ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (54)

Mar 16, 2022 09:04



Маска чумного доктора, выставленная в одном из исторических музеев Германии. XVI век.

Доктор Шуллер (продолжение)

Существовало в Кишиневе и еще одно место, соединявшее упомянутых нами ранее братьев Кантакузино, генерала М.Ф. Орлова, А.С. Пушкина, Ф.М. Шуллера и еще многих-многих других.
Дом этот, принадлежавший греку Михалаке Кацике, находившийся на улице, до 1924 г. называвшейся Кациковской (ныне это улица Богдана Петричейку Хашдеу), цел до сей поры.



Дом Кацики.

Первые сведения о его хозяине еще в довоенную пору собрал пушкинист Г.Г. Безвиконный (G. Bezviconi «Boierimea Moldovei dintre Prut şi Nistru». Vol. I. Bucureşti. 1940. P. 78; Vol. II. Bucureşti. 1943. P. 45).
Михаил Григорьевич Кацика (1785-1858) был не только этеристом, но и масоном. Происходил он из семьи I ранга из Ионии, был вел-капитаном в Молдавском княжестве, в 1818 г. причислен к российскому дворянству, в 1818-1821 гг. служил оргеевским казначеем. Похоронен на Рышкановском кладбище рядом с супругой Марией Георгиевной, урожденной Кинези (ум. 1860).



Храм Равноапостольных Царя Константина и Царицы Елены (до 1834 г. Воскресения Христова) в селе Рышкановка. Фотография начала 1920-х годов.



Вмурованная в стену храма доска, сообщающая о возведении в 1777 г. храма бив-вел-спатарем Константином Рышкану.

Не раз посещавший это находившееся при церкви Равноапостольных Царя Константина и Царицы Елены старинное кишиневское кладбище, Г.Г. Безвиконный писал: «Возвышаются надгробные памятники с румынскими надписями, сделанными Георгием Н. Доничем, принадлежавшие семьям Донич, Руссо и другим. Постельник Мэкэреску, усопший в 1788 году, коллежский асессор Яманди, семья Ралли, Зилоти, Кохановские, Стамо, Кацики, Александри, губернатор Константинович (ум. 1903) и его жена - все они погребены на этом кладбище» (G. Bezviconi «Profiluri de ieri şi de azi. Articole». Bucureşti. 1943. P. 75).
Ныне оно, увы, не существует: в 1970-х, при строительстве скоростной трассы и цирка, его уничтожили: часть недавних могил родственники перенесли на городское кладбище Дойна; некоторые старинные намогильные памятники и плиты, большей частью поврежденные, расставили возле уцелевшего храма.



Снесенные в 1970-х ворота во двор храма и на кладбище вокруг него.

Обратившись по указанной Г.Г. Безвиконным ссылке на архивное дело о причислении М.Г. Кацики к российскому дворянству, молдавский пушкинист Б.А. Трубецкой опубликовал документ, подписанный людьми, входившими в круг близких пушкинских знакомых: Варфоломеем, Ралли, Стурдзой, М. Крупенским. Все они свидетельствовали, что Кацика «происхождение имеет от первостатейной и честной греческой фамилии Иоании. Сам проситель в течение 20-летнего своего здесь пребывания вел жизнь честную и благородному званию соответствующую» (Б.А. Трубецкой «Пушкин в Молдавии». Изд. 6-е. Кишинев. 1990. С. 159).
Автор далее делает несколько уточнений: в службу Кацика вступил в 1804-м, в 1825-м вышел в отставку с должности таможенного сборщика пошлин. Согласно списанным с надгробных плит сведениям Б.А. Трубецкой дает другие даты рождения и смерти М.Г. Кацики (1779-18.9.1858) и его супруги «Марии Егоровны, урожденной Кинзей» (ум. 16.9.1830). Этими данными он поделился с составителем словаря «Пушкин и его окружение» Л.А. Черейским. Чему верить - вопрос открытый.



Снос Рышканского кладбища. 1970-е годы.

…Небольшой домик в полтора этажа на тихой кишиневской улочке, принадлежавший греку Михалаке Кацике, - немой свидетель многих важных событий. Здесь проходили заседания масонской ложи «Овидий», одним из членов которой был А.С. Пушкин.
В своих воспоминаниях И.П. Липранди указывает на два важных (и далеко не случайных) обстоятельства: «Масонская ложа была устроена в доме Кацики, занимаемом дивизионным доктором Шулером…» («Русский архив». 1866. Стб. 1248).
«…Не связанному с организацией лицу, - справедливо отмечают о домовладельце исследователи, - гетеристы не поручили бы такого ответственного дела» (Л.Н. Оганян «Общественное движение в Бессарабии в первой четверти XIX в». Ч. I. Кишинев. 1974. С. 181). Что же касается доктора, то о принадлежности его к Кишиневской ложе впервые упомянул в одной их своих работ («Декабристы-масоны» // «Минувшие Годы». СПб. 1908, № 3. С. 164) историк В.И. Семевский.
Федор Михайлович был вольным каменщиком со стажем. Согласно хранящемуся в архиве списку масонов 2-й армии, он стал им еще в Париже, вступив в ложу «Parfaite Réunion», принадлежавшую Великому Востоку (Там же).



Медаль масонской ложи «Parfaite Réunion».

«Равенство между членом “Союза Общественного Благоденствия” П.С. Пущиным и врачом Ф.М. Шуллером, - комментирует свидетельство И.П. Липранди историк, - весьма многозначительно. […] По нашему мнению Ф.М. Шуллер стоял во главе масонской ложи в первый период ее деятельности, когда готовилось выступление Гетерии, устанавливался контакт между кишиневскими декабристами и руководителями Гетерии и ложа играла значительную роль в этой подготовительной работе» (Л.Н. Оганян «Один из предполагаемых соратников кишиневских декабристов». С. 38).
Выводы основываются на позднейших высказываниях самого Ф.М. Шуллера, сделанных им 20 декабря 1826 г. в Симферопольском госпитале. В документе, обнаруженном в Центральном Государственном военно-историческом архиве, говорилось о существовании «двух тайных обществ в г. Каменец-Подольске и Кишиневе, в коих гроссмейстерами были в первом инспектор врачебной управы Диммер, в во втором дивизионный доктор, надворный советник Шулер» (Л.Н. Оганян «Общественное движение в Бессарабии в первой четверти XIX в». Ч. I. С. 182).
(Упомянутый Франц Степанович Диммер - доктор медицины, надворный советник, инспектор Подольской врачебной управы - был членом кружка декабриста майора В.Ф. Раевского в Каменец-Подольске.)



Дом М.Г. Кацики. Современный снимок.

Открытая в Кишиневе масонская ложа принадлежала к новому послушанию - Великой директориальной ложе «Астрея», названной в честь богини Правосудия и учрежденной 30 августа 1815 года, - одной из первых суверенных организаций вольных каменщиков в России, обладавшей независимым от иностранных великих лож статусом.
В ней практиковались несколько разных ритуалов, отсутствовал контроль и подчинение со стороны высших градусов (впрочем, как и сами эти высшие градусы). Для своих работ Великая ложа «Астрея» избрала шведскую систему, однако каждая из лож вправе была самостоятельно выбирать для себя любую из существовавших в то время масонских систем.
В 1821 г. к Великой ложе «Астрея» принадлежало 19 функционировавших в России лож, объединявших 1404 масона: 797 в Петербурге и 607 в прочих городах Империи. Работы в них велись на немецком, французском, русском и польском языках; на двух и даже трех одновременно. В Кишиневской ложе был принят французский язык (А.И. Серков «“Пророк и “мастер стула”. Новое о масонстве Пушкина» // «Родина». М. 1997. № 5. С. 50).
Согласно имеющимся документам, Кишиневская масонская ложа была учреждена 7 июля 1821 г.
Протоколом от 17 сентября 1821 г. Великая ложа «Астрея», удовлетворяя прошение вольных каменщиков из Бессарабии, даровала конституцию открывающейся в Кишиневе ложе под названием «Овидий», назначив ей номер «25».
7 ноября в Кишинев был выслан диплом и «Овидий» был рекомендован для «братской дружбы всех лож союза».
9 декабря 1821 г. Кишиневская ложа была закрыта.
Тем не менее 20 января 1822 г. Великая ложа «Астрея» известила Великую провинциальную ложу об учреждении в Кишиневе новой ложи под названием «Овидий».
1 августа 1822 г. последовал Высочайший Рескрипт Императора Александра I на имя управляющего министерством внутренних дел графа В.П. Кочубея «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ»: «Все тайные общества, под какими бы они наименованиями ни существовали, как то: масонские ложи или другими - закрыть и учреждения их впредь не дозволять».
Такова отраженная в официальных документах внешняя канва событий, этим, однако, не ограничивавшаяся…



Эмблема Великой ложи «Астрея» с изображением одноименной богини Правосудия. 1815 г.

Дате учреждения Кишиневской ложи (7 июля 1821 г.) - что давно уже отмечено исследователями - никак не соответствует запись в дневнике А.С. Пушкина за тот же 1821-й год. В ней, как весьма важную для себя дату, поэт отметил: «4 мая был принят в масоны».
На этом формальном, без знания предмета и понимания обстоятельств и обстановки, «несоответствии» пушкинского свидетельства дошедшей до нас далеко не в полном виде подборке документов строятся ныне сколь фантастические столь и смехотворные утверждения, вроде, к примеру, вот таких: «Итак, Пушкин масоном не был! Внимательное изучение документов его времени позволяет сделать категорический вывод: “масонство” Поэта оказалось всего лишь Бессарабской легендой. Шуткой, мистификацией в пику тем, кто его отправил в ссылку в Кишинев. Веселым человеком был Пушкин!»: http://svainstitute.ru/stati/pushkin-masonom-ne-byl.html



Дом первой трети XIX в Кишиневе на улице Стефана Великого, 76 (Харлампиевской / Золотой, ныне Александру чел Бун), не сохранившийся.

Совершенно в ином свете видятся эти внешние противоречия тем, кто всесторонне, серьезно, на основании источников, исследовал этот вопрос.. «На основании изучения опубликованных и неопубликованных материалов нам кажется, что начало деятельности Кишиневской масонской ложи “Овидий” следует отнести к более раннему времени. Если пушкинская дата вступления в ложу - 4 мая 1821 г. - считалась наиболее ранней датой, связанной с деятельностью ложи, то до открытия ее должен был быть еще значительный подготовительный период. Начало его падает на декабрь 1820, январь и начало февраля 1821 г.» (Л.Н. Оганян «Общественное движение в Бессарабии в первой четверти XIX в». Ч. I. С. 180).
Приведенная цитата взята нами из книги 1974 г. Прошло совсем немного времени и сказанное стало документально подтверждаться. В одном из архивов был выявлен документ - показания возглавлявшего ложу «Овидий» генерала П.С. Пущина, направленные им 30 ноября 1821 г. петербургским властям (а потому, заметим, и не до конца откровенные):
«В мае или июне сего 1821 г., находясь в Кишиневе, познакомился я с несколькими масонами, с коими между прочим разговорами вошло предложение завести в Кишиневе ложу… Согласился вместе с прочими подписать прошение к великой ложе Астреи, имеющей право… давать позволение на основание лож по всей России. […]
…Так как в Кишиневе масонов в то время было весьма мало, а по статусу ордена требовалось, чтобы ходатайство подписали хотя бы девять человек, то это первое предложение, насколько я помню, осталось без всякого исполнения до июля или августа, когда случайно съехались в Кишинев масоны: бароны Шамбано, Треска, Флери, Бранкович, Гирланда, Максимович, Бернардо и я, и написали прошение в Петербург к великой ложе Астреи…
Узнав о нахождении в разных местах Бессарабии еще нескольких братьев и именно: г. Тардана, подполковника Кюрто и Бароци в Аккермане и генерал-майора Тучкова и Драгичевича в Измаиле, положили мы послать к ним наше прошение с просьбою, чтобы они подписали оное, на что господа сии согласились и прошение наше отправлено было в Петербург за сими 13-ю подписями» (И.Ф. Иовва «Передовая Россия и общественно-политическое движение в Молдавии». Кишинев. 1986. С. 75).

Продолжение следует.

История Бессарабии, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию», Безвиконный Г.Г.

Previous post Next post
Up