Увековечу здесь, чтобы в нети не ушло.
Я тут у Розова немного подискутировал на тему - да, да, антропогенного глобального потепления. Но эту бодягу я по новой затевать не буду (очень Ваню боюсь, до судорог), я не о том. А высказал я сомнение, что переход на электромобили в нынешней парадигме отрицания атомной энергии вообще возможен. Ограничиваясь Германией. Для справки - в 2022-м году у нас отключат последний атомный энергоблок, добыча энергетического угля прекращена на прошлой неделе, к 2030-му году на всей территории Четвертого рейха Федеративной республики не должно остаться ни одной гнусно чадящей и злобно нарушающей права человека угольной электростанции.
Примерно на этот период +/- два года намечено пересадить всех бюргеров на электрические колесницы.
Я- за! Сам себе куплю такой пепелац, честное слово. Потому что динамика обалденная, потому что тихо, чисто, и на бензоколонку ехать не надо. Но 300-400 километров пробега, причем зимой, когда и отопление и освещение, вынь мне да положь. Думаю, вынут и положат, ничего там принципиально невозможного нет.
Однако, я спросил - а откуда брать энергию? Мне было сказано - ну а чо там, 15-20 процентов больше генерации, и на всех хватит. Откуда дровишки? Погугли. Дословно, "Электрификация 100% наземного колёсного транспорта это +15-20% генерации 2016го года" и "Гуглите средний пробег автомобиля, умножаете на 0.20 кВт*ч на километр. Добавляете 20% на потери при зарядке."
Погуглил. Посчитал. Добавил Не добавлял, в приступе щедрости. И вот что у меня получилось.
Общеизвестно, что сферический легковой автомобиль в вакууме расходует 0,2 кВтч на километр пробега. От 0,18 до 0,22, в зависимости от модели.
В Германии 59 миллионов автомобилей. Из них 3/4 (45 миллионов) легковушки.
Средний годовой пробег легковушки 30 тысяч.
И это, кто бы не утверждал обратного, вполне реальная цифра. Вообще, Германия страна сельская, ездить много приходится. У меня как раз где-то 12 тысяч, но я в офис пешком хожу (из двери в дверь), а жена заведует детским садом, на велосипеде ездит. Она вообще фанат этого дела. Да и я, если не дальше 5-6 километров, редко пользуюсь автомобилем. У меня электрический лисапед. Но очень большое количество народу ездит на работу в один конец 50-60 километров.
Так что 30 тысяч вполне реалистично. Косвенно подтверждается еще тем, что самая нижняя градация по страховке - именно что "до 12 тысяч километров в год"., во всяком случае в той компании, где застрахован я.
30 000 х 0,2 х 45 000 000 =270 000 000 000. 270 миллиардов кВтч.
Запомним эту цифру.
Грузовиков и автобусов в три раза меньше. Но и пробег у них в три раза больше. А расходовать они будут не 0,2 кВтч, природу не наебешь. Пусть в три раза (хотя, если средний вес в 10 раз больше, то и расход будет соответственный).
Повторяю, надо раз и навсегда уяснить, распечатать плакат со словами Природу Не Наебешь и повесить на видном месте. Если при строительстве еще можно наебать налоговую инспекцию - то закон Гука обойти можно лишь кратковременно, пока дом не сложится от легкого удара молотка. И чтобы перевезти тонну груза из А в Б на 1000 километров, надо затратить Энергию для данной Работы. А что там по этому поводу написано в накладной, для науки, которую я в данный момент представляю, вторично.
Это еще три раза по столько (надо бы по десять, ну да ладно, какая разница).
Расход энергии в год уже, даже по минимуму, зашкаливает за 1000 миллиардов кВтч. Щедро забуду про 20% потерь на зарядку.
Перейдем к генерации.
В 2017 году, по даным Frauenhofer Institut, в стране с помощью ветра, солнца, биомассы и других ВИЭ было выработано 210 млрд киловатт-часов, что составило 38% генерации. Значит, вся выработка - 552 миллиарда кВтч. Мне там подсказали, что на 2018 год суммарная генерация составила 540 миллардов. Ну это без разницы.
Таким образом, имеющаяся генерация покроет менее половины выработки, необходимой - по самым благоприятным подсчетам - для перехода на электрический транспорт. А если переводить на электричество только легковой транспорт - на него уйдет не менее 50 процентов всей генерации.
Ладно, я сегодня щедрый. Меня наебали, и среднее авто в Германии проезжает не 30, а какие-то жалкие 15 тыщ километров. И в идеальном случае, для этого нужно сгенерировать половину - 135 терававтт-часов. Для лучшего понимания масштаба проблемы - на весь транспорт (включая железнодорожный, который до сих пор применяется, хотя свое значение и потерял) ныне расходуется полтора процента электроэнергетики, или 8 тераватт-часов.
Итак, для того, чтобы пересадить народ на электромобили, надо
- уговорить людей посещать детей / старенькую маму в два раза реже
- обязать их образовывать товарищества по доставке на работу путем, например, сокращения паркингов на рабочем месте (кстате, в Тулузе на Airbus и Capgemini, где я неоднократно бывал по работе, так и делается)
- жрать поменьше и закупаться пореже (я за!)
- построить достаточное количество гиперлупов для пассажирских междугородных перевозок
- как минимум удвоить сеть общественного транспорта и одновременно удешевить его использование, а лучше вообще отменить, как в Люксембурге, плату за проезд
- довести сами электромобили до ума
- повысить генерацию на 25%
А чтобы перевести весь наземный транспорт на электричество, генерацию надо утроить или даже учетверить.
И все это с кизяками и ветряками, потому что иначе смысла никакого нет. Какая разница, где будут жечь углеводороды - на электростанции или сразу в автомобиле? Скажете, нет? А есть! В автомобиле КПД лучше. Цепочка добыть-перегнать-доставить-переработать в движение всяко короче, нежели добыть-перегнать-доставить-переработать в движение-переработать в электричество-доставить-зарядить батарею-переработать в движение.
Вот я и спрашиваю - оне об этом знают? И отвечаю. Нет, оне об этом не знают! Потому что все там малохольные, и от ставки Гитлера образца 43-го года мало чем отличаются. Хотите пример? Его есть у меня!
Тут у нас давеча подняли минимальную зарплату с 8,84 до 9,19 евро в час. Нуачо, дело-то хорошее. Вот только даже такое хорошее дело имеет неприятный побочный эффект. У нас можно безналогово зарабатывать 450 евро в месяц, максимально при этом работая 12 часов в неделю. Таким образом заняты миллионы, без преувеличения. И вот - внезапно - оказалось, что те обязанности, которые они раньше выполняли за вышеуказанные 12 часов, им нужно исполнить за 10 с половиной. Варила повариха в детском садике обед с понедельника по четверг, каждый день по три часа. Сварить, накрыть, убрать. А тут вдруг оказывается, что три часа у нее только в понедельник, а в остальные дни два с половиной. Или работай с понедельника по среду как всегда, а в четверг хоть уписайся, хоть укакайся, но организуй все то же за полтора часа.
Этот геморрой был ясен всем мелким руководителям - но не тем, кто принимает законы. Хотя, казалось бы - проблема не очень комплексная, подними планку безналогового заработка с 450 до 500 евро, и все довольны. Ан нет.
Поэтому у меня имеются дикие сомнения в том, что те, кто задумал электромобильный пузырь + кизякизацию энергетики, вообще понимают, что они собираются натворить. Поскольку даже сравнительно простые изменения проходят через жопу.