ОПАЛЕННЫЙ АДОМ (6)

Jan 11, 2022 09:09



А. Блок. Фрагмент портрета К. Сомова. 1915 г.

Масонские штудии Блока

В 1912-1913 гг. А. Блок написал драму «Роза и Крест». Сделано это было по заказу М.И. Терещенко, будущего министра Временного правительства, а в то время чиновника Императорских театров. Дело было в масонстве заказчика. Проанализировав источники драмы и ее черновики, литературовед В.М. Жирмунский обратил внимание на особый интерес автора к катарам / альбигойцам (В.М. Жирмунский «Драма Александра Блока “Роза и Крест”. Литературные источники». Л. 1964).
Тема была заявлена еще в конце XIX в. учеником небезызвестного Папюса и «великого магистра Сионской общины» Клода Дебюсси, также оккультистом, Жозефеном Пеладаном, известным своим кощунственным заявлением, что нашел в Иерусалиме «могилу Христа» (М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн «Священная загадка». Пер. с фр. О. Фадиной. СПб. 1993. С. 103-104).
Известно, что это произведение Блока сыграло 1920-1930-е годы роль в расширении круга адептов розенкрейцеров в России («Розенкрейцеры в Советской России. Документы 1922-1937 гг.» Публ. А. Л. Никитина. М. 2004. С. 8). Взаимосвязь же масонов и розенкрейцеров с софианцами уже давно ни для кого не секрет (Г.В. Нефедьев «Русский символизм и розенкрейцерство» // «Новое литературное обозрение». № 51. М. 2001. С. 167-195. Ст. вторая: № 56. М. 2002).
По существу была права восторженная поэтесса начала ХХ века Любовь Столица, писавшая об основе творчества Блока: «Учение это - в гордом служении дальней златокудрой Марии - Деве - Жене - Купине - Заре и в великодушном прощении ближней рыжекудрой Магдалине - блуднице - колдунье - маске - ночи. Стих его - девиз будущего чудного ордена рыцарей “вечной Розы” и “ночной Фиалки”» («Александр Блок: pro et contra». С. 192).



Издательская обложка отдельного издания драмы А. Блока «Роза и крест» берлинского издания 1922 г.

Разумеется, при этом символику «вечной Розы» и «ночной Фиалки» (о которой мы уже писали) она вряд ли в полной мере понимала…
Однако масонские мотивы в творчестве А. Блока прослеживаются и в гораздо более раннем времени. На это также уже обратили внимание (М. Альтшуллер «Масонские мотивы “Второго тома”. (Университетские штудии А.А. Блока и их отражение в лирике 1904-1905 годов)» // «Revue des etudes slaves». № 54. 4. Р. 511-607).
Речь идет о кандидатском университетском сочинении «Болотов и Новиков», законченном Блоком 14 октября 1904 г. Блок завел даже специальную тетрадь, служившую ему для записи подготовительных материалов. Ныне она хранится в его архиве в Пушкинском доме. Рукой владельца на ней изображен треугольник, обращенный вершиной вниз, в середине которого нарисован крест (Там же. С. 594, 607).
Одновременно с работой над этим университетским сочинением Блок пишет стихи, составившие т. н. второй том его лирики. «Из конспектов Блока, - читаем в специальном исследовании на эту тему, - явствует, что в процессе работы над сочинением все более и более усиливается его интерес к масонству. Естественно поэтому, что масонские темы и образы возникают в лирике второго тома, в стихах 1904 года» (Там же. С. 602).
Наряду с различного рода обычной для него бесовщиной (добрые чертенята и зловещие карлики, паучиха) в произведениях Блока этой поры явны совершенно неприкрытые алхимические мотивы:
Поет, краснея, медь. Над горном
Стою - и карлик служит мне;
Согбенный карлик в платье черном,
Какой являлся мне во сне.
«С трудом пробираясь во мраке и бездарности российских преданий, чернорабочими тропами, как это делали и делают многие русские ученые, склонные уводить в книжные тексты и никуда из них не выводить, - мы внезапно натыкаемся на руду. Поет руда. Над ухом стоит профессор. Слышен его голос: “Ну это, знаете, неинтересно. Какое-то народное суеверие, продукт народной темноты” Но голос профессора, тщетно призывающий к иным памятникам, заглушает певучая руда. И сразу не разберешь, что поет, о чем поет, только слышно - поет золото. […] Золото, золото где-то в недрах поет» (А.А. Блок «Собр. соч. в 6 томах». Т. 5. С. 13-14, 15).
В приведенном нами стихотворении «Поет, краснея, медь» автор сам в конце концов полагается во гроб, как получающий масонское посвящение. В другом стихотворении этого цикла «Ночь», плывущая «путем цариц», опирается «на циркуль тяжкий» - безспорный символ вольных каменщиков.



Рельеф «Роза и Крест», принесенный в дар Шахматовскому музею-заповеднику Александра Блока автором Иваном Коржевым по случаю 100-летию драмы. Выполнен он был специально для юбилейного издания «Центра книги Рудомино» 2013 г. На приложенной к книге карте Франции сюжет произведения соотнесен с событиями альбигойских войн.

Кстати говоря, и сам А.А. Блок, судя по сведениям на 1905 г. считавшегося весьма авторитетным знатоком этого вопроса в свое время заведовавшего Заграничной агентурой Департамента полиции в Париже Л.А. Ратаева (1857-1917) («из источника, заслуживающего полного доверия»), был масоном (О.А. Платонов «Терновый венец России. Тайная история масонства. Документы и материалы». Т. II. М. 2000. С. 262; он же «Терновый венец России. Тайная история масонства 1731-1996». М. 1996. С. 654. Записка в Департамент полиции 1905 г.). Как, собственно говоря, и его предки с отцовской стороны…
В дневнике Блока периода работы его в ЧСК имеется любопытная запись (6.6.1917): «Телефон от Марии Филипповны Кокошкиной - о завтрашнем собрании (В.Д. Набоков зовет)» (А.А. Блок «Дневник». С. 212-213). Литературоведы не ведают, кто такая звонившая. Зато тем, кто хоть как-то интересовался масонством, ее имя говорит о многом.
Мария Филипповна Кокошкина (1878-1948) была супругой одного из наиболее видных масонов Ф.Ф. Кокошкина (1871-1918), известного юриста, политического лидера кадетской партии, думца. Образование он получил в Гейдельберге и Сорбонне. Он был одним из инициаторов т.н. Выборгского противоправительственного воззвания, автором первого воззвания Временного правительства, войдя во второй его коалиционный состав. Участвуя еще в 1904 г. в составлении «освободительного» проекта русской конституции, в марте 1917 г. он возглавил Юридическое совещание, которое занималось разработкой преобразования государственного строя. В 1918 г. вместе с другим масоном А.И. Шингаревым убит матросами (А.И. Серков «Русское масонство 1731-2000. Энциклопедический словарь». М. 2001. С. 408; В.И. Старцев «Тайны русских масонов». СПб. 2004. По именному указ. См. также: Игумен Серафим (Кузнецов) «Православный Царь-Мученик». Сост. С. В. Фомин. М. 1997. С. 692). «Звавший» Блока В.Д. Набоков (1869-1922), Управляющий делами Временного правительства, был также известным масоном. Место сборища сам Блок вполне невинно называл «кадетским клубом» (А.А. Блок «Дневник». С. 213). Там, по словам того же Блока, должны были решить «разные предварительные вопросы о подготовке к Учредительному собранию» (А.А. Блок «Собр. соч. в 8 томах». Т. 8. С. 499).

Продолжение следует.

Александр Блок

Previous post Next post
Up