Маска чумного доктора, выставленная в одном из исторических музеев Германии. XVI век.
Доктор Шуллер (продолжение)
Сложившееся к 1821 году положение во многом было безпрецедентно. Прежде всего, отметим: цели этеристов совпадали с устремлениями других европейских революционеров-заговорщиков, включая отечественных декабристов. Разумеется, это было весьма предсказуемым, лишний раз указывая на тесные взаимосвязи тайных обществ - Революционный Интернационал.
Однако на сей раз проявили себя также силы, попытавшиеся превратить устремления греческих заговорщиков в цели официальной российской внешней политики. По существу они хотели поставить себе на службу Российскую Империю - победителя наполеоновской «Коронованной Революции», развалив тем самым Священный Союз, созданный Монархами для противостояния новому революционному натиску на государства Европы. Удивительно, но это едва не увенчалось успехом.
Чтобы разобраться во всех хитросплетениях задуманного, нам не остается ничего другого, как попытаться, не торопясь, внимательно присмотреться ко всем извивам геополитических перекрестков.
Еще в 1796-1797 гг. греческий поэт Константин Ригас создал в Вене строго законспирированную организацию «Этерия». Структура, сложная иерархия, секретные знаки, таинственные ритуалы, страшная клятва верности, - всё это ясно указывало на ее происхождение от масонских лож и вент карбонариев. Связь последователей этого движения со скрытой до времени силой подтверждал впоследствии в своих донесениях декабрист и, одновременно, военный разведчик П.И. Пестель (А.П. Заблоцкий-Десятовский «Граф П. Д. Киселев и его время». Т. IV. СПб. 1882. С. 14).
Влияние этой тайной организации быстро распространилось как в самой Греции, так и в греческой диаспоре разных стран мiра.
В ноябре 1797 г. вышло подпольное издание Ригаса - настоянный на якобинских идеях «Революционный манифест, или Новый политический строй для народов Румелии, Малой Азии, островов Средиземного моря, Валахии и Молдавии». В нем явственно проступали контуры нового государства, которому автор дал название: «Греческая республика». Для него же Ригас нарисовал даже особый флаг:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/581793.htmlВ 1796 г. поэт ездил в Венецию заручиться поддержкой своих планов французским революционным генералом Наполеоном Бонапартом. После встречи он намеревался отбыть в Грецию, однако по пути, в Триесте, был схвачен австрийскими властями, передавшими революционера-заговорщика турецкому наместнику в Белграде. Там 24 июня 1798 г. Ригас был казнен.
Последними словами его, как говорят, были «Я посеял свободу, пусть другие придут и пожнут».
Вот эти-то «жнецы», взяв серпы, и перешли Прут в феврале 1821 года…
Предводителем их был князь А.К. Ипсиланти, у деда которого Ригас служил секретарем.
Константин Ригас (1757-1798).
Важно понимать, что уже для современников геополитические виды этеристов не составляли никакого секрета.
«Греки, - писала в 1822 г. английская газета “The Morning-Herald”, - намерены составить из отдельных областей своих союзную Республику, наподобие Североамериканских Штатов, и поручить главное управление Конгрессу, составленному из депутатов каждой области. Сим способом надеются они придать своим делам более единства и силы».
Знал об этом и русский читатель, в том числе, вероятно, и А.С. Пушкин. В ноябре 1829 г. в издававшемся знакомым поэта историком, профессором Московского университета М.Т. Каченовским (1775-1842) журнале «Вестник Европы» был опубликован перевод публикации 1828 года из «North American Review». Этот первый американский литературный журнал, основанный в Бостоне в 1815 г., выходил непрерывно вплоть до 1940 года.
«…В Молдавии и Валахии 1821 года, - сообщалось в публикации, - вспыхнула Греческая революция в тамошних провинциях. Непосредственным побуждением к тому было братское общество εταιρεια [sic!], уже за несколько лет перед тем существовавшее внутри и вне Турции и действовавшее постоянно. План сего патриотического союза был обширен, а целью оного предназначено было изгнание турков из Европы и учреждение новой союзной республики, которую надлежало составить из провинций Европейской Турции. Из земель сих долженствовал составиться восемь областей, именно: Кандия с прочими островами, Морея, Восточная Греция с Македонией, Западная Греция со всею Албанией даже до Австрийской границы, Сербия, Дакия (т.е. Молдавия и Валахия), Булгария и Фракия. Главным городом и пребыванием союзного Конгресса назначено быть Константинополю, а государственный устав Соединенных областей Северной Америки долженствовал служить образцом для внутреннего устройства и управления.
Таков был план революции, впрочем известный во всех подробностях своих только немногим руководителям, самым деятельным. Даже и допущенные к таинствам по большей части думали сперва, что дело идет о восстановлении Греческой Империи; ибо сими красками прикрыть был умысел, для того чтобы утишить подозрения, с какими Кабинеты стали бы взирать на революцию, когда надлежало ей вспыхнуть» (М.Т. Каченовский «Молдавия и Валахия, и начало в сих странах восстания Греческого. (Из последней тетради журнала “North American Review 1828 г.”» // «Вестник Европы». Ч. 169. М. 1829. № 21. С. 56-57.
Этой американской составляющей проекта этеристов есть независимое подтверждение со стороны того же декабриста П.И. Пестеля, писавшего весной 1821 г. в одном из своих донесений о желании греков образовать «федеральную республику наподобие Американский Соединенных Областей» («Documente privind istoria Romîniei. Răscoala din 1821». Vol II. Bucureşti. 1959. Р. 131).
Совершенно неожиданно этот заявленный Ригасом геополитический тренд попытался использовать вознесшийся на вершины власти Российской Империи - граф Иоанн Антонович Каподистрия, с августа 1816 г. занимавший пост управляющего Министерством иностранных дел.
И.А. Каподистрия. Рисунок Пушкина на черновике рукописи «Руслан и Людмила».
«Каподистрия, - читаем в одном из исследований, - предлагал прочно закрепиться на достигнутых после Отечественной войны 1812 года позициях в Европе и продолжить геополитический тренд на юг с целью обезпечить выход к территории бывшей Византии с перспективой формирования политико-географического образа России в качестве мощной европейской державы с “фактором античного наследия”.
…Это нашло выражение в плане Каподистрии относительно судьбы Османской империи, который предусматривал создание на месте владений Османской империи, и, в частности, на Балканах, суверенных православных государств под совместным покровительством “концерта великих держав” с последующей их трансформацией в “союз православных государств”. Поэтому так называемая “Петербургская Империя” воспринималась им только в качестве продукта былого Века Просвещения, а западный вектор политики, определенный Петром Великим и Екатериной Второй, приверженцем которого являлся Нессельроде, он не считал перспективным, поскольку это не позволяло охватывать всю Россию в образно-символическом и проективном смысле.
По сути Каподистрия вел дело к тому, к тому, что Российская Империя должна была трансформироваться из “петербургской в московскую или нижегородскую республику” (как предлагал потом декабрист Пестель в “Русской Правде”), чтобы в новых геополитических условиях создать иные механизмы внешней политики для сохранения Россией своего православного цивилизационного блеска.
Нессельроде же считал, что если Османской империи предстоит разрушение, то должен произойти передел ее владений только между Австрией и Россией, и Санкт-Петербургу нужно по-прежнему оставаться символом европейской империи. Наличие двух принципиально отличающихся друг от друга концепций внешней политики, олицетворением чего являлись Каподистрия и Нессельроде, обострило борьбу в высших эшелонах власти…»:
https://ava.md/2012/01/16/istoriko-prosvetitel-skiy-post-6-kak/
Портрет графа К.В. Нессельроде работы П.Ф. Соколова.
Карл Васильевич Нессельроде (1780-1862) - управляющий Иностранной коллегией (с 1816). Сопровождал Императора Александра I на Конгрессы Священного Союза в Аахен, Троппау, Лайбах и Верону. Сторонник Союза Трех Императоров, решительный противник революционного движения. После того, как в 1822 г. Каподистрия отправился в безсрочный отпуск, Нессельроде стал единственным министром иностранных дел. Занимал этот пост дольше, чем кто-либо другой в отечественной истории. Вице-канцлер Российской Империи (12.12.1823). Член Верховного уголовного суда по делу декабристов (1826).
Неудивительно, что задолго до начала Греческого восстания по Петербургу уже ходили упорные слухи о готовящейся войне с Османской империей (нетрудно понять, кто их инициировал и поощрял). Всё это совпадало с устремлениями греков-фанариотов в Молдавском и Валашском Княжествах, в среде которых вновь возродилась т.н. «Μεγάλη Ιδέα» / «Великая Идея», основу которой составляли рассуждения об имперской судьбе греческого народа и реставрации под их водительством Византийской Империи.
На этом фоне в сентябре 1818 г. руководители «Филики Этерия» решили напрямую связаться с Каподистрией, пригласив его войти в свой состав. В 1820 г один из видных этеристов Эммануил Ксантос (1772-1852) ездил в Петербург для личной встречи с графом.
Не все приверженцы И.А. Каподистрии разделяли, однако, его геополитические устремления. Так, близкие ему и, одновременно, Императору Александру I брат и сестра Александр Скарлатович Стурдза и Роксандра Скарлатовна Эдлинг (
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/448330.html), которых также хорошо знал А.С. Пушкин, судя по доверительным беседам, которые вел с ними Ф.Ф. Вигель, придерживались иных взглядов на будущее Балкан.
«Освобождением одной Греции, по мнению его, - вспоминал об одном из разговоров со Стурдзой Вигель, - дело на Востоке не должно было кончиться.
Из слов его заметить было можно надежду, что греки, окрепнув, через несколько лет одолеют окончательно прежних притеснителей своих, восстановят по прежнему Императорское достоинство в Константинополе, и что, исключая Молдовлахии [sic!], все народы, живущие на Север от сей столицы вдоль по Дунаю, войдут в состав сей возобновленной империи».
При этом, «расшифровывая» это «исключение» (а по существу главное и принципиальное разногласие Стурдзы с планами Каподистрии и этеристов), Вигель утверждал, что его собеседник «не скрывал желания своего видеть Молдовлахию особым царством, с присоединением к ней Бессарабии, Буковины и Трансильвании». На это Филипп Филиппович весьма резонно возражал, что «исполнение этих мечтаний представлялось ему невозможным».
«В кратковременное пребывание мое в Кишиневе (сказал я ему), мог я убедиться от живущих в нём болгаров, сербов, арнаутов, как все славянские народы не терпят греков, и уверен, что их владычеству предпочтут они даже турецкое иго» (Ф.Ф. Вигель «Записки». Кн. II. М. 2003. С. 1082-1083).
Между тем проект самого А.С. Стурдзы в долговременной перспективе оказался весьма реалистичным, что делает честь его уму.
Бюст А.С. Стурдзы, установленный в Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре в Одессе, построенном заботами его самого и сестры его графини Р.С. Эдлинг, а также князя М.С Воронцова и его супруги княгини Е.С Воронцовой. В устроении обители участвовали также Императрица Александра Феодоровна и Ее Сын, будущий Император Александр II. Закрытый в 1923 г. «за контрреволюционную поддержку Патриарха Тихона» монастырский собор с колокольней в 1931 г. взорвали. В 1942 г. православная обитель была возобновлена румынскими оккупационными властями, а в 1961-м снова закрыта. Третье возрождение наступило лишь в 1992 г.
При могиле сестры графини Р.С. Эдлинг в 1846 г. А.С. Стурдза построил храм Воскресения Христова. Там же упокоился и он сам, положив начало фамильной усыпальницы. В советское время могилы были осквернены; храм же отдали под дом отдыха «Красные зори». Ныне там Свято-Воскресенский скит Архангело-Михайловского монастыря.
Постепенно протекция над единоверным населением бывших постоянным театром русско-турецких войн Дунайских Княжеств переросло в покровительство надо всеми турецкими христианами. А там замаячила уже и особая политика относительно славян, причем не только православных и не только находившихся под османским игом.
Фактически это значило «таскать каштаны из огня» для других, жертвуя при этом нередко собственными национальными интересами, а, в конечном счете, даже и к пренебрежению высшими монархическими устоями во имя неопределенных «племенных» - а по существу республиканских - принципов.
В этом пламени братской любви, занявшемся на Балканах в 1914-м, три года спустя Россия и сгорела. Обрушились и три Империи, заключившие в 1815 г. Священный Союз во имя спокойствия Европы…
Чего же ожидали от Русского Царя единоверные и единоплеменные народы?.. Наблюдавший в 1828 г., несколько лет спустя после греческого восстания, вступление в Яссы, столицу Молдавского Княжества, Русских войск А.Ф. Вельтман вспоминал: «Восторженный этерист в черной одежде и клобуке кричал: виват, Император Николай! - Руки его были подняты к небу, в правой руке была развернута книга предсказаний. “Лети, России светлый ангел!” - кричал он по-гречески.
Лети, России светлый ангел!
Твой пламенник нам в помощь дан,
То предсказал нам Агатангел,
То прорицал нам Иоанн!»
(А.Ф. Вельтман «Странник». М. 1978. С. 74).
Ну, а теперь о соответствии чаяний этеристов задачам тайных европейских подрывных сообществ, о встроенности их в мiровой Революционный Интернационал.
Важным с этой точки зрения документом является короткая (всего на одном листе) записка подполковника П.И. Пестеля «Царство Греческое», составленная, как полагают, в июле-августе 1821 г. в Тульчине, главной квартире 2-й армии, по возвращении из поездки в Бессарабию.
Статус ее до сих пор не совсем ясен. С одной стороны, ее можно отнести к служебным документам, предназначавшимся для начальника штаба 2-й армии генерала Н.Д. Киселева на случай введения русских войск в Дунайские Княжества для прекращения вызванной греческим восстанием турецкой резни. С другой стороны, записка находилась среди других нелегальных материалов (вместе с «Русской Правдой») Пестеля, что, возможно, свидетельствовало о том, что она должна была служить для пополнения внешнеполитического раздела этой работы, в котором фигурировала, в частности, Молдавия.
В состав «Царства Греческого», по Пестелю, должны были войти: Валахия (Букарест), Булгария (София), Романия (Адриянополь), Сербия (Бельград), Босния (Банялука), Албания, Ливадия, Морея, Фессалия, Македония.
После тщательной сверки пестелевского текста с картами и справочными материалами соответствовавшего ей времени современный исследователь пришел к небезынтересным выводам: «Валахия, Болгария, Романия, Сербия, Босния, Македония, Ливадия и Морея имеют границы, соответствующие исторически сложившемуся разделению между этими областями. Территория Сербии значительно раздвинута на юг по сравнению с границами Сербского Княжества после 1813 г. Острова Эгейского архипелага отнесены к Ливадии, а Ионические острова (исключая Корфу) - к Морее. В составе “Царства Греческого” отсутствует Молдавия, о-в Корфу и не указывается специально Константинополь […]
…В двух случаях составные части “Царства Греческого” не соответствуют исторически сложившимся провинциям и не совпадают с административным делением Европейской Турции начала 1820-х годов. Это Албания и Фессалия. Первая включает в свой состав не только собственно Албанию, но также и югославянские земли - Черногорию, Герцеговину, далматинское побережье до Скрадина (Скордона); Фессалия же, кроме исторической провинции с этим названием, объединяет Эпир, южную часть Македонии и Южную Албанию до р. Семени (Кревасты) на севере.
По содержанию записка походит на незаконченный проект политической перестройки Балканского полуострова после падения власти Турции и ликвидации австрийских [sic!] владений на побережье Адриатического моря. Судя по названию, имелось в виду создание государства федеративного или разделенного на области, пользующиеся значительной самостоятельностью» (И.С. Достян «Русская общественная мысль и балканские народы. От Радищева до декабристов». М. 1990. С. 244).
Такие выводы подтверждают показания на следствии по делу декабристов А.В. Поджио и самого П.И. Пестеля. По свидетельству первого, Пестель после прихода к власти предполагал «объявить войну Порте и восстановить Восточную республику в пользу греков». Сам Пестель подтвердил справедливость этих показаний («Восстание декабристов. Документы». Т. X, М. 1953. С. 77; Т. IV. М.-Л. 1927. С. 144, 160).
В составленной П.И. Пестелем «Русской Правде», принятой в 1823 г. Южным обществом декабристов в качестве основного программного документа, предусматривалось, в случае прихода к власти, коренная административная перекройка страны.
Речь шла об образовании (в публикациях документа этот раздел, как правило, опускается) Донского и Азовского уделов, а также областей: Чудской («областной город Петербург под названием Петроград»), Холмской («областной город Новгород»), Северской («областной город Ярославль»), Сибирской («областной город Иркутск»), Уральской («областной город Казань»), Славянской («областной город Москва»), Вершинной («областной город Смоленск»), Черноморской («областной город Киев»), Украинской («областной город Харьков»), Кавказской («областной город Георгиевск») («Избранные социально-политические и философские произведения декабристов». Т. II. М. 1951. С. 517-518).
Столицей должен был стать Нижний Новгород, который планировалось переименовать во «Владимiр»; сам же Владимiр - в «Клязмин».
Павел Иванович Пестель. 1824 г.
Другой проект государственного устройства «освобожденной» России предлагала т.н. «Конституция» Никиты Михайловича Муравьева (1795-1843) - вождя Северного тайного общества, члена масонской ложи «Трех добродетелей, составлявшаяся в 1821-1825 гг.
В представлении «северных» декабристов Россия должна была стать федеративным государством, состоявшим из следующих субъектов:
Тринадцати «держав»: Ботничевской [sic!] (Гельсингфорс), Волховской (Град Святого Петра), Балтийской (Рига), Западной (Вильно), Днепровской (Смоленск), Черноморской (Киев), Кавказской (Тифлис), Украинской (Харьков), Заволжской (Ярославль), Камской (Казань), Низовской (Саратов), Обийской (Тобольск), Ленской (Иркутск).
И двух областей: Московской (Москва) и Донской (Черкаск) («Избранные социально-политические и философские произведения декабристов». Т. I. М. 1951. С. 304-305).
Столицей также предполагалось сделать Нижний Новгород, переименовав его в «Славенск».
Н.М. Муравьев. Портрет работы П.Ф. Соколова. 1824 г.
Подобного рода «география», как справедливо писала в одной из своих книг исследовательница деятельности тайных обществ графиня С.Д. Толь, «несомненное детище великой французской революции, - прямой сколок с нее. К такому же “действу” прибегли с большим успехом “строители” будущей Французской республики, в целях уничтожить все названия, могущие воскресить в народной массе воспоминание о ее Королях и ее действительной славе. Масоны отлично понимали силу воспоминания и, захватив в свои руки власть, поспешили уничтожить ее, эту страшную для них силу.
В 1790 году, то есть за три года еще до казни короля Людовика XVI (21 января 1793 года), Учредительное собрание постановило, уничтожив старые 14 провинций, разделить всю Францию на 83 департамента, имена которых были чуть не целиком взяты от гор и рек, находящихся или протекающих в данной местности» (С.Д. Толь «Ночные братья. Масонское действо». М. 2000. С. 85).
Графиня Софья Дмитриевна Толь (1854-1917) - дочь графа Дмитрия Андреевича Толстого и статс-дамы, графини Софьи Дмитриевны Толстой, урожденной Бибиковой. Фрейлина (8.4.1873) Императрицы Марии Александровны. Супруга (11.4.1876) графа Сергея Александровича Толля. Автор книг: «Ночные братья. Опыт исторического исследования о масонстве в Германии» (1911) и «Масонское действо. Исторический очерк о заговоре декабристов)» (1914).
Существовала еще одна декабристская организация: «Общество соединенных славян», созданная в 1823 г. Новоград-Волынске офицерами 2-й армии на основе более ранних кружков масонского типа, существовавших, начиная с 1818 г.
Многие из его членов состояли в основанной в 1818 г. в Киеве масонской ложе «Соединенные славяне», в которую входили как русские, так и поляки.
Изучавший Общество советский историк пришел к выводу о большом сходстве его «типологической структуры» с «конспирациями», близкими к масонским сообществам, преследовавшим политические цели. В качестве конкретного примера он сравнивал его с баварским Орденом иллюминатов, созданным в 1776 г. Адамом Вейсгауптом (С.С. Ланда «Дух революционных преобразований. Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов. 1816-1825». М., 1975. С. 261-281). Орден, напомним, был запрещен светскими властями и осужден Римской церковью. В 1787 г. членство в нем было объявлено преступлением, караемым смертью.
В «Правилах Общества соединенных славян» была заявлена одна из его главных целей: создание Всеславянского союза, подобного, как подчеркивал в своих показаниях Следственной комиссии один из декабристов (П.И. Борисов), греческому (В.И. Семевский «Политические и общественные идеи декабристов». СПб. 1909. С. 645).
Эта федерация должна была включать в себя восемь славянских «поколений»: россиян, поляков, сербов, мораван, богемцев, венгров, кроатов и долматов.
Уже в этом списке видно отступление от прокламируемого Обществом этнического принципа Союза. Еще более усиливал этот перекос официально опубликованный правительственный документ. В «Донесении Следственной комиссии» был назван уточненный, составленный на основе допросов, состав проектируемого этими декабристами федеративного государства: Россия, Польша, Богемия, Моравия, Далмация, Кроация, Венгрия с Трансильванией, Сербия с Молдавией и Валахией (И.С. Достян «Русская общественная мысль и балканские народы». С. 305).
Разбирая геополитические проекты тайных обществ первой четверти XIX века, никак нельзя обойти и Кишиневскую управу декабристов, действовавшую вполне автономно от Южного общества. Также, как и другие организации, в своей деятельности она опиралась на созданную при прямом ее участии масонскую ложу «Овидий».
Возглавлявший Кишиневскую управу генерал М.Ф. Орлов к исполнению возложенной на него миссии был хорошо подготовлен.
Еще 1814 г в Москве он выступил в качестве одного из основателей противомонархической тайной организации «Орден рыцарей русского креста».
В отпечатанных в 1816 г. в типографии Московской медико-хирургической академии тиражом 25 экземпляров «Кратких наставлениях русским рыцарям», среди прочего, читаем (пункты 5-7):
«Присоединение Венгрии, Сербии, всех славянских народов к России.
Изгнание турков из Европы и восстановление греческих республик под протекторатом России.
Учреждение флота в Архипелаге и постановление возможных препятствий английской торговле в оном краю».
Генерал М.Ф. Орлов. Портрет работы Петра Росси. 1810-е годы.
При внимательном знакомстве со всеми приведенными нами геополитическими проектами нельзя не почувствовать некую общность идеи, соответствие каждого из этих отдельных планов общему замыслу, когда каждый отдельный сегмент, вышедший из недр какой-либо тайной организации, формально слабо связанных между собою стран, точно - без зазора - совпадал с другим.
Создается впечатление, что всё было обговорено и поделено…
Продолжение следует.