3 октября в гостях у меня был наш великий русский путешественник Фёдор Конюхов. Я с ним знаком уже много лет и он не впервые в моём кабинете, а на этот раз он пришёл рассказать о своей весенней эпопее хождения в одиночном плавании на яхте вокруг Антарктиды и о новом своём проекте. Оказывается, никто до этого года на яхте не мог обогнуть в тех самых "ревущих 40-х" параллелях Антарктиду. Огромное количество айсбергов, всё время перемещающиеся ледяные поля, шторма, знаменитый Мыс Горн и многие-многие другие страсти-мордасти не позволяли до сих пор совершить такое плавание. Поэтому было принято решение (правда, не знаю кем) что та страна или тот человек, который совершит такое плавание (если это будут гонки, то значит придёт первым), сделав круг вокруг Антарктиды, в честь этого путешественника и его корабля будет назван целый сектор в Антарктиде. А такой безымянный сектор в Антарктиде оставался последний.
И вот, 25 января этого года из южного города-порта в Австралии Албани стартовали на юг к Антарктиде три яхты: французская, английская и яхта под прекрасным названием "Алые паруса" Фёдора Конюхова. Навигацию осуществляли и французские, и канадские, и американские спутники, местоположение каждой яхты чётко фиксировалось, идти нужно было только под парусами. Кстати, от Фёдора я узнал, что, оказывается, парус на сегодняшний день самое быстроходное средство передвижения по океану. В частности, рекорд кругосветного путешествия на яхте под парусами составляет всего лишь 50 суток, а самый лучший результат на моторе - 82 суток. Это, честно говоря, для меня было полным откровением.
Итак, три яхты стартовали. (А пошли они сначала на юг, а потом на восток, то есть, огибали они с востока на запад Антарктиду, если смотреть по карте, то они пошли от Австралии направо, то есть, на восток). Я честно, не понял, были ли французские и английские экипажи тоже одиночки, но Фёдор на своих "Алых парусах" был один. Только-только отойдя от Албани, яхты попадают в жесточайший шторм и французская лодка трескается, поэтому она вынуждена была сойти с дистанции.
В это время канадский метеорологический спутник сообщает, что впереди огромное ледяное пространство и, судя по всему, к яхтам, если что случится, будет не пробиться. Англичане (или англичанин?) понимали, что, двигаясь на яхте с огромной скоростью, можно налететь на куски льда и просто разбиться насмерть. Они тоже не стали рисковать и сошли с дистанции. Про этот драматический момент Фёдор очень образно сказал: "Мы сразу, только выйдя из Албани, оказались далеко друг от друга, но сознание, что где-то со штормом и льдами борются ещё две яхты в этих "ревущих 40-х", приносило ощущение не одиночества. Но когда обе яхты ушли, у меня появилось ощущение, что я на обратной стороне луны - один одинёшенек. Но я решил, что с божьей помощью, раз уж судьба даёт такой жребий, я одолею этот маршрут". А по условию этого прохождения огибать Антарктиду можно в коридоре между 45-ой и 60-ой параллелями. Ну, южнее 60-ой просто не пробиться - там сплошные льды, но и севернее 45-ой подниматься было нельзя - это как раз самая штормовая полоса, самая ледяная: с айсбергами и прочими напастями.
И вот наш Фёдор, несмотря ни на что, пошёл. Очень скоро у него сломался один из килей, насколько я понял, и он долгое время ждал штиля, чтобы самостоятельно его отремонтировать. И уже обойдя Мыс Горн, то есть сделав значительную часть пути, он начал уже договариваться по связи с американцами, что уйдёт куда-то на острова или на южноамериканский материк для ремонта, по-моему, это были Фолкленды или какие-то другие острова.
И вот, когда он уже вроде бы принял такое решение, вдруг ветер стих и наступила тишина. Фёдор решил (так как был вымотан штормами, спал очень мало), что сегодня день отдохнёт, а завтра, наверное, тоже будет хорошая погода и тогда он починит один из сломанных килей. Но опыт мореплавателя и путешественника подсказывал, что "нужно ковать железо, пока горячо". И он начал ремонтировать киль.
А нужно сказать, что всё это надо было делать в леденющей воде, всё это обмерзало, киль весил около 250 килограмм. Кстати, Фёдор рассказал, что согревался он только горячим чаем или кипятил сухое разведённое молоко. Хитро улыбаясь, он сказал: "Сергей Михайлович, не верьте тому, кто говорит, что водочкой можно согреться. Была у меня и водочка, и виски - бесполезно всё это, а вот горячим чаем или молоком, да, немножко согревался". И вот за сутки, греясь чаем или молоком, он починил самостоятельно киль и 7 мая этого года успешно замкнул круг вокруг Антарктиды.
Он сделал это первым за всю историю человечества. Его веселил небольшой переполох, начавшийся в радиоэфире, когда он уже вышел на финишную прямую к Албани, по поводу поиска организаторами гонок Гимна России, который нужно будет играть, когда яхта Фёдора зайдёт в порт, потому что явно были приготовлены гимны и Франции, и Великобритании, но на российского путешественника, которого, как сказал сам Фёдор, взяли для количества (потому что не те ходовые качества у его лодки, да и сам он путешественник, а не гонщик), явно никто не рассчитывал.
Но этот мужественный наш соотечественник в одиночку, несмотря на все напасти, всё-таки сделал это.
И теперь сектор, который с одной стороны как раз ограничен нулевым меридианом и находится прямо рядышком с тем местом, где расположена наша станция Беллинсгаузен, на которой я был в марте, официально носит название "Фёдор Конюхов. "Алые паруса"".
Да здравствует Фёдор! Да здравствуют "Алые паруса"! Да здравствует Россия!
Только вот, оказывается, с этой блистательной победой Фёдора из соотечественников практически никто не поздравил. Его поздравляли американцы, поздравляли австралийцы, французы, чилийцы, англичане, только как-то мы забыли это сделать, а ведь между прочим именем нашего соотечественника - великого путешественника - теперь навсегда назван один из секторов в Антарктиде.
Поэтому, памятуя опять же нашу русскую пословицу "Лучше поздно, чем никогда", от имени всех россиян я поздравляю настоящего патриота нашей страны, великого путешественника, прекрасного художника, могучего духом русского человека Фёдора Конюхова с его очередной блистательной победой.
Рассказав мне об этом, Фёдор достал папку, на которой я увидел знакомое для меня слово «Монголия», раскрыв её, он рассказал о новом проекте, который ему предложил Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Дело в том, что в 2009 году исполняется 400 лет добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. И новая задумка Фёдора Конюхова - совершить международную караванную экспедицию по следам великого "шёлкового пути". Эта экспедиция названа "Второй этап". И Фёдор объяснил, почему "Второй этап". Несколько сот последних лет по этому пути караваны уже не ходили. И вот три года тому назад турецкий путешественник под патронатом "National Geographic" совершил на верблюдах переход из Монголии через Китай, далее, наверное, - Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Иран и, наконец, Турция. Был снят фильм и даже, по-моему, по каналу "National Geographic" это путешествие показывали.
А вот маршрут, который предложил Фёдору Конюхову Кирсан Илюмжинов: Улан-Батор (Монголия) - Урумчи (Китай) - Астана (Казахстан) - Волгоград (Россия) - Чёрный Яр (Астраханская область, Россия) - Элиста (Республика Калмыкия, Россия). Длительность маршрута - 6800 км, продолжительность экспедиции - 8 месяцев. Экспедиция будет на верблюдах. Оказывается, Фёдор только что вернулся из Монголии, где в Южном Гоби подбирал верблюдов, которых пока оставил пастись там, а в марте будущего года планирует перегнать их из Гоби в Улан-Батор. Ориентировочно старт назначен на начало мая 2009 года. И Фёдор пригласил меня на этот старт, памятуя, что с Монголией у меня связаны 10 лет моей жизни. Конечно же, я дал согласие. Тут же мне захотелось хотя бы пару дней пройти с этим караваном, уж не знаю, как получится, но то, что задумка Кирсана Илюмжинова и повод хороший (400 лет добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России) - это здорово! Я думаю, что эту экспедицию нужно поддержать на более высоком федеральном уровне и с удовольствием хочу это сделать.
Фёдор планирует в день проходить примерно по 40 км. Он оставил мне подробный маршрут (прямо подённый) по территории Монголии. До чего приятно было читать знакомые географические названия. В Монголии нет, наверное, ни одного места, ни одного аймака, ни одного сомона, в котором я бы не был, поэтому все названия до боли знакомы.
С удовольствием сообщаю об этой новой задумке Фёдора Конюхова всем пользователям Интернета. Если есть какие-нибудь идеи, сообщайте мне на блог или на сайт.
Вот, кстати, что в конце перечня пунктов маршрута говорится о времени всей экспедиции. При дневном переходе 40 км и одном дне отдыха в неделю потребуется 198 дней. При дневном переходе 45 км и одном дне отдыха в неделю - 176 дней.
На прощание мы с Фёдором сфотографировались у одной из витрин в моём кабинете с коллекцией камней, причём, как раз на третьей полке снизу в этом стеклянном шкафу расположена коллекция камней из Антарктиды, так что, можно сказать, - снимок символичный.