КАК ПОСТУПАЛИ РУССКИЕ СВЯТЫЕ

Apr 03, 2022 17:22



Равноапостольный Николай Японский.

Присяга и долг Пастыря Христова

В эти «спецдни» каждый из нас держит экзамен, проверяясь на излом. Если мы считаем себя православными христианами, то и должны, прежде всего, ответить на вопрос: Како веруеши?
Усидеть же на двух стульях, как это пытаются сделать некоторые находящиеся у всех на виду фигуры (в том числе и иерархи), не получится.
И если просто верить, прислушиваясь к зову совести, а значит - к Господу нашему Иисусу Христу, то ведь всё просто, всё, с Его помощью (если действительно верить), возможно и преодолимо. Как сказал апостол Павел, «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки - тот же».
Один из примеров тому - Святой Равноапостольный Николай (Касаткин, 1836--1912), архиепископ Японский.
Родился он в семье диакона с. Березова Смоленской епархии, жившей в большой бедности. Блестяще окончив Санкт-Петербургскую духовную академию (1860), он был оставлен при ней для подготовки к профессорскому званию. Однако выбрал он монашеский постриг и отправился миссионером в Японию. Там он стал настоятелем православного храма при русском консульстве в Хакодатэ.
В 1868 г. зародилась Японская Православная Церковь, а в 1870 г. о. Николай был назначен начальником Российской духовной миссии в Японии. Через два года он приобрел участок земли, на котором возвел храм с домом для миссии и катехизаторскую школу с двухгодичным курсом обучения. Хиротонисан во епископа Японского (1880), заложил в японской столице собор во имя Воскресения Христова (1884). На пожертвование Императора Николая II, сделанное Им, когда Он был еще Наследником Престола, отец Николай основал в Токио Духовную семинарию (1897).
«Епископ Николай, - пишет списатель его жития, - сделал для японцев то же самое, что святые равноапостольные Кирилл и Мефодий для славян: он создал для них христианский язык и стремился поднять их до понимания Евангельского и богослужебного языка».
Накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. «встревоженные возможностью войны со своими единоверцами, православные японцы обратились к своему епископу. Он ответил им, что они обязаны своей присягой исполнять свой военный долг, как и все японцы, но воевать - совсем не значит ненавидеть неприятеля, а значит - защищать свое отечество. Патриотизм завещал нам Сам Спаситель, скорбевший об участи Иерусалима.
Сам же архипастырь решил оставаться в Японии со своей паствой, даже если будет война [...] И она началась в феврале 1904 года. Тогда епископ Николай сдал все церковные дела собору священников, а сам отслужил свою последнюю перед войной Литургию. По окончании богослужения он в своем прощальном слове к пастве завещал ей молиться о победе своего отечества, но он, как верноподданный Русского Императора, в общественном богослужении участия принимать не может; но будет счастлив видеть, что паства его исполняет свой долг.
В своем окружном послании от 11 февраля 1904 года епископ Николай благословлял японцев исполнять свой долг, не щадя своей жизни, но напоминал, что наше отечество есть Церковь, где все христиане составляют одну семью; наставлял молиться о восстановлении мира и просил о милосердии к военнопленным. После этого он затворился у себя и предался подвигам молитвы [...]
Никто в России не понял Японского святителя так хорошо, как Император Николай II. По окончании войны Царь писал ему: «Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет любовью все племена и языки. В тяжкое время войны, когда оружие брани разрывает мирные отношения народов и правителей, Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание и посреди вражды бранной удержать мир веры и любви в созданной Вашими трудами Церкви [...]» («Православная жизнь». Джорданвилль. 1982. № 2).

Имя Святителя Николая до сих пор чтут и в России и в Японии. А вот кто и как будет вспоминать некоторых нынешних наших Владык?..

Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up