ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 184)

Jul 15, 2017 09:01




Испытание миром (продолжение)

«Без Бога, без веры человек превращается в разумное животное, которое приходит из ниоткуда и уходит в никуда».
Петре ЦУЦА.

И напоследок рассказ о судьбе еще одного интеллектуала-легионера, узника коммунистических тюрем, не только вышедшего оттуда, но и дожившего до свержения античеловеческого режима.
Экономист и философ Петре Цуца (1902-1991) был уроженцем южнокарпатского села Ботень Арджешского уезда (того самого, в одном из сел которого три года спустя появился на свет поэт Раду Джир).
Он был внебрачным сыном неграмотной крестьянки Анны Цуца и православного священника Петре Бэдеску (овдовевшего молодым и не имевшим права, по канонам, вступить в повторный брак).
В 1923-1929 гг. Цуца учился на юридическом факультете Клужского университета, окончив его со степенью доктора права.
Получив специализацию в области административной работы, в 1933 г. он был принят на работу в Министерство промышленности и торговли, позднее переименованное в Министерство народного хозяйства.
Здесь он служил вплоть до своего ареста весной 1948 г., будучи награжденным «за выдающиеся заслуги» орденом Румынской Короны кавалерской степени (7.5.1937) и медалью «За отличие в торговле и промышленности» I класса (9.5.1940).



Петре Цуцэ в молодости.

Летом 1935 г. Петря Цуца познакомился с Корнелиу Зеля Кодряну, а затем с Ионом Моца и Василе Марином - будущими героями Легиона, вскоре погибшими в Испании.
Однако подлинное обращение его в легионера совершил профессор Нае Ионеску. Произошло это во время пребывания обоих в Германии. Тогда же Цуца обратился и к Православию.
Он сотрудничал в газете профессора Ионеску «Cuvântul» («Слово»), опубликовав там серию статей об экономическом стиле гардизма.
Еще в 1935 г. Цуца вместе с четырьмя своими единомышленниками написал «Манифест национальной революции», ставивший целью переформатирование Румынии в «государство современного стиля».
Нынешнее государство, утверждали авторы документа, является творением экономических интересов западных и румынских деловых людей. Современное его состояние определяется словом «колония». Жесткой критике авторы Манифеста подвергли не только либерализм и большевизм, но и существовавший в то время в Румынии реальный консерватизм.




Официально членом Движения Петре Цуца стал лишь после провозглашения в сентябре 1940 г. Легионерского государства, приняв на себя даже руководство гнездом. Деятельность на этом посту, по его словам, была направлена на воспитание и образование подчиненных, главным пунктом которого являлось чтение Священного Писания.
Своим взглядам он оставался верен до конца жизни, что было небезопасно и не приветствовалось даже после революции 1989 года.
«Корнелиу Кодряну, - говорил Цуца открыто, - был личностью, способной влиять на окружающую среду. Он обладал просто харизматической силой; был человеком с благодатью».
«Легионерская революция, - по его словам, - вдохновила целое поколение на постройку государства, основанного на исторической сущности румынского народа».



Петре Цуца.

Вскоре после прихода Легиона к власти Петре Цуца был назначен генеральным секретарем Министерства национальной экономики, участвуя в этом качестве в экономических переговорах с Германией, Венгрией и СССР.
После Легионерского восстания в январе 1941 г. его арестовали, поместив в лагерь Тыргу-Жиу. Однако вскоре его выпустили, назначив начальником отдела в Военном министерстве и даже удостоили впоследствии высоких правительственных наград: ордена «Звезда Румынии» кавалерской степени (9.5.1941) и ордена Румынской Короны офицерской степени (9.5.1943).



Петре Цуца и Эмиль Чоран.

После переворота 23 августа 1944 г. Цуца продолжал работу в правительственных органах на различных должностях, в частности был директором исследований при Министерстве народного хозяйства.
Первые чистки обошли его стороной. Однако 12 апреля 1948 г. его арестовали, обвинив его в шпионаже в пользу англичан и американцев. Поскольку никаких доказательств этого в ходе следствия добыть не удалось, его оформили по профилактической статье, как бывшего легионера.
Срок он отбывал в Жилаве и Окнеле Марь. На свободу вышел 29 мая 1953 г.
Однако на воле Петре Цуца пробыл недолго. Будучи осужденным «за легионерскую деятельность», он был «на заметке» в Секуритате.
Новый арест последовал 22 декабря 1956 г. В судебном постановлении его обвиняли в том, что, начиная с 1955 г., он «участвовал в тайных встречах, во время которых велись разговоры, враждебные режиму народной демократии».
В приговоре Народного Трибунала от 20 декабря 1955 г. утверждалось, что еще в 1948-1949 гг., по инициативе подсудимого, была создана «подрывная фашистско-легионерская организация, под названием “Националистическая партия”, во главе с легионерами Петре Штефаном и Николае Порсена, имеющая целью свержение насильственным путем народно-демократического режима в Народной Республике Румынии и установление фашистского правления».
Цуца не знал этих двух легионеров, однако это не помешало утверждать на процессе, что именно он должен был стать во главе «фашистского государства», в случае успеха готовившегося якобы переворота.
По этому вздорному обвинению Петре Цуца был приговорен к десяти годам лишения свободы и пяти годам поражения в правах. Отбывать наказание его отправили в тюрьму Аюд.



Одна из сторожевых вышек тюрьмы Аюд.

Через эту тюрьму прошли многие интеллектуалы (Мирча Вулкэнеску, Константин Нойка, Даниил Теодореску, Раду Джир, протоиерей Думитру Стэнилоае, Джордже Ману, Никифор Крайник). Большинство из них делились с соузниками своими знаниями, читали лекции университетского уровня.
«В Аюде, - вспоминал философ Виктор Исак, - сидело много интересных людей. Среди других Петре Цуца… То, что я могу сказать, сегодня известно всем… У Цуца был большой… огромный ораторский талант… Он был великолепен. […] Когда говорил Цуца, вся тюремная администрация приходила слушать его. В тюрьме он говорил со всеми…»
Не со всеми, конечно, одинаково. Так, по словам того же Виктора Исака, Петре Цуца давал (не только как философ, но и как многое понимавший экономист!) следующее определение компартии, бросившей его на тюремные нары: «легализировавшаяся банда воров».
Такая активность не осталась незамеченной и безнаказанной. Вскоре Петре Цуца был вовлечен в новое судебное разбирательство.
В обвинении, выдвинутом против него 14 июня 1959 г., говорилось о том, что он, вместе с другими заключенными, «создал контрреволюционную группу, обсуждавшую прошлое Легиона с целью поддержания морального духа легионеров».



Один из коридоров Аюдской тюрьмы.

Судя по сохранившимся документам, несмотря на интенсивный курс «перевоспитания», применявшийся в Аюде, подорванное здоровье и нажим следователей, затеявших новое дело, Петре Цуца упорно сопротивлялся.
«Из-за своего легионерского фанатизма, - писал в официальном заключении следователь лейтенант Николае Уруку, - обвиняемый Петре Цуца и в настоящее время остается на позициях непризнания своей преступной деятельности, признавая лишь частично некоторые факты проводившейся им подрывной деятельности».
29 сентября 1959 г. Коллегия Военного трибунала II Военного округа приговорила Петре Цуца к 18 годам каторги и восьми годам поражения в гражданских правах.
Освободили его по правительственной амнистии политзаключенных 1 августа 1964 г. Под неослабным наблюдением Секуритате, как и многие другие легионеры, он находился вплоть до 22 декабря 1989 г., когда, уже после свержения Чаушеску, слежка за ним была снята.



Обложка реабилитационного дела Петре Цуца. 1997-1998 гг.

Оказавшись на воле, Петре Цуца пробует писать. Иногда (весьма редко) он даже публиковался, как правило, в журнале «Familia» («Семья»). Правда, не под своим именем (что было запрещено), а под псевдонимом Петре Ботяну (по названия села, где появился на свет).
Будучи физически сильно ослабленным, он выжил, как писали о нем, во многом благодаря безплатному питанию, которое доставляли ему из столовой Союза Писателей.
Жил он весьма скромно в квартире-студии на восьмом этаже неподалеку от известного бухарестского парка Чишмиджиу.
Рядом были места, напоминавшие ему о многом…
Храм Пророка Илии в Горганах, «церковь легионеров». В феврале 1937 г. здесь отпевали его знакомых - павших за Крест и Веру Иона Моца и Василе Марина. А в ноябре 1940-го - другого его знакомого - Капитана Кодряну, вместе с Никадорами и Децемвирами.
Всех их положили в специально устроенном неподалеку Мемориале, располагавшимся возле штаб-квартиры Движения и знаменитого Зеленого Дома.
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/151502.html
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/153903.html
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/156877.html



Петре Цуца.

На аллеях Чишмиджиу, рассказывают очевидцы, престарелый Петре Цуца проводил время, наподобие древнегреческих философов, в беседах с молодежью, «рассказывая им о разнице солнечного света в сумерках и на рассвете, между глупостью и духом, между неверием и верой».

Продолжение следует.

Легион Михаила Архангела, История Румынии

Previous post Next post
Up