Вопросы 2...
Пожалуй, чаще всего в жизни, мне приходится отвечать на вопрос «для чего современному человеку фехтование?» Любимый вопрос всех журналистов по отношению к любому (насколько я понимаю) фехтовальщику. При этом, некоторые из вопрошающих, считают необходимым пояснить, мол, вот бокс - тут все понятно: позанимался боксом, и можно на улице за себя постоять. А фехтование? В этом месте обычно следует железобетонный журналистский штамп: «Вы же со шпагой по улице не ходите!»
Итак: «Для чего современному человеку фехтование? Другое дело - прикладные виды - бокс, самбо, карате… Это может пригодится в жизни! А фехтование? Вы же со шпагой по улице не ходите!»
Вопрос, на самом деле, важный. Потому что он может поставить в тупик многих начинающих фехтовальщиков любого возраста. Ведь на самом деле, фехтованием действительно занимаются не для самообороны, и со шпагами мы по улице не ходим. Так на чем же базируется наш интерес к этому архаичному искусству?
А ведь разгадка проста. Условный журналист, которого мы привели в качестве канонического примера в начале повествования, является пленником ментальной тюрьмы. И, что характерно, нас тоже пытается туда заманить. Суть подобных вопросов заключена в ошибочном представлении, будто бы понятие «боевые искусства» тождественны понятию «самооборона». Однако, далеко не все боевые искусства могут быть отнесены к самообороне, и, таким образом, применимы на вожделенной «улице». Следовательно, искусство фехтования, в категорию «уличных» тоже не вписывается. А строго говоря, никогда и не вписывалось.
Но я предпочитаю смотреть на этот вопрос еще шире, выделяя в словосочетании «боевое искусство» именно понятие «искусство». Ведь если мы признаем за фехтованием права искусства, вопрос о его актуальности, современности, «уличности» и т. п., отпадет сам собой. Никому же не придет в голову спрашивать, к примеру, композитора, «для чего современному человеку музыка?». Или приставать к художнику с вопросом «для чего современному человеку живопись?»
Так же и с фехтованием. Точнее - с ИСКУССТВОМ фехтования. Оно - ни для чего. И одновременно - для всего. Ибо, как гласит один из афоризмов Оскара Уайлда, «всякое искусство совершенно бесполезно». Или, говоря иначе - самодостаточно.
Человек, занимающийся искусством, находится на пути глубокого индивидуального развития, его жизнь наполнена творческими переживаниями и собственным внутренним смыслом. При этом совершенно не важно, что у человека искусства в руке: кисть, смычок или шпага.
А вот какая именно шпага - дворянка XVIII века, ренессансная рапира, классический флорет второй половины XIX века, или вообще - польская сабля, западноевропейский меч, хевсурский палаш - это уж каждый мастер (или начинающий неофит) решает для себя самостоятельно, исходя из собственных сознательных или неосознанных предпочтениях.
Ну, собственно, как и каждый художник, который сам выбирает между кистью, карандашом или граверным резцом.