Прогресс и Преображение

Aug 19, 2018 22:11

Исторические церкви нередко ко многим проявлениям прогресса относились более чем настороженно, а то и просто встречали "в штыки". Но затем проходили десятилетия, их члены успешно пользовались этими самыми плодами научно-технического прогресса, и им ничего не оставалось более, как плестись "в хвосте" его, периодически его поругивая. Среди многих христиан и до сих пор наблюдается некоторый дуализм в восприятии Бога и мира: Бог получается сам по себе, отдельно от мира, ждущий некоторого Ему только известного момента для вмешательства в историю, чтобы прервать ее течение, и мир, тоже сам по себе, обреченный на катастрофу, на то, что "земля и вся дела на ней сгорят" (2 Петра 3: 10). То есть прогресс, плодами которого те же фундаменталисты из христиан охотно пользуются, в конечном итоге не ведет никуда и с точки зрения вечности ничего не значит. Это своего рода монофизитское восприятие истории.

Но возможен и другой взгляд. История - богочеловеческий процесс, богочеловеческая трагедия и комедия одновременно; здесь сами люди, прежде всего из лидеров, "пассионариев" задают её тональность, а Дух Божий присутствует в том числе в тех явлениях, где многие христиане вовсе не думают и не ждут. Например, в той же технике, - почему бы нет? И человечество продолжает осваивать и возделывать Землю, как об этом было задано с первых строк Библии. Да, часто не вполне удачно; да, иной раз хищническими методами с голым потребительством, но ведь есть и хорошие примеры этого возделывания!

Разумеется, прогресс - явление неоднозначное и смешанное, как и многое другое в человеческой истории. И наряду с прогрессом добра в истории заметен и прогресс зла! <…> Плевелы, по известной евангельской притче, восходят вместе с ростками пшеницы, и до полного созревания их трудно отделить и отличить друг от друга.

Но прогресс может идти и в соответствии с побуждениями Духа Божьего, когда возрастает пшеница Божья. И на него могут работать и те, кто устами Бога не исповедует, но живут и творят так, как дай Бог многим христианам. Поэтому всё лучшее, что есть в прогрессе, не может быть противопоставлено ожидаемому христианами Преображению мира, но скорее оно как раз работает на него и его предвосхищает. Просто из прогресса, как из многого другого достаточно привлекательного в нашей жизни, можно сделать идола, и очень даже легко. Но можно отнестись к нему как важному инструменту в общей эволюции человечества. Признав, что это - один из инструментов Божьего Провидения в истории. И тогда уже не нужно будет противопоставлять прогресс и Преображение. Преображение - конечная цель, а прогресс - одно из средств, ведущих к этой цели. Здесь важно помнить иерархию ценностей. Как и то, что есть и всегда будут пределы для этого прогресса и для человеческого дерзновения в целом, и эти пределы необходимо с трезвостью и смирением сознавать.

Фрагмент поста священника Филиппа Парфёнова
https://pretre-philippe.livejournal.com/621344.html

***

pretre_philippe (из комментариев):

В чем будет новизна неба и земли, и куда денутся все добрые плоды, оставленные человечеством на земле настоящей? "Се, творю всё новое...", как сказано в последней книге НЗ. Творит в том числе и сейчас, не правда ли? И чтобы "въехать" в будущий град, надо все-таки нынешнюю Землю довести до определенного состояния возделанности... Подготовленности к будущему Преображению.

"Люди лучше не становятся" - все-таки упрощенное обобщение. Люди были и есть разные, но есть среди лучших людей нашего времени такие, появление которых невозможно было ни в античности, ни в средневековье. И в целом некоторый вектор развития имеется. Апостол Павел говорил о рабах в христианских общинах как о чем-то само собой разумеющемся в то время, но сейчас рабов в том прежнем социальном понимании нет.

"Сгорят" - неточный перевод, кстати. Лучше перевести как "будут найдены", "обнаружатся" (ευρεθήσεται). Да и огонь сам - скорее метафора. Тем более, что Божественный огонь - невещественный. Между прочим, это место весьма перекликается с 1 Кор. 3: 13-15!

Техника - между прочим, род искусства. Кстати, это греческое слово ("техни") как раз изначально и имеет значение искусства, ремесла. Здесь человек проявляет себя как творец, по подобию Творца мира. Конечно, можно утверждать, что и произведения изящных искусств (Джоконда Леонардо, Мадонна Рафаэля и т.д.) тоже рано или поздно "сгорят", но я не стал бы быть поспешным в подобных выводах. С другой стороны, по словам Иисуса, всякое растение, которое не Отец Небесный насадил, искоренится. Но это касается прежде всего людских пороков, страстей.

о.Филипп Парфёнов, История, Время и вечность

Previous post Next post
Up