ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (40)

Nov 02, 2021 09:02



Портрет Сикара кисти неизвестного художника. Фрагмент.

Друг Пушкина и Ришелье (продолжение)

В 1821 году Карл Яковлевич решил обзавестись имением в Бессарабии и отправился в Кишинев.
Это решение негоцианта было отнюдь не случайным. «Быстрый расцвет этого оазиса вблизи Бессарабии, - писал, имея в виду Одессу, пушкинист Г.Г. Безвиконный, - сбыт природных богатств края через Одесский рынок, открытие удобного водного пути в Европу, развитие значительного культурного центра - всё это влекло бессарабцев в Одессу.
Железная дорога соединила Кишинёв с морем. Порвалась последняя связь с Яссами и необходимость пользоваться австрийскими железными дорогами для поездок в Вену. Кишиневские магазины стали снабжаться товарами из Одессы, откуда привозилась прекрасная мебель, зеркала... Одесские портные и портнихи являлись законодателями местных мод, а прическа à la Leоnard считалась высшим шиком. Бессарабцы стали ездить в Одессу на театральные гастроли артистов, не удостоивших вниманием погруженный в провинциальную дремоту Кишинев.
Одесса не смущала разношерстую бессарабскую интеллигенцию своим национальным или социальным характером. Молодой черноморский порт был чужд духа, который позволял бы одесситам относиться свысока к бессарабским “бородачам”.
Одесса кипела жизнью. Люди наживы были преисполнены энергии, искали веселья, блеска, красивых женщин.
Суда, сплавлявшие на запад зерно, доставляли сюда немало роскошных изделий и мрамор, служивший балластом опустевших трюмов.
Создался своеобразный стиль Одессы, пожалуй, слишком яркий, крикливый, как всё южное, но изящный. Этот стиль оказал непосредственное влияние на зодчество нового Кишинева.
Питомцы Ришельевского лицея впоследствии стали популярнейшими бессарабскими деятелями. Их сестры воспитывались на попечении “маман” Кандыбы. Наши соседи Манук-бей и Кешко поражали одесситов блестящими балами» (Г.Г. Безвиконный «Последний лишний человек». Роман. Публикация С.В. Фомина // «Кодры». Кишинев. 1990. № 9. С. 34).



Карта Бессарабии из «Одесского Альманаха на 1840 год» (Одесса. 1839).

Именно в Бессарабии состоялась первая встреча 48-летнего коммерции советника К.Я. Сикара с 22-летним чиновником канцелярии Бессарабского наместника А.С. Пушкиным. Французского негоцианта, одессита с опальным русским поэтом.
Сорок пять лет спустя И.П. Липранди вспоминал: «…С Сикаром Пушкин познакомился или, лучше сказать, только раза два виделся в Кишиневе, когда первый приезжал покупать в Бессарабии имение. Сикар особенно полюбил Александра Сергеевича» («А.С. Пушкин в воспоминаниях современников». Т. 1. М. 1985. С. 355).



Вид Кишинева с восточной стороны.

Поездки эти имели место весной или летом 1821 года. Приятель Пушкина по Кишиневу не сообщает нам об их результатах, однако ныне мы знаем, что во время одной из них Карл Яковлевич побывал в местечке Вадул-луй-Водэ. Его очаровали зеленые холмы и старый дубовый лес. Сикару все это живо напомнило его родину. Через некоторое время для одного из своих сыновей - Христофора - он купил имение в Вадул-луй-Водэ (Н. Кетрару, И. Рафалович «Сокровища пыркалаба Гангура». Кишинев. 1973. С. 8).



Вадул-луй-Водэ. Фотография 1950-х годов.

Селение это, располагавшееся на берегу Днестра, было весьма древним. Первое его упоминание в грамотах относится к 1432 г. (на четыре года ранее Кишинева). Название Vadul lui Vodă в переводе на русский значит Господарев брод (переправа), с чем связана бытующая легенда о том, что это связано с переправой здесь отправлявшегося на битву с турками Господаря Штефана Великого и Святого.
Следующее упоминание относится уже к 1732 году. Это акт, удостоверяющий земельную собственность боярина Николая Ярошевича. В нем селение впервые фигурирует под своим названием.



Поклонные кресты у Вадул-луй-Водэ.
https://humus.livejournal.com/4009918.html



В 1805 г. новый владелец спэтар Петраке Казимир воздвиг здесь новую каменную (взамен ветхой деревянной) церковь во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1820 г., уже при русской администрации боярин Казимир обновил и зарегистрировал построенный им храм.



«Склеп семьи Сикар в Вадул-луй-Водэ. Церковь построена в 1805 г. спэтаром Петраке Казимиром». Фотография из журнала бессарабского пушкиниста Г.Г. Безвиконного «Din trecutul nostru». Chişinău. 1939. Ianuarie-aprilie. Р. 10).

Краткие сведения о самом храме и его убранстве можно найти в историко-архитектурном обзоре известного бессарабского исследователя и политического деятеля Штефана Чобану (1883-1950) «Старинные церкви Бессарабии» («Comisiunea monumentelor istorice». Secţia din Basarabia. Anuar. Vol. III. Chişinău. 1931. P. 64).
В свое время я также писал об этой церкви, опираясь на сведения из этой публикации:







«Победитель». Криуляны (Молдавия). 1981. 12 мая.

В 1946 г. в церкви случился пожар, вряд ли случайный, если учитывать антирелигиозную пропаганду, развернутую коммунистами после «освобождения», Лишнее подтверждение тому закрытие храма после пожара на полвека. Лишь в 1996 г. в восстановленной церкви, переосвященной в честь Святого Великомученика Димитрия Солунского, была отслужена первая Литургия.



Храм Св. Великомученика Димитрия Солунского в Вадул-луй-Водэ.

Места эти Пушкин тоже хорошо знал. В середине ноября 1820 года, направляясь в Киев и Каменку, он непременно должен был проезжать через Бошканы, Криуляны и Дубоссары. В этих пунктах, расположенных на почтовом тракте, меняли лошадей («Почтовый дорожник, или описание всех почтовых дорог Российской Империи, Царства Польского и других присоединенных областей, в трех частях с принадлежащими оному таблицами, росписаниями, почтовыми каретами и другими сведениями». СПб. 1824. С. 12): https://sergey-v-fomin.livejournal.com/447505.html
Вадул-луй-Водэ же находились как раз на пути из Бошкан в Криуляны.
Кроме того, из воспоминаний кишиневского чиновника П.И. Долгорукова хорошо известно, что в окружении Бессарабского наместника генерала И.Н. Инзова, в котором, кстати, состоял и А.С. Пушкин, большим успехом пользовалась вода из серных ключей. Молдавское вино, смешанное с ней на греческий манер, имело вкус шампанского (П.И. Долгоруков «35-ый год моей жизни или два дни вёдра на 363 ненастья» // «Звенья». Т. IX. М. 1951. С. 84. См. также: Г.Ф. Богач «Молдавские слова в творчестве А.С. Пушкина» // «Анале штиинцифиче». Вол. Х. Кишинэу. 1961. С. 137-138).



Виноделие в Бессарабии. Рисунок из альбома «Путешествия по России П.П. Свиньина» (1820-е годы).
https://humus.livejournal.com/6260221.html

Об открытом там «минеральном ключе» писал Бессарабский вице-губернатор Ф.Ф. Вигель: «…Местоположение было красивое, настроились домики, и многие посещали Вадул-луй-Водэ для приятного провождения времени» ( Вигель Ф.Ф. Записки. Кн. II. М. 2003. С. 1171.
Однако, если иметь в виду именно «серные источники», то речь, скорее всего, идет о расположенном неподалеку от Вадул-луй-Водэ источнике «Путна» в Оницканах.
Название, как мне в свое время рассказывали местные краеведы, происходило от румынского слова putin/ă - бочонок, кадка, бадья, чан, ушат. Струя из источника попадала в дубовую кадку, использовавшуюся в качестве отстойника.

Продолжение следует.

А.С. Пушкин, История Бессарабии, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию», Безвиконный Г.Г., Богач Г.Ф.

Previous post Next post
Up