Мои дополнения к предыдущему посту, точнее репосту, судя по всему, необходимы. Пройдусь по основным тезисам.
Ключевая мысль там:
Для непрофессионалов, история это всегда эмоция, по сути художественное произведение, в котором есть герои и негодяи. Людей, которые могут смотреть на нее беспристрастно, как на подборку фактов и гипотез - минимум, и их никто не слушает. Вот вы задаете вопрос "как можно оценить?". То есть предлагаете стать судьями и выразить отношение. Какой результат такой оценки - разделение людей на два лагеря
Возьмем мою любимую Тридцатилетнюю войну, обследованную и обсосанную поколениями историков, в том числе и вашим покорным слугой. Если гвельфы и гибеллины исчезли с лица Земли, война тупо- и остроконечников всего лишь литературная пародия, а хуту вырезали всех тутси ростом выше тележной оси (или наоборот, я в этом не очень разбираюсь), то католики и протестанты - вот они, никуда не делись. У меня жена протестантка, а живем мы в окружении католиков. И все тихо-мирно. Но если найдется сволочь, которая поднимет на знамена лозунги без малого полутысячелетней давности - у этой сволочи найдутся последователи во взрывоопасном количестве. Ибо жена не так давно, по историческим меркам, учась в школе, сталкивалась с некими отголосками того противостояния. - Протестанты - плохие люди, - так утверждал десятилетний католический мальчик. А его этому обучила мама, а маму - бабушка.
И проезжая по территориям, где война бушевала с особенной силой, можно до сих пор видеть ее отголоски. Вот село католиков, а вот - протестантов. И соотношение 90:10 максимум. И смешанные браки - редкость. И тут я не противоречу комментариям предыдущего поста - противостояния нет, точнее оно перешло в демографическую плоскость "не принято", а вопросами теории никто не заморачивается.
И когда я бываю на вечеринках, окруженный легкими в общении и приятными людьми, в подавляющем большинстве - немцами, я порой вольно или невольно мысленно примеряю на них эсесовские или гестаповские мундиры. И, надо сказать, эти мундиры сидят без единой морщинки.
Нас окружают призраки прошлого. Порой аж оторопь берет.
по факту история это сундук с обидами
По факту, это еще хуже. Это ящик Пандоры. Оставив в покое негров и прочих папуасов (хотя там вообще пиздец какой пучок обид) - за пару тысячелетий европейской истории нет ни одной страны, ни одной нации, которая не смогла бы выкатить огромный список исторических претензий к ближним и дальним соседям. Вся европейская история - это непрерывная череда войн, контрибуций, реституций и репараций, в которой при всем желании нельзя сыскать ни правых, ни виноватых. У сегодняшних союзников, которые целуются в десны - Германии и Франции - даже учебники истории разные, например, по отношению к Наполеону. Но сначала Вестфальский мир, положивший конец Священной Римской Империи, а потом и более поздние договоренности, вплоть до Ялтинской конференции, создали тот достаточно стабильный мир, в котором мы все родились и выросли. На исторических и псевдоисторических претензиях был поставлен большой и жирный крест.
И этот гадский ящик вдруг открыла Украина. Начав с голодомора, инструментализировав его как сознательную акцию геноцида, она выпустила на волю демонов прошлого. И весь этот "грустный катаклизм" (С), который мы имеем честь (или несчастье) наблюдать - всего лишь круги на воде. Посеянное в начале 90-х, проросло наконец в 2014-м.
И вот уже подтягивается Польша, вспоминая о своих территориальных потерях. В зачморенной Германии уже слышны, пока тихие, но голоса - а чего это наш исконно немецкий город Данциг до сих пор Гданьск? И с грохотом упали первые костяшки домино. И начался новый передел. Крым, кстати, тоже к этому переделу относится - правда, в сундучке он лежал довольно-таки наверху, и нижние слои, изрядно поеденные молью, наружу не вытаскивали. Что, как бы, отчасти оправдывает, но опасно тем не менее.
История повсеместно используется для воспитания патриотизма.
Ну, тут добавить нечего. Спасибо, Кэп.
И разговоры про то, что история чему-то учит не работают
Тут я тоже подпишусь. История циклична, она происходит независимо от наблюдателя. Европа была "береманна войной" в 1914-м - война и случилась. И никакие рациональные сображения, никакие исторические параллели не могли ее предотвратить.
Любительское знание истории - это жизнь с глазами на затылке.
Что мы рагулярно наблюдаем во многих блогах, в т.ч. в блоге всеми нами дружно любимого пользователя Б.
(фрейдовская оговорка - "рагулярно" vs. "регулярно". Хай будет)
но вреда от нее КМК больше, чем пользы
Пожалуй, единственный тезис, с которым я отчасти несогласен. История в гомеопатических дозах весьма полезна, правда-матка же (тем более, что ее не существует - но за нее можно выдать все что угодно) - яд в чистом виде.