В качестве эпиграфа вспомним "Золотого теленка".
Жил на свете частник бедный. Это был довольно богатый человек; владелец галантерейного магазина, расположенного наискось от кино «Капиталий». Он безмятежно торговал бельем, кружевными прошвами, галстуками, пуговицами и другим мелким, но прибыльным товаром. Однажды вечером он вернулся домой с
(
Read more... )
Мне вот больше интересно, смогла ли политика НЭП сохраниться в реформированном виде? Понятно, что оказалось бы необходимо изменить и идеологию, но это не впервой. Оставим также тему индустриализации за скобками, так как неясно сумели мы бы ее осуществить без ограбления нэпманов. И смогла бы политика НЭП обеспечить снабжение население товарами домашнего пользования, победив вечную тему дефицита? При этом в теории крупное производство должно быть эффективнее просто за счет масштабов и большевики, с этой точки зрения, поступали совершенно правильно. Главное преимущество НЭП в том, что экономика развивалась бы без особых вложений со стороны государства. Мог бы СССР провести реформы сходные с китайскими? Держать крупные предприятия в своих руках, а малые отпустить?
Reply
Reply
Reply
Reply
Реформы Косыгина в задумке в некоторой степени повторяют принципы НЭПа. Если бы основа НЭП сохранилась к 1970м годам, предложенные реформы не показались бы столь радикальными. Было бы в этом случае "экономическое чудо" и победа над "загнивающим Западом"?
Reply
В тот самый день, когда комиссия вела многозначительную беседу с мальчиком в конторе «Реванша», Александр Иванович Корейко высадился из спального вагона прямого сообщения в небольшой виноградной республике, отстоявшей от Москвы на три тысячи километров.
Он растворил окно в номере гостиницы и увидел городок в оазисе с бамбуковым водопроводом, с дрянной глиняной крепостью, городок, отгороженный от песков тополями и полный азиатского шума.
На другой же день он узнал, что республика начала строить электрическую станцию. Узнал он также, что денег постоянно не хватает и постройка, от которой зависит будущность республики, может остановиться.
И здоровый частник решил помочь республике. Он снова погрузился в оранжевые сапоги, надел тюбетейку и, захватив пузатый портфель, двинулся в управление строительством.
Его встретили не особенно ласково; но он вел себя весьма достойно, ничего не просил для себя и напирал главным образом на то, что идея электрификации отсталых окраин чрезвычайно близка его сердцу.
- Вашему строительству, - говорил он, - не хватает денег. Я их достану.
И он предложил организовать при строительстве электростанции доходное подсобное предприятие.
- Что может быть проще! Мы будем продавать открытки с видами строительства, и это принесет те средства, в которых так нуждается постройка. Запомните: вы ничего не будете давать, вы будете только получать.
Александр Иванович решительно рубил воздух ладонью, слова его казались убедительными, проект был верный и выгодный. Заручившись договором, по которому он получал четвертую часть всех барышей с открыточного предприятия, Корейко начал работать.
Сперва понадобились оборотные средства. Их пришлось взять из денег, ассигнованных на постройку станции. Других денег в республике не было.
- Ничего, - утешал он строителей, - запомните: с этой минуты вы будете только получать.
Александр Иванович верхом на лошади проинспектировал ущелье, где уже возвышались бетонные параллелепипеды будущей станции, и одним взглядом оценил живописность порфировых скал. За ним на линейке прикатили в ущелье фотографы. Они окружили строительство суставчатыми, голенастыми штативами, спрятались под черные шали и долго щелкали затворами. Когда все было заснято, один из фотографов спустил шаль на плечи и рассудительно сказал:
- Лучше, конечно, было бы строить эту станцию левее, на фоне монастырских руин, там гораздо живописнее.
Для печатания открыток решено было как можно скорее выстроить собственную типографию. Деньги, как и в первый раз, были взяты из строительных средств. Поэтому на электрической станции пришлось свернуть некоторые работы. Но все утешались тем, что барыши от нового предприятия позволят нагнать упущенное время.
Типографию строили в том же ущелье, напротив станции. И вскоре неподалеку от бетонных параллелепипедов станции появились бетонные параллелепипеды типографии. Постепенно бочки с цементом, железные прутья, кирпич и гравий перекочевали из одного конца ущелья в другой. Затем легкий переход через ущелье совершили и рабочие - на новой постройке больше платили.
...
Слова Корейко сбылись - доходы притекали со всех сторон. Но Александр Иванович не выпускал их из своих рук. Четвертую часть он брал себе по договору, столько же присваивал, ссылаясь на то, что еще не от всех агентских караванов поступила отчетность, а остальные средства употреблял на расширение благотворительного комбината.
- Нужно быть хорошим хозяином, - тихо говорил он, - сначала как следует поставим дело, тогда-то появятся настоящие доходы.
К этому времени экскаватор «Маршан», снятый с электростанции, рыл глубокий котлован для нового типографского корпуса. Работа на электростанции прекратилась. Строительство обезлюдело. Возились там одни лишь фотографы и мелькали черные шали.
Дело расцвело, и Александр Иванович, с лица которого не сходила честная советская улыбка, приступил к печатанию открыток с портретами киноартистов.
Reply
Комбинировать надо системы, идеально НЭП навсегда или марксизм сталинизм на всегда не получится. В конце 70-х и начале 80-х дети закапывали виноград и сливы в приготовленные ямы, во время битв за урожай, чтоб на машину таскать меньше нужно было (рассказы очевидцев) . Мы когда пришли на завод офигевали , казалось от такой безолаберности Союз должен был рухнуть раньше. У меня на лабораторном стенде работал пепелац 67 года выпуска, от него шел страшный жар (от разогретых на нем ламповых усилительных каскадов) . Умел его чинить Петрович только лампы менять и Григорич, который делал самодельные запчасти для механики. А вот рядом стояли техника 78 года выпуска, 91 года даже выпуска, универсальные готовые стенды 87 года выпуска.
Их не использовали потому что надо было основной стенд переделывать , потому так с 67 года самодельный ужас и стоял. План и с его помощью исполняли, а кучу дорогой техники была закуплена по плану и еще большое количество оборудования придавала значимость лаборатории. Возможно хозяйская заинтересованность немного исправила бы ситуацию тогда. Новые течеискатели (78 года стали использовать уже при мне , так как 67 года пепелац стал уже совсем плох). Сейчас ситуация в другую сторону качнулась и теперь капиталисты частенько выкачивают бабло из всех ничего не меняя. Потому больший интерес к плановой экономике и сталинской индустриализации
Реформы необходимы всегда , время меняется и выигрывает тот, кто во время приспособился.
Reply
Цитата из "Золотого теленка" не подходит, так как я признаю общую провальность НЭП. Но меня интересует возможность его реформирования и сохранения некоторой степени частной собственности. К примеру, вытеснив нэпманов из торговли, но оставив их в производстве, где заказчиком выступало бы уже чисто государство, без использования государственного капитала. Хотя и понятно, что это маловероятный сценарий в условиях крайнего дефицита ресурсов.
И население СССР действительно стало богаче жить к концу правления Сталина. Богаче за счет того, что избавились от голодных лет, обеспечив минимальный уровень поставок продуктов. Также богаче за счет индустриализации, когда населению стали доступны отечественные промышленные товары, хотя и низкие по качеству и в дефиците. Тут сравнение я провожу именно с периодом ранней советской власти, а не с дореволюционной порой. Сильнейший же аргумент против ранней советской власти является средний рост рекрута в разные годы. Во время первой мировой, средний рост рекрута был где-то 170 см. После первой мировой и революции, средний рост стал где-то 160см. После коллективизации и Великой Отечественной средний рост стал где-то 150 см. При Хрущеве мы наблюдаем перелом и увеличение среднего роста рекрута. В 1960е он стал где-то 160 см. В 1970е где-то 170 см. В 1980е где-то 180 см. Естественно после перестройки с ельцинской эпохой мы снова начали мельчать и средний рост упал до 170 см в среднем.
Reply
Reply
Вот что писал 15 лет назад один камрад, ныне малодоступный:
...как оно у коммуняк все работало
Ты фильм "Веселые Ребята" видимо смотрел. Море, горы, пансионат дворец, рояль, поросенок на блюде удивления не вызывал, поперчил и вилкой его! А ведь 1934 год. Не НЭП какой то буржуинский. Да, так было. Партийно хозяйственная номенклатура, артисты, писатели, ученые, высокопоставленные военные, полярники, стахановцы, список можно продолжить... жили ну в очень не херовых условиях, (до сих пор вроде ценятся "дома на набережной") и питались совсем даже не плохо, ну и Сочи, Трускавец там все дела. А как жили все остальные тогда, надо думать тоже знаешь. Неравенство было огромное.
К чему это я. А то что, ПРИВИЛЕГИИ были органической частью системы. Тов. Сталин был не дурак, понимал, что "породистых кошек" надо хорошо кормить, иначе у них очень скоро шкура облазит и превращаются они в обыкновенных подзаборных барсиков. Потому и на спецраспределителях висели вывески "СПЕЦРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ" в то время, потому и коммерческие рестораны даже в самые голодные годы сверкали зеркальными стеклами, потому и в гастрономе "Елисевский" был "Спецотдел" в общем зале, никто его не прятал в подсобки: "Глянь Зин, Алексей Толстой, а Во бля! Любовь Орлова! " Смотрите, завидуйте... Тоже хочешь? Вперед! Изобретай, открывай, сочиняй, пой, пляши, лицедействуй, ставь рекорды не важно в чем, хучь по удоям на каждую колхозную корову, хучь по дальности перелета через полюс какой... Трудно? А хули, конечно трудно. Но возможно. А у буржуев че, легче?
Но вот в чем была разница, так это в том, что НИКОГДА, вор в законе и держатель воровского общака не мог быть похоронен на "престижном" кладбище с госпочестями. НИКОГДА налетчик и убийца по кличке допустим "Горбатый", не мог отовариться в спецраспределителе какого либо наркомпроса, иначе как гробанув его, НИКОГДА расхититель госсобственности, с матрасом полным дензнаков, не мог получить роскошную квартиру в доме высотке ( в 1949? году, тоже было "рыбное дело", так вот директора тогдашнего магазина "Океан", забирали из коммуналки, хотя матрас в деле фигурировал) и т.д. Потому СИСТЕМА и работала. Ну еще конечно, ежели мышей кошка переставала ловить, или выебываться начинала, тогда был неплохой шанс оказаться на живодерне, хули тут скрывать...
А во время войны это бедное население вполне могло сложиться на постройку танка или самолета. Казалось бы, зачем мобилизационному тоталитарному государству нужны какие-то деньги? Строй, на сколько металла хватает. Ан нет, все было гораздо сложнее.
Reply
Я читал, что при Сталине были разрешены и работали ремесленники, их удавили при Хрущёве, хотя и при Брежневе по улицам маленьких городов ходили точильщики и лудильщики.
Reply
Reply
Но есть в ней и ноу-хау: нематериальный стимул, зачастую, значил намного больше материального. Это, ИМХО, и относится к числу тех наработок, про которые ты говорил - "нельзя терять".
Reply
Офф: Кунгурова таки свинтили
http://kungurov.livejournal.com/151718.html
http://sergeeffff.livejournal.com/106436.html
допизделся
Reply
"Товарищ, верь! Пройдет она,
так называемая гласность.
И вот тогда, госбезопасность
Припомнит ваши имена!"(с)
Если ты о принципе, то полностью согласен. Но система внематериального поощрения имела несколько системных недостатков. Один я уже упомянул: субъективность и кулуарность. Второй: насыщение в условиях отсуствия динамики. Яркий пример: грамоты, когда их мало - награда, когда ими стены в сортире обклеивают - профанация и издевка. Я хоть и качу бочку на ВИЛа, но его ум, изворотливость, динамичность признаю. Да даже Иудушка, и тот был способен на неожиданные хода. Беда в том, что ярких лидеров элит было крайне мало, больше серенький вторпродукт, типа Хруща, Брежнева и т.д. А серость вынуждена делать все возможное, чтобы не спихнули с Олимпа, не оторвали от корытца "спец.распределителей". Та самая конвертация власти в деньги.
Reply
Пишут, что кенгуренка уже отпустили. "Не ссы, Капустин - поебем и отпустим".
Reply
Leave a comment