Экспедиция на Патомский кратер (часть 2)

Sep 28, 2010 07:38

Вода в бутылках из ручья, которую мы брали из лагеря, уже кончилась, поэтому решили кипятить чай из озёрной воды.
Аккуратно, чтобы не забаламутить, кружкой наливали в бутылку (1,5 л), потом переливали в чайник.
На берегу нашли костровище и палку, лежащую на полене, на конце прижатую камнями, чтобы навесить чайник над костром. Мы так и сделали. Разделись, все футболки, майки и верхние энцефалитки (куртки) насквозь мокрые. Повесили их на сосёнки сушиться.
Выпили 4 чайника чая.
Заваривал чай я. Ребята засняли этот процесс (а это действительно целая церемония) на видео.

image You can watch this video on www.livejournal.com


Заварка чая.

С собой брали по банке тушёнки, хлеб, сахар, чай и две банки сгущёнки. Тушёнки съели банок пять на всех (есть не хотелось), а вот чай - это да, наверное, один из самых вкусных чаёв в жизни.

Часа 1,5 пробыли на озере. Андрей Савичев взял пробы, тот же известняк с пиритом, что и на кратере. Но всё же наше озеро на кратер-2, похоже, не тянет.
Обратно идти оказалось тяжелее. Спускаться сложнее, чем подниматься. Спускались уже по другому очень крутому склону.


Обратная дорога в лагерь.

Вышли к Явальдину км в 1,5 от слияния, зато сразу же по камням перешли на нашу сторону и на другом берегу обнаружили хорошую, набитую (человеком, а не зверьём) тропу. По ней уже веселее пошли к слиянию. Когда дошли, послали Петю на тот берег обратно - за сапогами. Петя ушёл, мы стали ждать. Вдруг увидели, что снизу с Явальдина идут Саня Груздев и Женя Мурашкин с удочками.
Они стали переходить вброд реку. Женя поскользнулся и грохнулся полностью в воду, да ещё и ногу зашиб.
Рыбы они не видели, но км в 3-х от слияния ниже по течению увидели на сосне прибитую железную доску, где говорилось, что здесь, в 2006 году, погиб геолог Воробьёв.

Мы расспросили Андрея Моисеенко, он рассказал, что Воробьёв был участником Патомской экспедиции в 2006 году. У него случился
инфаркт прямо на маршруте. Он умер (было ему где-то 65 лет). Трое суток они выносили тело из тайги (а тогда ребята добирались сюда по воде и пешком, вертолёта не было). Натерпелись.
Царство ему Небесное.

Последние 3 км оказались тоже тяжёлыми. Но всё когда-нибудь кончается. В итоге: прошли мы 17,5 км, весь маршрут длился 11 часов (в лагере были в 19.00), превышение по маршруту (перепад высот) было 600 м. Безымянное озеро ещё на берегу мы решили назвать "Озеро Достигнутой Цели".

Вечером у костра (уже стемнело) ждали геофизиков из Горного - Женю и Романа, которые делали МТЗ. Дали две ракеты, пробовали выйти с ними на связь - тишина. Ещё раньше завели генератор, включили лампы - лагерь осветили. Вышли они уже в одиннадцатом часу. Женя сразу же сказал: "Извините, мужики, больше этого не повторится".
Мы сказали, чтобы каждый вечер не позднее 21.00 были в лагере. Пообещали.

На следующий день камералил. Пальцы ног болят - распухли при спуске с горы, они упирались в кроссовках в носок кроссовок, потому и распухли.

Видеооператор Андрей показал ноу-хау (он подсмотрел это у финских рыбаков), как можно в лесу (или на даче), имея бензопилу (но можно и 2-х ручную), сделать костровище.
На нём можно, например, на сковороде жарить рыбу, или чайник поставить.
Делается так. Берётся круглый чурбачок сосны с ровными спилами, ставится "на попа", делается три глубоких распила пилой (звёздочкой) так, что оставляется см 5 не пропиленных (от нижнего торца). В середину, в распилы, заливается машинное масло (немного), поджигается. Масло горит, потом выгорает, но уже дерево зажглось. Горит ровно, выгорая внутри, а внешний контур чурбачка остаётся, на нём как раз сковородка и стоит.
Просто, как всё гениальное.


  На этом фото уникальное ноу-хау. Мы прозвали это приспособление "финская зажигалка".



Будни лагеря.
Только два дня были солнечными, а остальные - пасмурными, но без дождя, и одни сутки лил дождь.
И вот наш повар - Гриша - решил побаловать геофизиков и геологов, которые должны были придти с маршрута, фруктами. Нарезал апельсины, яблоки, а из одного яблока даже сделал вот такого лебедя.



  Так наш лагерь выглядел в пасмурную погоду. Навесы с прозрачными стенками - это наша столовая.





  Закат солнца с пасмурный день.



  Еще фото лагеря.



  Колка дров.



  Веду полевой дневник в походных условиях.



  Флаг "Комсомольской правды"



Бурундучок.
По-моему, единственное фото или может ещё несколько есть из всех, которые сделал не я.



  Наш лагерь с другой стороны ручья Ексёкюлях.



  Ваш покорный слуга за рабочим местом под тентом.



  Ещё фото лагеря.



А это замечательный жук-короед.
Слева видны алюминиевые трубки - это ножки складного стула. Можно прикинуть, каков размер короеда. Реально усы сантиметров на 15 размахиваются, а сам он где-то сантиметров 5-6 в длину.

На четвёртый день экспедиции на кратер вышли два человека. Они пешком шли с п.Молво (≈40 км), чтобы увидеть своими глазами кратер. Один работает маркшейдером в геологической партии, зовут Владимиром, он постарше. Помоложе парня зовут Русланом.
У них с собой был карабин "Сайга". Когда они с Молво выходили в тайгу, у них было всего 4 патрона. Ещё 4 они купили у якут по дороге.

Мы их покормили, они разбили палатку рядом с нашими. Утром, сказали, рано уйдём. Я их уговорил позавтракать с нами в 8 утра, потом идти. Дали им продуктов в дорогу, но они много не взяли - на себе всё нести.
Вечером у костра сделали фото.
Ребята немного ошарашены - шли на 3-4 суток в дикую тайгу, а тут - цивилизация, лагерь стоит, свет горит (движок работает). Да ещё Председатель СФ зачем-то здесь. Когда меня не было, у костра они спросили, а что здесь Миронов делает?
Миша Слипенчук ответил: "Сергей Михайлович - начальник нашей экспедиции". "А-а", - сказали они.


На этом фото Володя (который повыше) и Руслан.
Они вообще-то из города Бодайбо (он в нескольких сот километрах находился от нас). Ребята на попутках доехали до посёлка Молво (посёлок - громко сказано - там всего несколько домов стоит), а оттуда по тайге и горам 45 километров напрямую по компасу вышли на кратер. Слышали о нём, решили посмотреть. К своему удивлению обнаружили здесь целую экспедицию. Есть ещё парни в наших селениях.



А на этом фото я с таёжниками.





Общие фото, в том числе с ребятами из города Бодайбо.

На следующее утро ребята ушли. К вечеру они планировали придти в Молво. Это где-то 40-45 км по тайге, горам. Молодец, Андрей Моисеенко ("КП") взял у них интервью, в газете потом напечатают.

В последний день решили подняться на гору Джебалдо и с неё снять на фото кратер.
Вышли на гору в 9.10. Вернулись через 6 часов, превышение - 570 м. На горе сделали отличные снимки кратера и лагеря. Нашли старый фотоэкспонометр, наверное, его ставили где-то в 80-х годах. (В то время сюда приходили энтузиасты из Томска). Набрали на обратном пути полмешка маслят. Вечером сделали жарёху.



В предпоследний день пошли на гору Джебалдо для того, чтобы сфотографировать с её вершины кратер.
Почти на вершине, по крайней мере, лес уже кончился и начался курум.
В этой связи указание: "Верной дороги идём, товарищи!" :)





  Местные красоты, которые встретились в пути. Бурундук.





  Это маслята. На обратном пути собрали на жарёху.



  Маслята в бруснике.



На вершине горы растёт малинка, даже были ягодки, но весь фокус в том, что высота этого кустика примерно сантиметров 10 - карликовая малина.



  На вершине горы Джебалдо находится тригопункт - вот он.



  Это я у тригопункта.



 

Ещё фото на горе.





И вот то, ради чего мы шли - Патомский кратер. На этом фото мы с Дмитрием Семёновым (астрономом из Иркутска).



  Вот я один.



Просто кратер.
 

image You can watch this video on www.livejournal.com


Панорама на горе.



Все восемь дней в лагере был "сухой закон", но всё-таки решили в последний день, когда уже свернули всю аппаратуру, упаковали, сложили на вертолётную площадку, сделать небольшую отвальную.

Вот несколько фотографий с этого замечательного прощального вечера.


  Это не красные глаза и я, естественно, не вампир, а это в зрачках отражается огонь костра. На самом деле я не страшный.



  У костра.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Две ночные песни.

Из разговоров у костра.
Загадка: "Великая русская река - 5 букв". Ответ: "Водка".

Во время этой экспедиции обнаружили ещё одно уникальное свойство Патомского кратера. На пятый день экспедиции первым "раскололся" один из нас. Дословно это выглядело так ...
Сидя вечером у костра, он сказал: "Мужики, не могу молчать и не могу не рассказать, какие удивительные сны мне снятся". Дальше последовал рассказ, который сопровождался нашим весёлым подначиванием и дружным смехом, но после того, как первый из нас рассказал свой сон, оказалось, что сны снятся всем, без исключения.

Как быстро мы все поняли и нашли некое определение - сны в формате 3D, то есть объёмные, цветные, с запахом, со звуком. Самое удивительное, что некоторым из членов экспедиции до этого сны никогда в жизни не снились, а здесь они снятся.
У меня объяснений два.
Первое. В долине ручья Явальдин на очень многих деревьях висит длинный мох, похожий на высохшую тину, по-моему, называется, сфагнум. Я знаю, что этот мох растёт только в местах, перенасыщенных кислородом. Отсюда, из-за перенасыщенности кислородом, возможны такие яркие сны.
Второе объяснение всё-таки связано с кратером. Возможно, в округе постоянно идёт эманация некоего газа без запаха, который даёт такой "веселящий" во сне эффект. По крайней мере, думая о том, что в этом месте нужно делать заповедную зону и сделать это место доступным для туристов, мы дружно решили, что одной из "завлекаловок" для туристов станет возможность увидеть сны, которые никто никогда до этого в своей жизни не видел.



Перед отлётом.
Я со своими земляками из Горного института. Справа от меня Женя Суханов (геофизик), слева - Андрей Савичев (геолог, преподаватель Горного института СПб).



  Сфотографировались с моим монгольским другом Саней Груздевым.



Финальная фотография. Футболки уже не такие чистые, как на первых снимках. Вся команда.
Сидят: слева - Андрей Моисеенко, справа - Дима Семёнов. Стоят слева направо: Виктор Сергеевич Антипин, Дима Поляков, Андрей Савичев, Батор Циренов, Гриша Кириенко. Сзади всех стоит Пётр Честнейшин, перед ним - Михаил Слипенчук, а перед ним - Александр Груздев. Дальше - Баир Циренов, Рома Суханов (третьекурсник, уже четверокурсник Питерского Горного института, будущий геофизик, отличный парень), Женя Мурашкин, перед ним стою я, дальше Володя Ташев, перед ним Женя Ермолин, дальше Дима Демежко, Иван Угрюмов и видео оператор Андрей Цирков.


 
Груза брали много. На наш первый рейс (а в последний день вертолёт сделал три рейса) взяли 600 кг аппаратуры и 9 человек. Вертолёту требовалась дозаправка. Сели километрах в 40 от лагеря на косу реки Хомолхо. Это фото во время заправки.



Еще фото кратера.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Прилёт вертолёта за нами.

Вместе с губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым, с учёными из Сибирской Академии наук я буду обращаться к Председателю Правительства Владимиру Владимировичу Путину с просьбой придать статус долине реки Явальдин, где находится Патомский кратер, особо охраняемой зоны, а может быть даже заповедника.

Пока мы не знаем, что за тайны скрывает Патомский кратер, но совершенно очевидно, что это уникальное место требует особого к себе отношения и особой охраны.
Прощай, "Гнездо Сказочного Орла", к тебе обязательно ещё придут новые экспедиции!

Ваш Сергей Миронов.

UPD:
Недавно, один из моих френдов, Володя Утянских, разместил у себя в блоге пост о нашей экспедиции. Привожу ссылку на его очень интересные заметки - http://blogs.privet.ru/user/donkihot_153

Геология, Фотографии, ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Previous post Next post
Up