В истории Сталинградской битвы много славных и известных страниц, которые мы знаем с детства - подвиги Михаила Паникахи, Василия Зайцева, Максима Пассара, Ивана Афанасьева, Рубена Руиса-Ибаррури и других. Мы знаем и помним. Но, о многом не расскажут экскурсоводы и преподаватели истории, много страниц великой битвы пока хранятся в архивах. Сегодня немного о малоизвестных фактах жизни тыла в битвы на Волге.
Как и где ковалась победа в Битве на Волге, мы поговорили с заслуженным работником культуры, автором научных статей об истории битвы, заведующим отделом музея-заповедника "Сталинградская битва" Светланой Аргасцевой. Два района ныне Волгоградской области - Среднеахтубинский и Ленинский - места сражений, не только трудовых. Именно на здесь располагались укрепленные районы из траншей, окопов и огневых рубежей. В Волго-Ахтубинской пойме находились укрытые подземные базы снабжения сражающихся армий: склады горючего, боеприпасов, медикаментов, в их возведении сооружений участвовали инженерные войска и оставшиеся местные жители. В пойме располагался и командный пункт Сталинградского фронта, и городской комитет обороны, на берегах Волги и Ахтубы были развернуты 127 госпиталей, даже подземных - территория поймы регулярно подвергалась налетам вражеской авиации и обстрелу дальнобойными орудиями. Особый интерес укрепленная территория вызывала у вражеских диверсантов и корректировщиков огня, регулярно проникающих под видом советских командиров в Заволжье. Именно здесь расположились два оперативных аэродрома, построенных весной-летом 1942 года для базирования фронтовой авиации 8-й Воздушной Армии. Строили их местные жители из Ленинска, Средней Ахтубы, Верхней Ахтубы из подручных материалов. Большую роль в подавлении вражеской обороны сыграли знаменитые «Катюши», снаряды для которых собирались в подземных блиндажах на судостроительном заводе в г. Красная Слобода и у пос. Фрунзе. Возводились и пути сообщения: наводились понтонные мосты через Ахтубу и Волгу, из лесов поймы даже построили 180-километровую однопутную железную дорогу. По ним передвигались войска, боеприпасы, провиант в сторону фронта, в обратную сторону - эвакуация мирных жителей и раненых бойцов через Волгу на левый берег. В ход шли любые плавающие средства, строили плоты. Когда Волга замерзла, а гитлеровские солдаты стали экономить боеприпасы, были организованы ледовые укрепленные бревнами и залитые водой переправы, по которым шла даже тяжелая техника.
Для полномасштабного строительства использовались леса Волго-Ахтубинской поймы. Выбора не было. Ради спасения человеческих жизней победители использовали древесину уникального леса. Вот так дубравы Волго-Ахтубинской поймы в далеких 1942-1943 годах помогли советским солдатам выиграть главное сражение войны, а после и начать восстановление разрушенного Сталинграда.
Фото устройства зимней переправы в районе завода "Красный Октябрь" из архивов Музея-заповедника "Сталинградская битва"
Рисунки начальника Полевого эвакогоспиталя № 24, военврача I ранга И.П. Лидова