Уголь и нефть

Jan 14, 2016 01:10

Про уголь много, про нефть мало

Россия не является крупнейшим добытчиком угля (6-е место, на душу населения 15-е), но входит в тройку крупнейших экспортеров (в которой первое и второе место занимают соответственно Индонезия и Австралия).

Подробнее здесь:

http://svspb.net/norge/ugol.php

Цены на российский уголь стали очень привлекательными для Европы после почти 50-процентного падения курса рубля к доллару с июня. За последний месяц уголь, поступающий в порты Амстердама, Роттердама и Антверпена, подешевел более чем на 20 процентов и стал почти на $15 за тонну дешевле австралийского.



"Россия - крупнейший поставщик угля для Европы, и демпинг уронил рынок гораздо сильнее, чем в других регионах, например, в Азии", - сказал аналитик одной торговой фирмы на условиях анонимности.

А уголь это ресурс, который всегда добывается на пределе рентабельности. Ситуацию с углем мне в свое время объяснил очень осведомленный человек. В нулевые образовалась огромная налоговая задолженность Кузбасса. Сложилась весьма неприятная ситуация - угля много, но каждый миллион тонн стоит в среднем одну человеческую жизнь. Все мы помним череду аварий в сибирских шахтах. Решение было одно - закрывать, точнее консервировать опасные и нерентабельные шахты и открывать новые, благо угля везде есть, только копни. Но на это нужны деньги, а инвестиции были невозможны, поскольку налоговая задолженность означала, что на них моментально будет наложена лапа фискалов. Ишь какой хитрый, сначала долг государству отдай, потом инвестируй сколько влезет.

Ситуация была патовая. Она усугублялась тем, что правительство очень боялось шахтеров, которые жили в жутких условиях и которым реально было нечего терять, кроме своих цепей. Правительство, оно не забыло, как шахтеры стучали касками на Горбатом мосту. И ФСБшник каждый раз перед выдачей зарплаты осведомлялся, будет ли она выплачена своевременно.

На самом деле идей, как нам обустроить Россию как спасти угольную отрасль было много. Я назову самую революционную: углепроводы. Идея впервые возникла в СССР. Предполагалось измельчать уголь, смешивать его с водой и качать по трубам эту пульпу наподобие нефти. Но выяснилось, что в условиях Крайнего Севера на перекачку одной тонны угля надо потратить 2 тонны на обогрев, чтобы пульпа не замерзла.

Единственным вариантом спасения отрасли (и жизней людей, в конечном итоге) оказалось лоббирование интересов угледобытчиков в Думе. В результате ситуация дошла до Путина, и он ручным управлением, как всегда, обнулил долги угледобытчиков перед фискалами (на деле все было гораздо сложнее, но я не хочу, да и не имею права вдаваться в лишние подробности).

С тех пор угольная промышленность продолжает существовать на ручном управлении. Тут надо сказать, что уголь углю рознь. Уголь - это основание пирамиды, вопрос какой. Коксующийся уголь это компонент, который наряду с горно-обогатительными комбинатами служит основанием металлургии, которая в свою очередь образует базис для машиностроения. Понятно, что профит пирамиды так или иначе доходит до ее основания. Топливные же угли моментально сжигаются, профит улетучивается в воздух. До производителя он не доходит. А в такой суровой стране, как Россия, без угля всяко не обойтись.

Теперь маржа. Как я уже упомянул вначале, уголь это важный экспортный товар. И что в нем (экспортном варианте) самое дорогое? Добыча? Да ну. Самое дорогое - это доставка в Архангельск с помощью РЖД, в единственный в России-матушке незамерзающий порт на Белом море с подходящей логистикой. Там уже есть навалом конкурирующих фирм, которые готовы доставить уголек хоть в Роттердам, хоть в Антверпен, и тут уже можно торговаться. А вот если монополист РЖД поднимет тарифы хотя бы на десять процентов, тут уже можно шахты с энергетическим углем элементарно закрывать.

В конечном итоге, это тоже был решено наполовину ручным управлением, наполовину инвестициями и покупкой собственных вагонов, и сейчас угольная отрасль вполне самостоятельна и прибыльна, хотя, конечно, не жирует.

Ну, а нефтяникам этот курбан-байрам только предстоит. Балансирование на грани рентабельности это очень сложное дело, российская нефть в основном обводненная, кроме того нуждается в транспортировке. Это не как у саудов, где воткнул шланг в землю, и качай в танкер. Ну что же, придется учиться. Прекратить строить небоскребы, финансировать футбольные команды и вообще, жить по средствам. Судя по РБК, они и за 9 долларов за баррель добывать не прекратят - все равно это будет рентабельно. Если правительство соответственно опустит рубль. Ну, у него рука не дрогнет.

УПД. А никто ничего и не понял. Ну ничего, я еще один пост напишу.

экономика, Россия

Previous post Next post
Up