В 1945 г. вместе с генералом Петром Николаевичем Красновым советскими спецслужбами был захвачен его личный архив военного времени. Ныне эти документы сосредоточены в Государственном архиве Российской Федерации и Российском Государственном военном архиве.
В 2018 г. часть этого собрания была опубликована в книге «Переписка генерала П.Н. Краснова. 1939-1945 гг.», редакторы-составители С.Ю. Василенко, И.В. Грибков, С.И. Дробязко, московское издательство «Сеятель». Тиражом, к сожалению, всего лишь 200 экземпляров.
Одними из самых поразительных опубликованных там писем, на наш взгляд, являются написанные генералу теми русскими эмигрантами (главным образом офицерами Российской Императорской Армии), которые с началом войны с СССР или после вхождения чуть ранее Красной Армии в страны Прибалтики столкнулись со своими советскими соотечественниками.
Прошло менее четверти века, но как всё переменилось. Чувства, испытанные самыми разными корреспондентами генерала П.Н. Краснова, были на удивление едиными: шок и разочарование
Авторам писем виделось: произошедшие изменения необратимы.
Даже сохранившиеся на сей счет воспоминания, носящие следы осмысления и анализа postfactum, не столь поражают. Тут же первоначальное незамутненное впечатление.
Старая Россия встретилась с Россией новой, заглянула ей в глаза и вот что увидела…
Вернулся с русского фронта, где я 4 месяца пробыл и спешу сообщить Вам, что я там все видел:
Леса прекрасны. Скота много, но отдают за пачку махорки гуся, индюка, за бутылку водки теленка… Поля плохо обработаны. Дичи не видно. Ни заца, ни рябчика, ничего! Лишь воронье, крысы, клопы и уйма мух!
Народ? Народ поменялся. Тупая серая масса, без юмора, без мелодичных песен, без Бога.
Лишь когда жидов ругаете, - контакт получается. Они ругают жидов-директоров и переходят на большевиков.
Годы 07-22 рождения неисправимы. Наглы и холодны, безсердечны. Пропавшие люди. А другая масса - кисель.
В деревне Т. рассказывал о Германии, Гитлере и кончаю: «…вот скоро и церковь у вас ваша будет…» Отвечают: «А мы ужо крещены». Недоумеваю, откуда поп. «А - ч… (!) его знает. Не горазд по-русски брехал. Верно, католик. Сказал, что другой веры нет…» Угощение, водка и вся православная деревня - католики!
Я докладывал, просил прислать русские (не славянские) Новые Заветы и монахов из Болгарии вместо поляков-католиков. Иначе у нас они там опять свою пропаганду начнут, как в Польше.
В лазарете воздух плох. «Откройте окно!» Ничего. Через 3 недели еще хуже. Ничего! Подняли пол, а там задушенный труп ждет, 3 недели. За пачку махорки задушили.
В лагере многие не знают, против кого они сражались и где они сейчас.
Старший врач, образованный, симпатичный дает ответ: «Вы правы. Я, отсидев 3 месяца в тюрьме у советов, сегодня не могу, не в состоянии Вам ответить, что будет с Россией. Могу лишь думать, что будет на обед, а на ужин не могу… Забиты мы!» […]
Наши девочки 17-26 лет, убирали комнаты и как обезьяны кричали, увидев мое увеличительное зеркало для бритья. […] Одеты чисто, без чулок и туфель. Одежда скромная, но шкафы, граммофоны у всех. Холодны к старым нашим мелодичным песням и шуткам.
Чудный нанялся столяр. Хочет приехать к сыну по окончании войны. Вся семья прелестна. Хороши были 2 поляка плотника. Остальные - безтолковы.
Техники лучше прежних, но лодыри.
Ругают совхозы за наказание за прогул и опоздание. Не могут этой (!) обиды забыть. Показательно. […]
Что мерзавцы-большевики успели натворить за эти годы..
Мальчики резвы, горят, коль аэроплан видят. Девицы попрошайничают. Воровства в лагерях не было ни разу. Тысячи пленных уныло на свободе гуляют. Партизаны - лишь за еврейские деньги попадались, но были.
21 октября 1941 г.
А.А. Дерингер - генералу П.Н. Краснову.
Дерингер (1877-1959) - офицер Российской Императорской армии, летчик, один из основателей автомобильного спорта в России. Житель Царского Села.
«Переписка генерала П.Н. Краснова. 1939-1945 гг.». М. 2018. С. 137-138.