Дорогие друзья!
На днях в Москве проходил XII саммит владельцев компаний розничной торговли "Торговля в России". Хочу подчеркнуть, что в условиях кризиса торговля - это не просто бизнес. Это важнейшая часть национальной системы жизнеобеспечения. От этого зависит удовлетворение первоочередных потребностей десятков миллионов наших сограждан.
Между тем многие крупные торговые сети, сделавшие ставку на стремительный рост оборотов, сегодня критически закредитованы и близки к банкротству из-за снижения потребительского спроса. Более успешные и получившие господдержку организации готовы дать старт процессу слияний и поглощений. Однако торговля и так чрезмерно монополизирована, и это одна из главных причин стремительного роста инфляции.
Дальнейшая монополизация торговли к крупных городах может привести к неприемлемому для большинства населения росту цен на продукты первой необходимости. Одновременно в ряде депрессивных территорий торговля может вообще стать нерентабельной из-за обвального падения покупательной способности населения. Это касается прежде всего примерно 500 моногородов и еще около 600 муниципальных образований с 3-4 основными промышленными работодателями.
Сегодня как никогда нужны неотложные меры избирательной антикризисной поддержки торговли. Но это ни в коем случае не должна быть очередная раздача денег избранным продовольственным ритейлерам.
А государство со своей стороны должно гарантировать возврат части взятых ими кредитов либо новые краткосрочные льготные госкредиты в обмен на конкретные обязательства торговых организаций по обеспечению продуктами питания социально наименее защищенных слоев населения и депрессивных территорий с высокой безработицей.
Во многих регионах, кстати, губернаторы уже лично дают команды возобновлять торговлю "с колес", когда любой сельхозпроизводитель, частник (небольшое фермерское хозяйство или подворье) может реализовать свою продукцию - молоко, мясо, картошку, овощи, фрукты, и такие возможности нужно давать всем желающим. Естественно, при соблюдении положенных санитарных норм.
Сутью всех антикризисных мер в торговле должно быть снижение цен на товары первой необходимости.