1925 г.
Ценные для пушкинистов статьи печатались в «Ежегоднике Бессарабской секции Комиссии исторических памятников».
Богато иллюстрированная публикация румынского исследователя П. Константинеску-Яшь рассказывает о старых кишиневских постройках, сейчас уже не существующих, зримо представляет облик города пушкинских времен (P. Constantinescu-Iaşi «Cele mai vechi case din Chişinău» // «Comisiunea monumentelor istorice. Secţia din Basarabia. Anuar». Vol. III. Chişinău. 1931. P. 19-45).
Помещенные в публикации фотографии кишиневских домов пушкинских времен были приведены ранее в по́стах нашей публикации:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/448183.htmlhttps://sergey-v-fomin.livejournal.com/449666.htmlhttps://sergey-v-fomin.livejournal.com/450169.htmlhttps://sergey-v-fomin.livejournal.com/458780.htmlhttps://sergey-v-fomin.livejournal.com/459029.html
0
Статья П. Константинеску-Яшь «Самые старые дома в Кишиневе» 1931 г.
Петре Константинеску-Яшь (1892-1977) окончил литературно-философский факультет Ясского университета А.И. Кузы, получив диплом историка (1914); преподавал в лицеях в Яссах, Хуши и Бырлада (1914-1926); профессор Ясского университета (1925-1936).
Еще в 1910 г. будущий историк вступил в социал-демократическую партию Румынии, а в 1921-м - в коммунистическую. В 1933 г. он принял участие в создании Национального антифашистского комитета, а в 1934-м был одним из основателей ассоциации друзей СССР. За противоправительственную деятельность арестовывался и подвергался тюремному заключению.
В годы послевоенного советского военно-политического доминирования Константинеску-Яшь занимал ряд высоких должностей: был заведующим кафедрами истории искусств (1944-1948) и истории Румынии (1944-1952) Бухарестского университета, заместителем председателя Президиума Великого национального собрания PHP (1948-1953), министром культов (1953-1957), вице-председателем Генерального совета Общества румыно-советской дружбы / АРЛУС (1948-1963), директором Румыно-советского института Академии PHP (1957-1964), членом Государственного совета PHP (1963-1965).
Петре Константинеску-Яшь.
В другой статье, вышедшей еше в первой книге того же ежегодника и написанной Штефаном Берекетом, повествуется о пяти старейших церквах Кишинева, многие из которых не сохранились (Şt.Gr. Berechet «Cinci biserici vechi din Chişinău» // «Comisiunea monumentelor istorice. Secţia din Basarabia. Anuar». Vol. I. Chişinău. 1924. P. 112-148. См. также: V. Curdinovschi «Cele mai vechi biserici Ortodoxe din Basarabia» // «Revista Societăţii istorico-arheologice bisericeşti din Chişinău». Chişinău. 1925. P. 18-42).
Дополняет эти публикации вышедшая позднее книжка уже знакомого нам П. Константинеску-Яшь: P. Constantinescu-Iaşi «Biserica sf. Gheorghe din Chişinău». Chişinău. 1928.
Издательская обложка книги П. Константинеску-Яшь 1928 г. о Свято-Георгиевском храме, построенном по инициативе болгарских переселенцев и освященном в 1819 г. незадолго до приезда А.С. Пушкина в Кишинев.
Часть помещенных в статье о кишиневских храмах Шт. Берекета 1924 г. фотографий также была опубликована нами ранее:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/460677.htmlhttps://sergey-v-fomin.livejournal.com/578016.htmlhttps://sergey-v-fomin.livejournal.com/580030.html
Статья Штефана Берекета «Пять старинных кишиневских церквей» 1924 г.
Автор публикации Штефан Григоре Берекет (1885-1946) - выпускник Бухарестской духовной семинарии и богословского факультета столичного университета (1909), доктор права Ясского университета (1922). Профессор румынского языка и права Кишиневской духовной семинарии (1923-1926), кафедры новой церковной истории Кишиневского богословского факультета (1926-1927) и кафедры истории старого румынского права Ясского университета (1930-1946).
Оставаясь формально на этой последней должности, во время второй мiровой войны он находился в армии: сначала в Одессе в качестве военного прокурора (1941-1942), затем, в 1942-1943-м, переводчика на передовой (кроме французского и итальянского, Берекет знал еще русский и болгарский) и, наконец, снова в Одессе, в контрразведывательных структурах (1943-1944), занимаясь, в частности, расследованием деятельности выявленных там партизанских групп. О послевоенной его судьбе ничего не известно за исключением того, что по некоторым данным скончался он в 1946 г. я Яссах. При каких обстоятельствах - неизвестно.
Обложка первого выпуска «Ежегодника Бессарабской секции Комиссии исторических памятников» (Кишинев. 1924), в котором была напечатана статья Шт. Берекета.
Возвращаясь к статье Штефана Берекета о старинных кишиневских храмах, помещенной в первом выпуске «Ежегодника Бессарабской секции Комиссии исторических памятников», отметим: все их, в бытность свою в Кишиневе, видел А.С. Пушкин, во многих из них бывал, а Благовещенскую церковь, судя по сохранившимся его рисункам, посещал неоднократно. Достоверно известно также, что в храме Святых Архангелов Михаила и Гавриила поэт исповедовался и причащался в марте 1822 года:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/461468.htmlЗаслуживают внимания и частично описанные в статье прицерковные некрополи. Так, рассказывая о несуществующей ныне Ильинской церкви, Шт. Берекет приводит фотографию надгробного памятника и надпись на могиле супруги небезызвестного бессарабского знакомого А.С. Пушкина - Замфираки Ралли - Смаранды, урожденной Арбуре, скончавшейся 19 мая 1815 года.
Интересен и некрополь Константино-Еленинской церкви, в настоящее время также не существующий:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/578016.html На этом кладбище на Рышкановке было погребено также немало современников А.С. Пушкина (Е. Шатохина «Гений юный и мятежный» // «Комсомольская правда». 1987. 8 февраля. См. также: Г. Безвиконный «Бессарабская старина. (Рышкановское кладбище в Кишиневе)» // «День». Кишинев. 1929. 17 ноября).
Состав Комиссии исторических памятников на обороте первого выпуска ежегодника 1024 г.
В 1938-1939 гг. бессарабский краевед Н.Н. Толмачевский составил некрополь сохранившегося до сих пор Центрального кишиневского кладбища «по Армянской улице», на котором было много могил знакомых поэта. К сожалению, рукопись погибла в 1944 году (Г.Г. Безвиконный - А.С. Киделю // Рук. отд. Музея румынской литературы имени М. Когэлничану в Кишиневе. № 7250). Подробнее см.:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/615483.htmlНемало написал о Кишиневе и сам пушкинист Г.Г. Безвиконный. Первоначально датой основания города считался 1436 год, отсюда и название работы ученого 1936 года - «Полутысячелетие Кишинева» (G. Bezviconi «Semi-mileniul Chişinăului» // «Din trecutul nostru». № 31-34. Chişinău. 1936).
Особый интерес для нас представляют две ее главы: пятая - «Из кишиневской жизни после 1812 года» (с. 32-47) и седьмая - «Губернатор Фантон де Веррайон» (с. 63-67), сопровождающиеся многочисленными репродукциями работ бессарабского художника Анатолия Кудинова (1910-1978) с видами старого города и другими памятниками прошлого, многие из которых, увы, уже не существуют.
Начало очерка Г.Г. Безвиконного «Полутысячелетие Кишинева» 1936 г.
Первая из них рассказывает о пребывании поэта в Кишиневе, вторая - о кишиневском знакомом А.С. Пушкина, прапорщике Квартирмейстерской части М.Л. Фантоне де Веррайоне. Практически это первая наиболее полная биография Михаила Львовича, написанная Г.Г. Безвиконным на основании сведений, предоставленных ему внуком губернатора - адмиралом П.И. Патоном-Фантоном де Веррайоном через посредство Татьяны Балас, внучки адмирала (с. 63).
Обложки книги Штефана Чобану и очерка Г.Г. Безвиконного о Кишиневе, переизданных в 1996 г. Юрием Колесником в кишиневском издательстве «Museum».
Была, наконец, и еще одна, безусловно, интересная для пушкинистов статья этого исследователя - «Кишинев былых времен» (Bezviconi G. «Chişinăul de altădată» // Bezviconi G. «Profiluri de ieri şi de azi. Articole». Bucureşti. 1943. P. 68-92). Сорок с лишним лет спустя она была перепечатана нами в журнале «Нистру» (Кишинэу. 1989. № 12. П. 89-101).
Начало статьи «Кишинев былых времен» в сборнике «Вчерашние и сегодняшние профили». Бухарест. 1943 г.
Ее автор Г.Г. Безвиконный пишет о топографии города времен пребывания там поэта, рассказывает о местоположении боярских домов, в которых бывал А.С. Пушкин, об улицах и прежних их названиях, о старых кишиневских церквях и кладбищах, на которых были погребены знакомые поэта.
Републикация очерка Г.Г. Безвиконного «Кишинев прошлых лет» в журнале «Нистру» (1989. № 12) с нашим к нему предисловием: С. Фомин «Долгий путь возвращения» (с. 85-88).
Дополнительную ценность этой публикации предают уникальные сведения о разрушениях исторических зданий Кишинева, связанных с пребыванием поэта, совершенных советскими властями при оставлении города в июле 1941 года.
На основе двух этих работ в годы войны Георгий Гаврилович написал и издал книгу, к сожалению, оставшуюся нам пока что недоступной : G. Bezviconi «Chişinăul romantic». Iaşi. 1943.
Продолжение следует.