Заранее скажу, что безоговорочным приверженцем Советского Союза в той его форме, которую успел застать (1963-1991, сознательных лет, конечно, меньше), я не являюсь. Ну то есть понятно, мы все - за редким исключением, на шестом десятке слегка ностальгируем, но это связано вовсе не с политикой, экономикой и социальными завоеваниями, а с молодостью. Как откровенно сказал поэт:
Кому-то эта фраза
Покажется пошла,
Но молодость, как фаза
Развития прошла,
Беспечные подруги
Давно минувших дней
Уже не столь упруги,
Чтоб не сказать сильней.
А те, что им на смену
Успели подрасти,
Такую ломят цену,
Что господи прости.
Раз уж прошла фаза молодости, неплохо бы с ней окончательно рассчитаться. Прежде всего, надо уточнить, что СССР, который мы, на шестом десятке, знаем - это лишь одна из его ипостасей; в сущности, наши деды жили в одной стране, отцы во второй, а мы - в третьей. И промежуточные варианты тоже имелись.
Предупреждаю, что я буду пользоваться собственными текстами без указания источника, так что если увидите что-то знакомое, это мое, только раньше.
В период с 1918 по 1920 гг. денежное обращение в стране было разрушено. Царские золотые были почти полностью спрятаны или вывезены. Огромный набор бумажных купюр, от царских, которые, кстати, долго еще ценились публикой, керенок (за 8 месяцев Временное правительство выпустило больше бумажных денег, чем за все военные годы), всевозможных талонов и кончая "деньгами" многочисленных атаманов и главарей банд годился разве что как туалетная принадлежность. В итоге обмен товаров на деньги практически прекратился, расцвел натуральный обмен и пайковая система, названная "военным коммунизмом".
Военный коммунизм - это не просто вынужденная система распределения ресурсов в условиях гражданской войны и интервенции. Правительство Ленина было отрезано от 90% угля, 100% нефти, 85% железной руды. Разработка малопригодных для топлива торфяников - не причуда, а суровая необходимость. Военный коммунизм - это не только отмеренный каждому паек. Это продуманная, расчетливая и революционная попытка построить новую экономику. Экономику без денег, без капитала, без принуждения и без голода. Это субботники и соревнования. Это пролетарский энтузиазм и саботаж со стороны буржуазии. Во многом все это помогло выиграть войну. Но не экономику. Каким бы ни было наше отношение к людям, управлявшим в то время страной - это были великие умы и величайшие организаторы. Бросить вызов из разрушенной, нищей страны не только всему миру, но и тысячелетним устоям этого мира -это вам не "отпустить цены." в 1991 году. Мы никак не можем утверждать, что у кого-то это получилось бы лучше. Ни у кого больше вообще бы ничего не получилось.
Будем считать это СССР нулевой версии.
Дальнейший отсчет от 1920 года. Хотя к тому времени Советский Союз еще не был провозглашен, но это в данном контексте неважно. Главное - Гражданская война была в целом завершена, хотя отголоски полыхали на окраинах еще с десяток лет после того, и настало время для государственного строительства.
Коммунисты видели, и не беспричинно, корень зла в капитале. Капитал же может быть либо в виде собственности, либо, в широком смысле, в виде денег. Если с собственностью и возникали споры касательно справедливости ее изъятия, то с ненавистными деньгами все, казалось, было ясно. Банки подлежали незамедлительной национализации, а деньги вообще-то имелось в виду отменить совсем.
Ленин принял тяжелое решение, разрушающее романтику революции, но иного выхода у него не было. К концу 1921 трудовые армии были распуюены, отменены бесплатные коммунальные, транспортные и прочие услуги, упразднены пайки, вместо них перешли к зарплатам. Коммунистам опять понадобились деньги.
В период с 1922 по 1924 год была проведена денежная реформа. За годы военного коммунизма денег было выпущено столько, что потребовалось несколько последовательных деноминаций. В 1922 г. выпустили рубль под названием "совзнака", который приравнивался к 10 000 прежних рублей. Один рубль 1923 года выпуска - к 100 рублям 1922 года выпуска или 1 миллиону прежних рублей.
Причем нельзя сказать, что это произошло без сопротивления. Самой продвинутой разработкой переходного периода явилась замена денег трудовыми знаками -"тредами". Делалась попытка составить правила перевода сложного труда в простой и методику соизмерения всех благ и услуг в "тредах". Все это было остановлено самим Лениным. Здесь он отчетливо столкнулся с противоречием марксизма - невозможностью учета и оценки труда в принципе. Попытка обойтись в такой оценке без помощи ненавистных денег - мер стоимости - оказалась невыполнимой. Все, кто разрабатывает подобные теории, должны сначала понять, отчего такой величайший ум эпохи, Ленин, прекратил эти попытки.
Отсюда начинает отсчет СССР Версия 1. Я бы их именовал привычно - альфа-версия, бета-версия, релиз - но в эту линейку варианты СССР не уложатся. Поэтому я их буду нумеровать - от нуля до сам не знаю еще.
В 1924 году произошло объединение денежных систем. Были выпущены в наличный оборот казначейские билеты, обмениваемые на золото. Курс деноминации был очень большим: за 1 новый рубль давали 50 000 рублей 1923 года или 50 миллиардов рублей, выпущенных до 1922 года. На короткий период до 1927 года, когда отступление посчитали нужным закончить, Россия обрела стабильную, сбалансированную и удобную денежную систему. Но, хоть НЭП как форма капитализма и был свернут, попыток отказаться от денежного обращения больше не предпринималось никогда.
С этого момента наиболее суровая версия СССР 3.0 стала реальностью.
Настоящий, книжный коммунизм был похоронен вместе с Советским Союзом нулевого образца. Как только Ленин взял на вооружение деньги - коммунизм закончился. И это надо понимать. Он не закончился с московской Олимпиадой 1980-го и полулярным анекдотом "вместо коммунизма к 1980 году большевики устроили Олимпиаду", а гораздо раньше. И обещания Хрущева на XXII съезде партии - это уже был популизм. В принципе, ничего не мешало опустить коммунальные платежи до нуля, организовать бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатную путевки в Крым раз в год и бесплатную еду в заводской столовой - и объявить это коммунизмом. Но народ такой коммунизм уже тогда не устраивал. Он хотел неравенства - и он его добился. Уже в 90-е солнцевскии или люберецкие "торпеды" отгрохали себе дачки, с которыми Сталинская близко не стояла. "Блондинка за углом" совершенно официально рассекала на белом мерседесе. И Таинственный "шеф" из Брилиантовой руки уже не должен был организовывать выигрыш в лотерею, чтобы приобрести гребаный Москвич - это стало почетно и солидно. Тот мир, краешек которого мы застали в 12 Стульях и который постепенно становился невозможным в Золотом теленке - с грохотом обрушился на непуганое население. И, что самое главное - руководство тоже решили променять власть на деньги. Ибо бытие их было по тем меркам шикарное, а по нынешним - убогое. А бытие, как известно, определяет сознание.
Статья получается большая, и я уже забежал вперед. Так что сделаю вторую часть. Про СССР сталинский, про СССР хрущевско-брежневский (их, конечно, тоже можно разделить, но если меня об этом особо попросят) и, главное -
- почему Советский Союз не пал в гражданскую, когда враги внутренние были через одного, а внешние вообще все
- почему он не пал в 20-е, когда его щипали все кому не лень, и друзей тоже не прибавилось
- почему он устоял в 30-е, внутренних врагов было до и больше
- почему он выжил в 40-е, несмотря на напор самого страшного врага
- почему выжил в 50-е, когда ядерный паритет не был достигнут
- почему в 60-х не началось ядерной войны
- почему в 70-е были жирные годя
- и почему вдруг все ляснулись в 80-х, хотя все предстоящие десятилетия были и сложнее, и суровее.
И главное, как получилось, что вместе с водой выплеснули и ребенка.
Ой, не знаю, уложусь ли в одну часть. Наверное, будет две - про еще несколько Советских Союзов, и выводы. Ну уж как получится.