26 апреля Большой театр кукол, который в этом году отмечает свое 85-летие, проводил экскурсию для блогеров, на которой я узнал несколько интересных фактов о куклах и самом театре:
История театра кукол как жанра
Сейчас мы воспринимаем его как детский, но он стал считаться таковым только в ХХ веке. Точное время зарождения этого вида искусства не установлено, но первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса и Изиды собирали толпы людей. Куклами тогда служили огромные фигуры, которые были щедро украшены драгоценными камнями и приводились в движение по особым праздникам.
Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, а в 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников.
История Большого театра кукол
Здание БТК построено в 1912 г. для богатого купца, банкира Евгения Бурцева. Он планировал открыть здесь музей современного искусства, который предполагалось расположить в зале с высоким стеклянным потолком. После революции здание национализировали, в нем давали представления передвижные театры и лет 40 подряд находились разные еврейские общества.
Сам БТК переехал в это здание в 1941 году. До этого момента театр странствовал по разным площадкам города со времен основания его в 1931г. пятью энтузиастами. Только в 1956 г. режиссер БТК Королев М.М. открыл соответствующую кафедру при Институте Театральных Искусств (РГИСИ), которая была второй в мире.
Сейчас в БТК дают не только кукольные, но и драматические, музыкальные, пластические спектакли.
Три типа театров кукол
1) Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2) Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3) Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.
Вертепный театр
Играется этот спектакль строго под Рождество. Возник он из-за семинаристов, которые ходили по домам и показывали сценки о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.
Вертеп представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная, иногда трехъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем - эпизоды с Иродом. Вторая часть представления обычно была на злободневные темы, где главная роль отводилась Петрушке.
Куклы приводились в движение с помощью небольших прорезей.
Театр теней
Он пришел с Востока из ритуалов Индонезии и Китая. Возможно, это самый древний вид театра. В XVII веке теневой театр перекочевал в Европу.
Театр масок
Театр масок пришел из древней Греции. В античном театре, в который помещалось 10000 зрителей никто бы не разглядел лица актеров если бы не было масок. Поэтому лица артистов визуально увеличивали.
На фото слева отец паночки.
Паночка. Ночью, наверное страшно наткнуться на такой реквизит. )
Виды кукол
Марионетка
Первый вид кукол - марионетка, подвешенная на нити, которые прикреплены к ваге. Длина этих нитей может быть максимум полтора метра. Слово нить этимологически восходит к слову нерв и поэтому это самая очеловеченная кукла, потому что даже если это лошадка, то она все равно наиболее близка к физиологии. Одна такая марионетка стоит от 200 000 до 600 000 рублей.
Раньше нити красили специальной краской, чтобы их скрыть или вешали специальную сетку, чтобы внимание зрителя рассеивалось и казалось, что кукла ходит сама по себе.
Репертуар марионеток представлял равнодушие житейской действительности, обращался к вечным темам: библейские, античные сюжеты, переделки рыцарских романов. Классика репертуара - это Дон Жуан и Фауст.
Петрушка
В каждой стране есть любимые традиционные персонажи. В России это Петрушка.
Во Франции Полишинель, у него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.
В Италии Пульчинелла, что переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной
Любимец немецкого народа - Касперле. Он - озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.
Куклы Панч и Джуди герои в Британии.
В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.
Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.
Это традиционные ярмарочные герои. У обычного кукольника была четырехгранная ширма. В сценах было не больше двух героев, потому как у человека только две руки.
Есть два способа управления куклой - московская и петербургская.
Московская - указательным пальцем управляют головой куклы, а большим и средним пальцами - ее руками.
Петербургская - голову куклы надевают на средний палец, а ее руки - на большой и мизинец.
Планшетная кукла
Планшетная кукла - это театральная кукла, которая «умеет ходить» по полу, по настилу сцены, который называется "планшет".
На фото куклы из спектакля «Все оттенки синего».
Все кукольники во время спектакля одеты в черное, у них маски, похожие на фехтовальные, и при специальном освещении их не видно вообще, только куклы.
Тантамареска
Тантамареска (от фр. tintamarresque) - стенд для фотосъёмки с отверстием для лица. Тантамареска это образ, когда лицо остается лицом актера, а тело - тело куклы. Это позволяет артистам по-другому существовать, соответственно делать какие-то вещи, которые навряд ли смогли бы сделать в обычной жизни.
Эти куклы - дети из спектакля «Далеко, далеко». Тантамарески пришли из американской культуры в кукольный театр.
Большой театр кукол находится по адресу: Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 10.
Спасибо сообществу
SPbBlog за приглашение на это познавательное мероприятие.