Меры по ограничению продовольственного импорта из ряда стран Запада, предпринятые Россией в ответ на экономические санкции, продолжают оставаться очень резонансной темой. То, что в ЕС и США эти меры восприняты крайне нервозно, вполне понятно: потеря российских рынков для их сельхозпроизводителей весьма болезненна. Но это теперь - их проблемы. Как говорится, за что боролись - на то и напоролись.
Меня же нынче больше поражает то, как реагируют на ситуацию некоторые наши либеральные политики и экономисты. Они словно соревнуются в зловещих пророчествах о том, как, дескать, дорого заплатят россияне за отказ от американских и европейских продуктов. Самые ретивые «предсказатели», которые, видимо, потрясены перспективой обходиться без устриц, омаров и фуа-гра, доходят до полного беспросвета и готовы кричать, что Россия уже чуть ли не на пороге «тотального дефицита», а то и «голода». Эти бредни можно сразу отставить в сторону без комментариев. Понятно, что никакого дефицита не будет: альтернативные зарубежные поставщики и наши производители смогут оперативно заполнить освобождающиеся ниши.
Но вот о другой грани проблемы, на которую упирают критики российского «продуктового ответа», остановиться подробнее стоит, потому что они действительно бьют в точку, которая еще не стала, но может стать болевой. Я имею в виду возможный рост цен на те продукты, которые мы прекратили завозить с Запада. «Страшилок» по поводу того, на сколько процентов якобы теперь обязательно подорожают мясо, рыба, молоко, сыры и т.д., и в СМИ, и в Интернете появляется очень много. Создается впечатление, что речь идет о массированной атаке на общественное мнение с целью внести смятение в умы россиян, а заодно - разжечь инфляционные ожидания. В нынешних условиях вопрос о динамике цен на продовольствие явно становится одним из элементов информационной войны. Любой скачок цен будет встречен зарубежными недоброжелателями и внутренней «пятой колонной» с нескрываемым злорадством: «Ага, мы же говорили!».
Надо признать, что переориентация продовольственных рынков с западных поставок на продукцию отечественных производителей и поставки из стран Азин, Латинской Америки и т.д. несет в себе определенные риски, связанные с необходимостью выстраивания новых логистических схем, отладкой взаимодействия и т.д. Все это потребует весьма масштабной, напряженной и квалифицированной работы. Но все решаемо. И тем важнее не допустить ситуаций, когда кто-то, пользуясь особенностями переходного периода, хочет по-быстрому спекульнуть и «срубить бабок» побольше.
К сожалению, признаки этого уже появляются. Вот недавно пришло сообщение, что ФАС выдала предостережение компании «Русское море» в связи с резким завышением цен на охлажденный лосось. В некоторых городах и регионах покупатели начали жаловаться на неожиданное подорожание курятины, свинины, сыров и т.д., хотя никаких объективных предпосылок для взвинчивания цен нет. Видимо, кое на кого уже пора воздействовать не только предостережениями, но и крупными штрафами, а также иными жесткими мерами.
В нынешней специфической ситуации никакого упования на «невидимую руку» рынка, которая, дескать, опять все отрегулирует, быть не должно. Такие либеральные «песни» следует сразу прекращать. Хватит - наслушались! Сегодня требуется госрегулирование самого высшего качества. Момент истины наступает для руководителей и сотрудников таких правительственных структур, как Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития, ФАС, ФТС, Роспотребнадзор и многих других. Они должны наладить ценовой мониторинг буквально по каждому виду продовольствия, принципиально разобраться с монополистами, наладить эффективную систему проверочных мероприятий. Если отечественным сельхозпроизводителям для ускорения процесса импортозамещения требуются субсидии, такие вопросы должны решаться максимально быстро, без бюрократической волокиты. Если торговые организации сталкиваются с тем, что новые зарубежные поставщики задирают цены, значит надо помогать искать иные, более подходящие каналы поставок. Мир большой, конкуренция огромная. Тем, для кого мы открываем свои рынки, следует сразу недвусмысленно заявлять: зовем вас для честного и взаимовыгодного сотрудничества, но наживаться на своих проблемах - не позволим!
Полагаю, что сегодня непременно надо подключать к контролю за ценовой ситуацией широкую общественность. Во всех регионах и муниципалитетах следует организовать «горячие линии», по которым граждане могли бы сообщать о необоснованных повышениях цен на продукты. И эти «горячие линии» должны работать не в режиме формального сбора жалоб, а как центры оперативного реагирования под личным контролем губернаторов и мэров.
Считаю, что парламентариям следует уже этой осенью заняться совершенствованием Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Справороссы давно предлагают ограничить наценки торговых сетей размером в 15%. Аппетиты сетевиков законодательно ограничивают во многих странах. У нас же отличие розничных цен от отпускных цен производителя может доходить до 100%. Ну куда это годится? Самое время прекращать такую порочную практику.
Сдерживание роста цен на продовольствие сегодня не только важный фактор социального благополучия населения. Это само собой. Но в свете нынешнего обострения отношений России с Западом - это еще и вопрос большой геополитики. Вопрос, непосредственно связанный с отстаиванием нашего суверенитета и безопасности, с ответом на попытки разговаривать с нашей страной языком силы и диктата. Обеспечить нормальную перестройку продовольственных рынков, не допустив никаких ценовых кризисов, - это дело принципа. Это, если хотите, еще одна проверка нас на прочность. И мы обязаны сделать все необходимое, чтобы пройти ее успешно и достойно.