Коммунизм разный бывает

Mar 11, 2017 21:23

Мне тут то один, то другой Андрей подкидывают темы. Злонамеренно, надо полагать. Чтобы я, значить, не скучал и чтобы мне было чем, значить, заняться. Исполате, бояре. Ну что ж. Хотя и Шаббат, но оставим эти ветхозаветную терминологию и назовем вещи своими именами - сегодня суббота, можно выпить и закусить, а заодно порассуждать о вечном. Тем более что это не работа, кнопки там в лифте нажимать или самому задницу вытирать, а хобби.

В предыдущем маленьком эссе возник небольшой конфликт между отцами и детьми на высочайшем уровне, и заодно между книжным коммунизмом Стругацких и коммунизмом христианским, то бишь Царствием Небесным.



Надо сказать, что мне первый привлекательнее второго. Дело в том, что концепция Жизни Вечной в Царствии Небесном не очень вдохновляет. В основном потому, что подается в основном через апофатику - не будет того, не будет этого, "не слышно будет более насилия в земле твоей, грабежа и разрушения", "притеснителя не станет, грабёж прекратится, попирающие исчезнут с земли", "истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него", а также через всевозможные истребления: "делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю", ""беззаконные будут извержены и потомство нечестивых истребится" и так далее. Справедливости ради надо заметить, что истребление и изничтожение собирался практиковать ветхозаветный Бог (он вообще, судя по всему, был злобным и мстительным существом), а Бог-Отец Нового Завета скорее терапевт, нежели хирург.

То есть даже по цитатам должно быть понятно, почему мне все это не нравится. Потому что кое кого надо уконтропупить, чтобы остальные пребывали в вечном блаженстве. Тут, конечно, ключевое слово "вечное" - ибо торговцев ограниченным по времени блаженством можно встретить на любом вокзале, а вот вечное - предлагается только в церкви. При этом его никто не видел, толком не знает, что это такое, и даже описания, как я уже выше упомянул, в основном апофатические. А вот Ад неоднократно описан, мало того, есть определенное количество людей, которые побывали хотя и не во всмаделишном, но в этаком рукотворном локальном адке, и испытали там достаточно мучений. Но ограниченные по времени мучения вполне можно экстраполировать на вечность, а вот с кратковременным блаженством такое, увы, не получается.

Но я, в общем-то, не об этом.

Опять мне подогнали ссылку с иезуитской формулировочкой "А подкину-ка я тебе еще одну информашку к размышлению", ссылка конечно довольно баянистая, лично я читал об этом эксперименте пару лет назад, если кто не читал, советую ознакомиться.

Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом

Краткое содержание - экспериментаторы решили поиграть в Бога и организовали Мышиный Рай и что из этого получилось (спойлер: [ну а как ты думал?]ничего хорошего).

Ну что ж. Выскажусь.

Примеров всмаделишного коммунизма мы, как и примеров Царствия Небесного, не имеем. Но у нас есть примеры литературные. Конечно же, мир Полдня Стругацких. Как без него. Некоторые говорят, что от него веет безнадегой. Я так лично не считаю. Мир Полудня - вполне себе ничего, уж никак не хуже, нежели нынешний. Устроился бы китов пасти. Или ассенизатором, превращать Говно в солнечный свет. Без дела бы, короче, не остался.

А вот ефремовский коммунизм - с его Подвигами Геркулеса и поведенческими шаблонами - он страшненький, больше на фашизм смахивает. Разве только эцелопп не бъет по голове. Но там такая индоктринация, что каждый сам себе и эцелопп, и судья, и палач и злобный буратино.

Есть, по слухам, апокриф, где рассказывается о судьбе обитателей Ада до Первого Пришествия. Там варили и жарили всех - и праведников, и грешников. Ведь Искупления еще не было, и рай пустовал, к рогатому отправляли всех подряд - поскольку даже на праведниках висел первородный грех, которого некому было отпустить.

И якобы Сын посетил это неуютное и скорбное место и предложил всем желающим его покинуть и отправиться на Небеса. Дескать, закон о смягчении содержания имеет обратную силу.

И на Небеса потянулись грешники. Праведники предпочли добровольно остаться, ибо не поверили - а ну как это очередное искушение? Хотя казалось бы, хуже быть не может. Это по поводу "сам себе судья и палач".

(если такого апокрифа нет, считай, я его только что придумал)

Ну так вот, возвращаясь к коммунизму. Того, что написали Стругацкие, быть не может. Потому что злые, нехорошие, но сильные очень быстро приберут к ногтю всех этих добрых и хороших, но слабых. Наденут желтые штаны и будут на хороших плевать.

Причем братья сами именно про это и пишут:

Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.
- Что ж, - сказал он, - извольте. Я сказал бы всемогущему: "Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей".
- И это все? - спросил Румата.
- Вам кажется, что этого мало?
Румата покачал головой.
- Бог ответил бы вам: "Не пойдёт это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими".
- Я бы попросил бога оградить слабых, "Вразуми жестоких правителей", сказал бы я.
- Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.
Будах перестал улыбаться.
- Накажи жестоких, - твёрдо сказал он, - чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
- Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придётся карать всех, а я не хочу этого.

Почему в их коммунизме должно быть по другому, непонятно. Куда вдруг делись жестокие из сильных, и сильные из слабых, далее по цепочке? Повесили гипноизлучатели на орбите и "вразумили жестоких правителей"?

А вот по Ефремову - таки да. Но там - фашизм. Там все хорошие люди коммунары быстренько собрались и поубивали всех плохих людей. Ну, в крайнем случае отправили осваивать Сибирь Торманс. Остались одни Павки Корчагины. А если мама Павка Корчагин и папа Павка Корчагин и отклонение от генеральной линии немыслимо - то и дочь будет Павка Корчагин. Точнее, сын. Но и дочь тоже. И будут они строить узкоколейки на все более высоком техническом уровне, пока не доберутся до освоивших Торманс супостатов. И заставят их присоединиться к строительству узкоколеек. Оне хоть и невооруженные, и вообще их звездоет это мирный трактор, но если аборигены этого не захотят - всегда можно облететь планету по низкой орбите с включенным анамезонным двигателем. Но это для коммунаров просто неинтересно - ибо чем больше народу строит узкоколейки, тем лучше. Если надо убить - убъем. С конкретными людьми сложно - но самый фальшивый эпизод в "Часе быка" это моральные терзания коммунаров при осаде. Хотя все правильно закончилось, по-коммунарски:

Тивиса и Тор взглянули вверх на гигантскую ветхую башню, закрывшую закатное чистое небо.
- Я думал об инфразвуке, - равнодушно сказал Тор, - но это… - Он кивнул на башню.
- И пусть! Но в сопротивлении темной силе.
- Пусть! - согласилась Тивиса. - Держи меня крепче, Афи!
Гэн Атал повернул рупор на толпу. Два СДФ у столбиков будто вздохнули. Защитное поле погасло. С победным воем «мстители» устремились к тройке обнявшихся землян у Змеиных ворот. Низкий непередаваемо грозный рык инфразвука остановил, отбросил, разметал передние ряды убийц, но задние напирали, давя упавших. Гэн Атал включил всю силу заряда, рычание стало почти неслышным, но все задрожало от силы удивительного звука. «Мстители» попадали, с воплями ползли прочь. И внезапно, неотвратимо, как сама смерть, колоссальная башня рухнула прямо на кладбище, похоронив землян, передних нападавших и повторно древние могилы.

В сопротивлении, блядь, темной силе - все средства хороши. В том числе и совершенно бесполезное харакири. Юра Бородин: "Я постараюсь умереть раньше, чем не смогу работать… И вообще я считаю, что самое важное в жизни для человека - это красиво умереть!".

Ну да. "На миру и смерть красна". Русский фатализм образовал с книжным коммунизмом взрывоопасную смесь. Да, смерть - важное событие в жизни человека. Собственно, второе по важности после рождения. Но "умереть красиво" и "умереть достойно" - это две большие разницы.

Третья концепция - "умереть праведно и заслужить вечную жизнь и вечный кайф" - сюда никак не вписывается.

А что сказать-то хотел? Да хер его знает, честно говоря. Начинал вроде с четкой концепцией, пока писал, забыл. Ну, может, еще вспомню. Или догадаетесь и подскажете, хоть намеком, хоть как.

будущее, религия, коммунизм, Фантастика

Previous post Next post
Up