ДОСТОЕВСКИЙ: ЖЕСТОКИЕ УРОКИ (1)

Jul 17, 2016 09:12



Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. Около 1563 г.

Сбывшийся сон Веры Павловны

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
. . . . . . . . . . . . . . .
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Гимн Евросоюза. (Ода Ф. Шиллера «К радости».)

Летом 1862 г. во время первой своей заграничной поездки Ф.М. Достоевский приехал в Лондон, где побывал на Всемiрной выставке, проходившей в Хрустальном дворце.



Хрустальный дворец в Лондоне, спроектированный архитектором Д. Пакстоном из чугуна и стекла специально для Всемiрной выставки 1851 года. Площадь его превышала 90 тысяч квадратных метров. Громадный зал вмешал до 14 тысяч посетителей. В 1862 г. в нем проводилась еще одна международная выставка, которую и посетил Ф.М. Достоевский. Дворец был уничтожен пожаром 30 ноября 1936 г.



«…Выставка поразительна. Вы чувствуете страшную силу, которая соединила тут всех этих безчисленных людей, пришедших со всего мiра, в едино стадо; вы сознаете исполинскую мысль; вы чувствуете, что тут что-то уже достигнуто, что тут победа, торжество.
Вы даже как будто начинаете бояться чего-то. Как бы вы ни были независимы, но вам отчего-то становится страшно.
Уж не это ли, в самом деле, достигнутый идеал? - думаете вы; - не конец ли тут? не это ли уж и в самом деле, “едино стадо”. Не придется ли принять это, и в самом деле, за полную правду и занеметь окончательно? Все это так торжественно, победно и гордо, что вам начинает дух теснить.



Будучи вдохновленным лондонским Хрустальным дворцом, Н.Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» (1862-1863), в т.н. «Четвертом сне Веры Павловны», описал, основываясь на «Теории всемiрного единства» Ш. Фурье, жизнь людей будущего социалистического общества.
«…Чугун и стекло - только. Нет, не только: это лишь оболочка здания, это его наружные стены; а там, внутри, уж настоящий дом, громаднейший дом: он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром […] Какая легкая архитектура этого внутреннего дома, какие маленькие простенки между окнами, а окна огромные, широкие, во всю вышину этажей! […] Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? серебро? платина? да и мебель почти вся такая же, - мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, но из чего ж вся остальная мебель, потолки и полы? […] Эта металлическая мебель легче нашей ореховой. […] Везде алюминий и алюминий, и все промежутки окон одеты огромными зеркалами. […] И повсюду южные деревья и цветы; весь дом - громадный зимний сад».


В. Милашевский. Четвертый сон Веры Павловны. 1937 г.

Вы смотрите на эти сотни тысяч, на эти миллионы людей, покорно текущих сюда со всего земного шара, - людей, пришедших с одною мыслью, тихо, упорно и молча толпящихся в этом колоссальном дворце, и вы чувствуете, что тут что-то окончательное совершилось, совершилось и закончилось.
Это какая-то библейская картина, что-то о Вавилоне, какое-то пророчество из Апокалипсиса, в очию совершающееся.
Вы чувствуете, что много надо вековечного духовного отпора и отрицания, чтоб не поддаться, не подчиниться впечатлению, не поклониться факту и не обоготворить Ваала, то есть не принять существующего за свой идеал...



Башня Татлина. Памятник III Коминтерну. 1919-1920 гг.

[…] …Если бы вы видели, как горд тот могучий дух, который создал эту колоссальную декорацию, и как гордо убежден этот дух в своей победе и в своем торжестве, то вы бы содрогнулись за его гордыню, упорство и слепоту, содрогнулись бы и за тех, над кем носится и царит этот гордый дух.
При такой колоссальности, при такой исполинской гордости владычествующего духа, при такой торжественной оконченности созданий этого духа, замирает нередко и голодная душа, смиряется, подчиняется, ищет спасения в джине и в разврате и начинает веровать, что так всему тому и следует быть.



Олег Горохов. Десятый сон Веры Павловны. 2002 г.

Факт давит, масса деревенеет и прихватывает китайщины, или если и рождается скептицизм, то мрачно и с проклятием ищет спасения в чем-нибудь вроде мормоновщины.
А в Лондоне можно увидеть массу в таком размере и при такой обстановке, в какой вы нигде в свете ее наяву не увидите«.

Ф.М. Достоевский.«Зимние заметки о летних впечатлениях».



«Мультикультурализм« в Европе. Слова и …дела.

Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up