Все знают Константина Крылова, русского националиста и соучредителя пресловутого Комитета 25 января. Секретом полишинеля является и тот факт, что некогда широко знакомый в узких кругах поэт Юдик Шерман это тоже он. Ну а о том, что писатель Михаил Харитонов это тоже его ипостась - не знает только ленивый.
Это единственный человек из всех соучредителей, которого мне искренне жаль, когда (не если, а когда) вышеназванный комитет пойдет под молотки. Как политик он не представляет из себя большого интереса, как оратор и того менее, но писатель он от Бога. Я искренне, неистово желаю ему завязать с политической деятельностью и перенаправить энергию исключительно на деятельность литературную.
Очень трудно уместить Харитонова в какую-то шкалу значимости. Он очень ровный писатель, ранние его вещи, пожалуй, вызывают вопросы - не по содержанию, оно у него всегда продумано до мелочей, а скорее по стилистике. Поздние произведения - само совершенство.
У меня собственная шкала, в которой самый издающийся и самый популярный российский фантаст (все мы знаем, о ком я) занимает почетное десятое место.
А вот первое место занимает Вартанов с его гениальным Маятником. К сожалению, это писатель одного романа. Такое часто бывает с музыкантами - это для меня Genesis с его I can dance, это Eaglles, Отель Калифорния, сей скорбный список может продолжить каждый читатель. С писателями это бывает реже, увы, именно это и произошло. Думаю, он и сам понял, потому что новыми романами давненько не баловал. У него есть цикл романов о мире Кристалла, он даже и не вторичен, потому что начат 17 лет назад, но - не цепляет. Хотя многим нравится. А Маятник - законченное изящное произведение, ни слова не добавить, ни слова не убавить.
На втором месте - совершенно неизвестный ширнармассам Андрей Имранов. Я боюсь предполагать плохое, но ни новых книг, ни новых постов на самиздате (страница удалена) не наблюдается в течение пяти лет. Однако, то, что он успел написать - шедевры с моей точки зрения. Для ознакомления советую "Антитезис" -
http://flibusta.is/b/371332. Там мало фантастики и много писателя.
Третье место оставляю за Харитоновым, но прежде чем я продолжу сие литературное обозрение, расставлю дальнейшие котировки.
Четвертый в моем листе это, бесспорно, Евгений Лотош.
http://samlib.ru/l/lotosh_e/ Он есть, конечно, и на Флибусте. И он сделал техническими средствами из людей богов, и это получилось, в порядке исключения, убедительно. То есть такую задачу ставили многие фантасты, в том числе вышеупомянутый писатель, который занимает почетное десятое место. Но как только его протагонист становился богоравным, фантазия отказывала, и концовка элементарно сливалась. Лотош начал там, где заканчивал мэтр, и ему это удалось. Если кого заинтересует - советую начать с цикла "Корректор".
Ну и совсем уж коротко о пятом месте. Розов. Только не его цикл о Меганезии - я, конечно, по мере выхода в свет новых романов грызу эти кактусы, что же делать. А его роман "Голод богов", о продолжении которого я его лично попросил и он мне лично обещал. Потом, когда...
Если кого интересуют номинации с шестой по девятую - это Мусаниф, ранние романы Злотникова (цикл о Вечном), ну и два иностранца - Рэй Олдридж и Коул / Бэнч с их циклом о Вечном Императоре (Стэн). Где-нибудь посередине между 8 и 9 можно впихнуть тетралогию Симмонса о Гиперионе, весьма условно, поскольку четвертый роман слит довольно-таки бездарно. Первые три, однако - роман в письмах, роад-муви, боевик - замечтельны.
Ну так вот. Возвращаясь к "Голоду богов" - это фанфик на "Трудно быть богом". Серьезный, пропахший кровью и потом, выгодно отличающийся от извечного стругацкого интеллигенства и ихней байды по поводу торжества разума над грубой силой. Грубая сила, как мы уже успели понять, как раз и главенствует. Интеллигенту достаточно зайти в темный угол, чтобы получить по очкам. Интеллигент может быть суров - в определенных обстоятельствах, но в мирной жизни он не боец.
По этому поводу приведу стих Горького Лука (да, да, он писал такое)
А помните, был Сашенька Рябинкин? Футляр от скрипки, да «я покушал, мам».
Как он пугался самодельной финки, и все просил: «Не бейте по очкам»
И мы не били. Покупная штука. Зачем в расходы мамочку вводить?
А просто бить устали, это скука - одно и то же регулярно бить.
А в сорок третьем, на формированье, попали с ним в один стрелковый полк.
И я увидел, что такое - Саня. Ну, и какой из Сани вышел волк.
Он был с ножом страшней, чем с автоматом. И я не вру, я видел, пацаны!
Когда он нож цеплял обратным хватом, тикали с визгом демоны войны.
Он уходил с командой на закате, и на рассвете приходил назад.
И чести выше не было, ребята, попасть в его, Рябины, разведбат.
Охотились за нами как-то даже такие непростые егеря.
Ножом им разъяснил Рябинкин Саша - охотиться за Сашей очень зря.
Прошла война, и с Сашкой я расстался. А год назад узнал, что он убит.
Ну, как тогда. С работы возвращался, стоит шпана, «дай, дядя, закурить»
Вы просто объясните мне, ребята, я, сколько пью - не понимаю сам.
Как за Страну - так гордость разведбата. А за себя - «не бейте по очкам».
Взято отсюда
http://isbjorn-lj.livejournal.com/11312.html Да, коммунар может быть и интеллигент, и "не бейте по очкам", но в случае непосредственной опасности он может и настучать, порой даже со смертельным исходом. Максим Каммерер очень хорошо развернулся в этом плане, когда причморил банду Крысолова в темном переулке, где гуляют урки.
Ну а, возвращаясь к собственно теме - Харитонову - он как раз и показал всю подноготную Мира Полудня. Стоит прочитать его другие произведения, особенно советую "Успех", который к этому миру имеет весьма опосредованное отношение, и "Разоритель". Да и в друих произведениях он неоднократно возвращался к первозданой теме. Но наконец дописанный "Факап" - это просто шедевр. Стругацкие оставляли свои романы недописанными, они всегда обрывались на полуслове. Тут же все весомо, грубо, зримо. Что за операция "Зеркало"? - На! Проект "Урод"- пожалуйста! Йормала? битте шён! Слепое Пятно? Ну, дык. Странники? Х-мм, молчу, иначе спойлер.
Тут, конечно, надо учесть следующее. Полдень Харитонова - это не полдень Стругацких. У Стругацких все испускают лучики добра, у Харитонова тебя начинают дудолить в тот самый момент, когда ты расслабился. И дудолят тебя настолько изощренно, что ты, скорее всего, воспринимаешь это как добро. Мир по Стругацким нежизнеспособен. Мир по Харитонову - вполне. Недаром же Борис Натанович (по слухам) хотел написать следующее
Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали, - говорит абориген. - Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал - до вас и без вас, - а вы не догадываетесь об этом...
Мир Харитонова - убедителен. Читайте, да обрящете.
УПД. А вот и тяжеловесы подтянулись
http://galkovsky.livejournal.com/253813.html Мало про Харитонова, много про Стругацких. Да вот только его главная претензия к Факапу - отсутствие недоговоренностей - для меня как раз, как говорится, не баг, а фича.
И, да, Харитонов начал писать сиквел к Понедельнику. НИИЧАВО в перестроечные годы. Ну, это уж точно на любителя.