ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (35)

Jan 12, 2021 09:03



Бюст А.П. Ганнибала в селе Петровском. Пушкинские Горы.

«В родню свою неукротим…» (продолжение)

Вернемся, однако, к Абраму Петровичу Ганнибалу. Пять лет его службы в Петербурге сменились трехлетней опалой. Из Сибири в 1730 году его вызволил «старый верный друг» граф Христофор Антонович Миних (1683-1767).
«После смерти Петра Великого, - пишет о своем прадеде в “начале автобиографии” А.С. Пушкин, - судьба его переменилась. Меншиков, опасаясь его влияния на Императора Петра II, нашел способ удалить его от Двора. Ганибал был переименован в майоры Тобольского гарнизона и послан в Сибирь с препоручением измерить Китайскую стену. Ганибал пробыл там несколько времени, соскучился и самовольно возвратился в Петербург, узнав о падении Меншикова и надеясь на покровительство князей Долгоруких, с которыми был он связан. Судьба Долгоруких известна. Миних спас Ганибала, отправя его тайно в ревельскую деревню, где и жил он около десяти лет в поминутном безпокойстве. До самой кончины своей он не мог без трепета слышать звон колокольчика. Когда Императрица Елисавета взошла на Престол, тогда Ганибал написал Ей евангельские слова: “Помяни мя, егда приидеши во царствие свое”. Елисавета тотчас призвала его ко Двору, произвела его в бригадиры и вскоре потом в генерал-майоры и в генерал-аншефы, пожаловала ему несколько деревень в губерниях Псковской и Петербургской, в первой Зуево, Бор, Петровское и другие, во второй Кобрино, Суйду и Таицы, также деревню Раголу, близ Ревеля, в котором несколько времени был он обер-комендантом. При Петре III вышел он в отставку и умер философом (говорит его немецкий биограф) в 1781 году, на 93 году своей жизни. Он написал было свои записки на французском языке, но в припадке панического страха, коему был подвержен, велел их при себе сжечь вместе с другими драгоценными бумагами».



Герб Ганнибалов:
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v89/v89-140-.htm

При упоминании графа Миниха на память невольно приходят события конца 1730-х годов. Июль 1739 года. Разгар Русско-турецкой войны 1735-1739 гг. Русская армия под его командованием форсирует Днестр и вступает на территорию Молдавии. Победа в Ставучанской битве. Сдача турками Хотинской крепости.
Армию генерал-фельдмаршала Миниха восторженно встречают жители Ясс, среди которых был и убеленный сединами хронист Ион Некулче, 28 лет назад видевший тут Царя Петра Алексеевича и Его воинство…
На сей раз в составе Русской армии в столицу Княжества входят отряды молдавских добровольцев. В их рядах - нашедшие убежище в России участники Прутского похода 1711 года и их потомки, среди которых и племянники Светлейшего князя Димитрия Кантемира - Дмитрий и Константин Антиоховичи - сыновья, племянники и внуки Господарей. В соответствии с этим молдавский хронист именует их бейзаде (принцами).
Въехавшего 2 сентября 1739 г. в Яссы, во главе трех драгунских полков, одного из них (Константина) торжественно встречали горожане во главе с митрополитом и боярами (Ion Neculce «Letopisețul Țării Moldovei și O samă de cuvinte». București. 1955. Р. 390). Оба, поступившие на службу России, впоследствии скончали в ней свои дни.
В свое время мне пришлось о них писать:



. . . . . . . . . . . . . . .




. . . . . . . . . . . . . . .




С.В. Фомин «Некрополь Кантемира в России» // «Кодры». Кишинев. 1993. № 5. С. 226, 228, 231, 237-238.

В той же войне в чине прапорщика участвовал и сын помянуто нами ранее поручика Ростовского пехотного полка Федора Петровича Пушкина (https://sergey-v-fomin.livejournal.com/482600.html) - Алексей Федорович (1717-1777), прадед поэта по матери.
Во время войны 1735-1739 гг. в составе Тверского драгунского полка он «участвовал в штурме крепости Очаков, “во всех Турских кампаниях и акциях, также при взятии Хотинских шанцов”. Тогда русские войска под командованием фельдмаршала Миниха взяли Азов, Очаков, Хотин, Яссы…» (А.А. Черкашин, Л.А. Черкашина «Тысячелетнее древо А.С. Пушкина. Корни крона». М. 2005. С. 115). Получив несколько тяжелых ранений, в 1746 г. Алексей Федорович вышел в отставку в чине капитана.
В сражениях той войны участвовал и один из сыновей Светлейшего князя Димитрия Кантемира (прежнего Господаря Молдавии) - гвардейский офицер Сергей (Шербан) Дмитриевич (1706-1780). Он, как и А.Ф. Пушкин, осаждал Очаков, оставив службу в звании бригадира.
По примеру других (вспомним здесь историю появления на свет старшего друга А.С. Пушкина - В.А. Жуковского: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/448868.html) князь С.Д. Кантемир привез с войны пленную турчанку, от которой у него впоследствии родилась дочь:



С.В. Фомин «Некрополь Кантемира в России». С. 239.

Интересно, что 19 августа (согласно молдавским хроникам) 1739 г., вскоре после победоносной Ставучанской битвы, ключи от Хотинской крепости графу Миниху вручил ее комендант Илиас Колчак-паша. Ион Некулче писал в своей летописи, что по происхождению он был сербом-потурченцем из Боснии. В качестве булукбаша (полковника) он принимал участие в Прутской кампании 1711 г., сражаясь в составе турецкой армии (Ion Neculce «Letopisețul Țării Moldovei și O samă de cuvinte». Р. 283-284). Скончался он в 1743 г. в Житомире и был прапрадедом адмирала Александра Васильевича Колчака: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/423405.html
Но все это случится потом. Пока же идет 1731 год; граф Христофор Антонович Миних, хорошо знавший А.П. Ганнибала по Петровскому времени, хлопочет о назначении своего друга в Эстляндию.



Ревель.

Более двадцати лет отдал Абрам Петрович службе в Пернове, Карьякюле, Ревеле. Последние десять лет (1742-1752) он занимал должность ревельского обер-коменданта.



Комендантский дом в Ревеле (Таллине), где в 1742-1752 гг. жил А.П. Ганнибал.

В это время он вел оживленную переписку с принцем Людвигом-Иоганном-Вильгельмом Гессен-Гомбургским (1705-1745) (Г. Леец «Абрам Петрович Ганнибал. Биографическое исследование». Таллин. 1984. С. 107 и далее). Принц в 1738 году сочетался браком со вдовой Светлейшего князя Димитрия Кантемира - княгиней Анастасией Ивановной (1700-1755), урожденной княжной Трубецкой. В XVIII веке мiр еще достаточно тесен…



Александр Рослин. Портрет Анастасии Ивановны, Принцессы Гессен-Гомбургской.
Дочь фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого (1667-1750) от второго брака с Ириной Григорьевной (1669-1749), урожденной Нарышкиной - родственницей Матери Императора Петра Великого. С 14 января 1717 г. замужем за Светлейшим князем Димитрием Константиновичем Кантемиром, скончавшимся в 1723 г. Во втором браке (с 3 февраля 1738 г.) за фельдмаршалом Людвигом, Принцем Гессен-Гомбургским. В 1745 г. вторично овдовела. Скончалась в Петербурге, похоронена в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры.

В 1742 году произошла знаменитая встреча А.П. Ганнибала с его приятелем, тоже крестником Императора Петра Великого, Василием Ивановичем Суворовым, которая предопределила дальнейшую судьбу сына последнего - Александра (Там же. С. 127).
«Аннибал, дед Пушкина, - писала в воспоминаниях знакомая поэта А.О. Смирнова-Россет, - решил судьбу Суворова. Отец его, генерал-аншеф, очень умный и просвещенный человек по тогдашнему времени, прочил его в штатскую службу, потому что он был слабого сложения. На что Суворов не соглашался и все читал военные книги. Аннибал однажды был подослан к нему, чтобы уговорить его войти в службу, нашел его лежащего на картах на полу и так углубленного, что он и не заметил вошедшего арапа. Наконец, тот прервал его размышления, говорил с ним долго, вернулся к отцу его и сказал: “Оставь его, братец, пусть он делает как хочет: он будет умнее и тебя и меня”» (А.О. Смирнова-Россет А. О. «Дневник. Воспоминания». М. 1989. С. 8).
Имя великого русского полководца, благословленного некогда Ганнибалом, в памяти потомков навсегда связано с Туртукаем, Гирсовом, Козлуджей, Фокшанами, Рымником, Измаилом, с основанным им городом Тирасполем.



Неизвестный художник «Портрет А.В. Суворова в детстве».
Ганнибал и Суворов. Рисунок 1888 г.

Встречался А.П. Ганнибал с А.В. Суворовым и позже, когда после отставки 1762 г. поселился в своем имении Суйда в 58 верстах от Петербурга.
Скончался Абрам Петрович 14 мая 1785 г., прожив почти что 85 лет.
И тут самое время продолжить прерванный нами рассказ об Алексее Федоровиче Пушкине, участвовавшем под водительством фельдмаршала Миниха в Русско-турецкой войне 1735-1739 гг.
«После выхода в отставку за ранами в чине капитана Алексей Федорович в 1742 г. женился на Сарре Юрьевне Ржевской, младшей дочери Нижегородского вице-губернатора. Этот супружеский союз соединил две славные фамилии Пушкиных и Ржевских (своими истоками род Ржевских восходит к первому русскому Князю Рюрику).



Портрет Сарры Юрьевны Пушкиной, урожденной Ржевской. Третья четверть XVIII в.

В семействе Алексея Федоровича Пушкина было пятеро детей: Юрий, Михаил (примечательно, что сын Михаила Алексей, родившийся в 1793 году, во младенчестве был выпестован кормилицей Ариной Родионовной, любимой няней поэта; сам Алексей Михайлович стал впоследствии - в 1820 году - профессором военных дисциплин в Царскосельском лицее), Надежда, Екатерина и Мария.



Неизвестный художник. Портрет Арины Родионовны (1758-1828) - крепостной Ганнибалов, няни А.С. Пушкина и кормилицы его сестры Ольги Сергеевны.

Вот за Марию Алексеевну и посватался прибывший в Липецк по казенным делам Осип Абрамович.
В пушкинском романе “Арап Петра Великого” Ибрагим сватается к боярышне Ржевской. В действительности же история эта, если не касаться деталей, имела место, и действующим лицом в ней стал сын Абрама Ганнибала - Осип.
“Он роду не простого… он сын арапского салтана. Басурмане взяли его в плен и продали в Цареграде, а наш посланник выручил и подарил его Царю”, - возможно, также как и герой романа, Гаврила Ржевский, объяснял свое согласие на столь необычную свадьбу и отец невесты - Алексей Федорович Пушкин.



Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина - бабушка поэта.

Известие, что двадцатисемилетняя Мария Алексеевна (по тем временам - засидевшаяся в девах) выходит замуж за …арапа, не могло не породить в обществе всевозможных сплетен и насмешек. Более всего преуспела в том и многочисленная родня невесты. В ход были пущены составленные неким местным острословом стишки:
Нашлась такая дура,
Что, не спросясь Амура,
Пошла за Визапура.
“1772-го года Ноября 9-го дня соединился я законным браком с девицею Марьею дочерью Пушкиной…” - напишет много позже Осип Ганнибал.
[…] …Состоялось венчание, и вскоре молодая чета отправилась в имение Суйда, что находилось в 58 верстах от С.-Петербурга, на поклон к родителю мужа - Абраму Петровичу. […] Вскоре Осип Абрамович оставил службу и, выйдя в отставку, поселился с женой в Суйде. Их сын-первенец умер во младенчестве, а 27 июня 1775 года, на третьем году супружества, в семействе Ганнибалов состоялось прибавление: родилась дочь Надежда, в будущем мать поэта» (А.А. Черкашин, Л.А. Черкашина «Тысячелетнее древо А.С. Пушкина. Корни крона». С. 115-116).
Составителя этого огромного генеалогического труда о Пушкинском роде, включающем имена 2177 персонажей, - Андрея Андреевича Черкашина (1919-1993), - начиная с конца 1980-х, мне довелось знать лично.



Андрей Андреевич Черкашин.

Сблизила нас сначала любовь к поэту и мои занятия Кантемирами, с которыми Пушкины состояли в родстве, а потом и общая наша малая родина - Иркутск.




Хорошо помню его вместе с сыном, известным военным журналистом и писателем Николаем, развертывающим на полу своей московской квартиры огромных размеров родословный свиток поэта...
То была пора доработки завершенного им и одобренного уже всеми мыслимыми инстанциями (Пушкинским домом, Институтом мiровой литературы, кафедрой русской литературы МГУ, Институтом истории СССР Академии наук, издательством «Наука») труда, увидеть который напечатанным ему, однако, к сожалению, так и не довелось.




До сих пор в моем архиве хранятся подаренные мне Андреем Андреевичем машинописные копии отдельных глав из его книги, ксероксы отзывов на нее специалистов и начерченных им генеалогических таблиц…

Продолжение следует.

А.С. Пушкин, Петр I, Кантемиры, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию», История Румынии, Мемуар, История Бессарабии, Адмирал А.В. Колчак

Previous post Next post
Up