Есть очень интересная тема, очень хочу написать развернуто, и никогда не хватает времени. Вот в теории колебаний есть понятие волны. Это возмущение, распространяющееся в данной среде и переносящее с собой энергию. Сама теория абстрагируется от физической природы колебаний. Хлопок ладонью по поверхности воды (или подводное землетрясение) - и пошла волна, сначала незаметная, но, попадая на мелководье, она превращается в цунами. Мы это видели в прямом эфире. Что ж, время тоже подходит в качестве носителя. Порой годами, десятилетиями, столетиями (вспоминая средневековье) не происходит ничего значимого. А потом выдается год, в который происходит больше, чем в предыдущее десятилетие. 1914,1917,1933,1939,1962,1991,2001,2008 ну и, конечно, 2014 - это только навскидку. Хочу написать не про события, а про предшествующий хлопок.
Хочу написать о войне во Вьетнаме. Нового, конечно, не скажу, но, поскольку СССР уже вменяют и это в вину, неплохо бы разобраться.
Хочу написать и о Потсдамской конференции, и о Тегеранской, и о Ялтинской, и об архитекторах послевоенного мира. Это уже ближе к теме, но в другой раз. Даже название придумал - "Ядерные архитекторы", так что скоро будет.
Сегодня я обо всем этом этом писать не буду - не время.
Напишу о предстоящем празднике - 70-летии Победы.
Для начала вспомню о ныне усиленно муссируемой теме - геноциде армян. Имел место? Да. Преступление? Бесспорно. Осужден т.н. "мировым сообществом"? Разумеется. Так почему же турки всячески избегают даже само понятие, почему на государственном уровне запрещено об этом говорить, почему эта тема настолько табуирована в турецком обществе? Казалось бы, признай, дело житейское, сто лет прошло, Холокост все равно не переплюнуть, немцы вон признали, и ничего, живут очень даже неплохо. А если выставят счет - можно судиться следующую сотню лет.
Но нет, с упорством, достойным Сизифа, турки всеми правдами и неправдами открещиваются от данного (весьма неприглядного) этапа их истории. Ставя на карту все, даже то, что перестанут обещать их прием в ЕС.
Почему?
Потому что этот неприглядный эпизод связан с важнейшим событием в турецкой истории - становлении национального государства, точнее трансформации Османской Империи в современную Турцию. Для них это героический период, и негатив здесь неуместен.
Приведу цитату:
После образования Турецкой республики политическая и интеллектуальная элита не чувствовала какой-либо потребности дистанцироваться от уничтожения армянской общины или от людей, руководивших погромами и массовыми убийствами. Политическая элита в основном состояла из бывших функционеров Иттихат, из которых многие лично принимали участие в уничтожении армян и находились в коалиции с региональными лидерами и племенными вождями, получившими большую прибыль от депортации армян и греков. Обсуждение армянского вопроса могло разрушить эту коалицию.
В октябре 1927 года на съезде Республиканской партии Мустафа Кемаль в течение нескольких дней рассказывал о том, как в борьбе за независимость создавалась турецкая нация. Текст Кемаля был принят в качестве официальной турецкой истории и рассматривался государством как сакральный. Уголовное законодательство Турции считает преступлением критическое обсуждение кемалистской версии истории, что делает невозможными дебаты в турецком обществе...
Это цитата из двух источников:
1) Erik Jan Zürcher. Renewal and Silence. Postwar Unionist and Kemalist Rhetoric on the Armenian Genocide // A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire. - P. 306-316.
2) Fatma Müge Göçek. Reading Genocide: Turkish Historiography on 1915 // A Question of Genocide: Armenians and Turks at the End of the Ottoman Empire. - P. 42-52.
Напомню, что Мустафа Кемаль это Ататюрк, "Отец Турков", национальный герой и икона (если можно использовать данное понятие для хоть и официально светской, но все-таки мусульманской страны) современной Турции.
При всем при этом Турция - это, на мой взгляд, высшая форма мусульманского государства. Толерантное, веротерпимое, гостеприимное, динамичное, открытое, стабильное. Наверное, большинство читающих данный пост были в Турции и могут сами оценить и сравнить. Наверное, только Ирак достиг большего (там был даже министр внешних дел - христианин), но его поломали под надуманным предлогом, и теперь там религиозное мракобесие, как и везде на Ближнем Востоке.
Хватит о Турции, и так написал больше чем хотел.
Нет, добавлю. Признаю ли лично я геноцид армян? Разумеется. Считаю ли я это преступлением? Да. Разделяю ли я позицию Турции в этом вопросе? Как ни странно, тоже да, ибо признание принесет современному турецкому обществу огромный вред и способно привести к власти фундаменталистов, которые превратят такую уютную и образзово-показательную Турцию в очередной отстойник бородатых отморозков. Этого не надо ни Европе, ни миру.
Русофобы изобрели новый термин для празднования 40-летия Победы - "победобесие". Зачем? Да затем же, зачем Турцию принуждают признать геноцид армян - чтобы ОПУСТИТЬ страну, указать ее место.
До Великой Отечественной Советский Союз мало значил на международной арене. Никто с ним всерьез не считался, Зимняя война лишь усугубила общее мнение, что СССР это "колосс на глиняных ногах".
В 1945 СССР вошел в четверку великих держав, из которых Франция была таковой лишь номинально (они нас тоже победили? (С)), а Англия, близкая к потере своих колоний и отчасти их уже потеряв, стремительно становилась сателлитом США. Фактически, СССР после 1945 года стал второй по значению мировой державой. Сверхдержавой. И это заметно по протоколам тогдашних Тегеранских заседаний:
Черчилль. Я за расчленение Германии. Но я хотел бы обдумать вопрос расчленения Пруссии. Я за отделение Баварии и других провинций от Германии.
Рузвельт Я хотел бы изложить составленный мною лично два месяца тому назад план расчленения Германии на пять государств...
Черчилль. У меня две мысли: первая - это изоляция Пруссии... вторая - это отделение южных провинций Германии - Баварии, Бадена, Вюртемберга, Палатината - от Саара до Саксонии включительно...
Сталин. Мне не нравится план новых объединений... Как бы мы ни подходили к вопросу о расчленении Германии, не нужно создавать нежизнеспособного объединения дунайских государств. Венгрия и Австрия должны существовать отдельно друг от друга...
Рузвельт. Я согласен с маршалом Сталиным...
Черчилль. Я не хочу, чтобы меня истолковали так, как будто я не за расчленение Германии. Но я хотел сказать, что если раздробить Германию на несколько частей, тогда, как это говорил маршал Сталин, наступит время, когда немцы объединятся.
Сталин. Нет никаких мер, которые могли бы исключить возможность объединения Германии...
Мы видим в этих стенограммах руководителя, который осознает на порядки возросшую роль Советского Союза.
С тех пор роль России, увы, поблекла. Но это обратимо.
В настоящий момент атака на День Победы идет на многих фронтах - от глобального до крысиного.
В первую очередь, это возрождение бредней Резуна в различных интерпретациях. Дескать, Сталин хотел напасть, но Гитлер его опередил. Самая опасная интерпретация - начало 2 Мировой. Ее считают от 1 сентября, а потом добавляют, что дескать 17 сентября СССР вторгся в Польшу. А почему не считать за начало захват поляками Тешинской области, или аншлюс Австрии - непонятно. В сентябре 1939 война уже шла, СССР и в польской кампании, и в Зимней войне добывал себе стратегическое преимущество, и непонятно, почему это нужно осуждать.
Во-вторых, это пресловутый пакт Молотова-Риббентропа. Но на тот момент не было практически ни одной европейской страны, которая бы не заключила с Гитлером то или иное соглашение.
В-третьих, это срач 8 или 9 мая. Ну тут не надо особо зацикливаться, капитуляция была подписана в 22:23 по MEZ, в Москве было на два часа позже.
В четвертых, это георгиевская ленточка. Не желая вдаваться в исторические подробности - если людям нравится, это хорошо.
Итожу. Это не победобесие, это Победа. Россия имеет полное право праздновать день Победы так, как надо и как хочется. Кому не нравится, могут утереться. Кто хочет в Европу - должны быть поосторожнее, ведь Европа это не только Польша, в Германии роль СССР в избавлении от фашизма не забыли, несмотря на толстожопую.
А тем, кму не нравится - можете стонать в унисон с креаклом 19-го столетия Николаем Данилевским:
Итак, как можно громче заявим, что наш край европейский, европейский, европейский, - что прогресс нам пуще жизни мил, застой пуще смерти противен, - что нет спасения вне прогрессивной, европейской, всечеловеческой цивилизации, - что вне её даже никакой цивилизации быть не может, потому что вне её нет прогресса. Утверждать противное - зловредная ересь, обрекающая еретика если не на сожжение, то, во всяком случае, на отлучение от общества мыслящих, на высокомерное от него презрение. И всё это - совершеннейший вздор, до того поверхностный, что даже опровергать совестно...
Попутного ветра вам, русофобы.
Решил добавить личного. Что для меня, спиногрыза, значил этот праздник? Главный (после Нового года, когда дарили подарки). Дед и отец прикрепляли колодки. Не так много. Дед был в Берлине в 1941, когда началась война, охранником посольства. Через Турцию вернулся с СССР (эпопея описана в книге Бережкова "С дипломатической миссией в Берлин", потом повоевал, потом поездил, работал в посольстве в США, в Уругвае, в Австралии. Отец был блокадник, его в 43 вывезли, подкормили, отправили на фронт, он служил на торпедных катерах на Балтике, там из сотни осталось 9 в живых, поэтому и демобилизовали только в 1950 - некому было служить. Дядька возил хавчик по Дороге Жизни, доставали из-подо льда вместе с размякшим хлебом, отскрябывал ледышки с одежды и волос, ехал дальше. Сестру матери Катю угнали в Германию на принудработы, там и сгинула. Другой дядька дошел до Берлина, подполковник, убит 8 мая, за день до победы - обстоятельства неизвестны. Мать была радистом на корабле, участвовала в обороне Севастополя.
Ну и со стороны жены. Тесть 31 г.р. жив еще, был в гитлерюгенде, был готов воевать со всей Красной Армией, бежал из Кёнигсберга по печально известному Данцигскому Коридору, дед был в советском плену, вернулся аж в 1951 году, жену деда, медсестру, убила союзническая бомба (на бывшем замке Анхольт, превращенном в госпиталь, был нарисован на крыше большой красный крест, что служило хорошим ориентиром для бомбардировщиков союзников)
Город Бохольт, в котором я живу, был разрушен на 85%.
Кроме того, в Бохольте имеется русское кладбище. Там лежат несколько тысяч заключенных местного КЦ. Иногда на могилах есть имена, но чаще только номера. Но свежие цветы у главного мемориала лежат всегда. Имена нашлись стараниями местных немцев. Они не хотят забывать то что было. И это правильно.
Для новых поколений это история. А я в этой истории вырос. И еще помню безногих инвалидов на тележках. Теперь они все перемерли, и стало можно нести гной и пургу на Великую Победу. Ну, так, по крайней мере, думают отморозки. Для меня же это, хоть и не воевал, останется сугубо личным делом.
И я 9 мая возьму бутылку патриотического Русского Стандарта и пойду по соседям. И они - я уверен - выпьют со мной за победу русского оружия. Ибо, как говорил мой тесть, лучшее, что могло произойти - произошло. Русские нас победили. Иначе бы цивилизация погрузилась в мрак и туман.
И его позицию разделяют все вменяемые немцы. Их большинство.
Я при случае опубликую фотографии кладбища.