Обычно все мои воспоминания о Монголии связаны либо с пустыней Гоби, либо с западной её частью, тоже гористой, но гористо-каменистой. Монголия славится тем, что там есть практически все климатические зоны, кроме, наверное, тропических и субтропических, в том числе есть и тайга, есть альпийские луга.
МОНГОЛИЯ. Тушканчик
Как-то, буквально на пару дней, мы с моей научной руководительницей Еленой Борисовной Высокоостровской поехали в лагерь Советской экспедиции, который находился в горах, недалеко от Улан-Батора. То место, где стоял лагерь, находилось в распадке у ручья. Трава там была по пояс и в этой траве довольно далеко друг от друга стояли огромные, многовековые лиственницы. И, конечно, было очень много всякой живности.
Ночевать меня взял к себе мой земляк - геолог из Ленинграда. В его двухместной палатке я поставил свою раскладушку, положил на неё спальник. И вот после ужина (а так как лагерь был в горах, стемнело быстро) мы пошли укладываться спать. В палатке включили фонарик, потом улеглись, забрались в спальники.
Нужно сказать, что в геологии у меня была привычка спать в спальнике таким образом, чтобы голова была снаружи. Многие мои коллеги и в жаркие дни, и в холодные зарывались с головой в спальник и, как в коконе, так и спали. А мне нужен был всегда свежий воздух, даже когда приходилось спать зимой и в палатке или юрте утром уже была минусовая температура, надевал вязаную шапку на голову, но всё равно с головой не залезал в спальник.
Дальше поймёте, почему так подробно пишу об этой своей особенности ночёвки в спальнике.
Когда улеглись, естественно, о чём-то разговорились. Тут я услышал какое-то шебуршание и постукивание:
- Юра, что это шуршит?
- А-а, это пришёл мой друг тушкан. Пришёл за своим ужином.
- А что у него на ужин?
Юра рассказал, что в его рюкзаке в полиэтиленовом пакете лежат грецкие орехи. Если рюкзак завязать туго, тогда тушканчик начинает грызть рюкзак, что происходит совсем не бесшумно, да и вещь портится. Поэтому Юра развязывает рюкзак, более того, и пакет с орехами оставляет открытым. Тушканчик туда забирается, выбирает один орех.
Причём, очень интеллигентный зверёк - каждую ночь он берёт только один орех и убегает, а за вторым уже не приходит.
Это мне всё Юра рассказывает, и продолжает:
- Да что я рассказываю, сейчас тебе покажу его.
Мы стали ждать. И вот постукивание закончилось, а, значит, тушканчик перебрал своими лапками все орешки, выбрал, наверное, тот, который понравился, и уже тихонечко понёс его. Юра, видимо, хорошо знал маршрут зверька, потому что, когда он включил фонарь, луч его осветил середину палатки и я увидел застывшего тушканчика, который стоял на задних лапках. Во рту, уж не знаю, как поместился, у него был огромный орех, а чтобы орех не выпал изо рта, зверёк придерживал его лапками. Глаза-бусинки смешно-испуганно смотрели на свет.
А нужно сказать, что давно известно, если тушканчик попадает, например, на дороге в свет фар машины, то он, бедный, бежит изо всех сил впереди и никак не может выскочить из светового потока в сторону. Но мы обычно всегда притормаживали и даже специально немножко виляли машиной, чтобы свет фар убрать и тушкан мог спокойно соскочить с колеи. Точно так было и тут.
Мы повеселились очень уморному виду тушканчика. Юра выключил свет, и тушканчик был таков. Мы заснули.
Вдруг посередине ночи просыпаюсь от ощущения, что кто-то что-то делает с моей головой. Проснулся окончательно и несколько секунд соображал: что же происходит? У себя на лбу я почувствовал чьи-то коготки, вдоль носа свешивалось что-то пушистое. И кто-то копошился в моих волосах. Взмахнув рукой, я смахнул с головы нечто. И только тут я понял, что это был тушканчик.
Это я сейчас так спокойно рассказываю, а сначала было не очень приятно и не так умилительно, как пишу сейчас.
Юра проснулся, заскрипел раскладушкой, вылез из спальника - он-то спал с головой, спросил:
- Что, в гости приходил?
- Да.
- Ты знаешь, я тоже, как ты, любил спать головой наружу, но тушкан повадился искать что-то на моей голове до тех пор, пока я не стал залазить с головой в спальник.
Так как ночевать мне нужно было пару ночей, я своей привычки не изменил. Но на следующую ночь обидевшийся тушканчик, которого я так не гостеприимно скинул со своей головы, больше не приходил.
Вот такая история про любителя грецких орехов и создателя ночных причёсок.
Всего доброго.
Ваш Сергей Миронов.