В продолжении дискуссии с писателем - публицистом Виктором Шмаковым по подготовленной к публикации работе "Бог в помощь"
http://30-70.ru/sborka/sborka-14.htm Вера и общество
Вопрос бесконфликтного взаимодействия неверующих людей и людей верующих беспокоит многих людей. Возможно ли такое взаимодействие? Или наше общество всё больше разделяется на изолированные друг от друга сектора со своими суррогатами культуры, как ранее был разделён Советский Союз вплоть до прекращения общения между близкими родственниками? В чём причина распада нашего общества по религиозному и философскому признаку? Или ещё возможно запустить обратный интеграционный процесс, который позволит на новом качественном уровне объединиться в единое общество материалистов и идеалистов всех возможных направлений? Есть ли данный распад? Давайте попробуем разобраться в данных вопросах!
Исключим из обсуждения институт церкви и средства массовой информации (СМИ). Т.е. поведём разговор в плоскости первопричин формирования материалистических и идеалистических взглядов наших современников, которые уже в дальнейшем трансформируются в позиции, транслируемые религиозными институтами, государственным аппаратом и СМИ; ведь не с Луны на нас упали люди, которые оказывают на каждого из нас то или иное воздействие через СМИ, церковь и институты власти.
При написании текста, я предполагаю, что читать его будут люди образованные, которым не нужно объяснять: причин, почему человека нельзя рассматривать в отрыве от общества, какие представления о человеке сформированы той или иной верой, той или иной философской школой. Кроме того, я излагаю точку зрения материалиста, исповедующего коммунистическую идеологию, инструментом которой является диалектическая логика.
Почему вдруг я решил написать данный текст, откликнувшись на просьбу Виктора Шмакова и именно в указанном выше контексте? Причина проста - часть людей из моего непосредственного окружения, ровесники моих родителей или старше их, начинают скатываться в идеализм языческого характера, используя в качестве атрибутов символы трёх современных нам религий, считая себя верующими. Меняя своё представление о человеке и окружающем их мире, эти люди пытаются влиять и на формирование подростков, неминуемо создавая и тиражируя конфликт на псевдорелигиозной почве.
Человеческое сознание с младенчества проходит определённые стадии развития мышления состоящие из: синкретического, синкретически-комплексного, комплексно - логического и логического мышления. Логическое мышление может остаться на уровне формальной логики, а может и вырасти до уровня диалектической логики, используя в необходимых пределах логику формальную. Мышление человека может развиваться и формироваться только во взаимосвязи с окружающим человека миром, через влияние на него и его преобразование. Надо отметить, что заложенные в раннем детстве синкреты зачастую оказывают мощное влияние на мышление человека на всём протяжении его жизни. При этом человек может остаться на уровне синкретически-комплексного мышления, которое в ряде популярных изданий называют калейдоскопическим, когда формируемые комплексы на уровне воспринятых ещё ребёнком синкрет могут взаимно противоречить друг другу, что совершенно не смущает их носителя. В качестве яркой иллюстрации, что есть синкретически-комплексное представление о мире можно рассмотреть мультфильмы: «Пластилиновая ворона» или «Падал прошлогодний снег». При развитии ребёнка крайне важно, что бы синкретически-комплексное мышление стало формироваться в комплексно - логическое. Такое формирование возможно, когда ребёнку не дают взаимно исключающих понятий и определений, как истинных. Например: небо - твердь и небо - атмосфера, через которую можно увидеть планеты, звёзды и пр.; человек произошёл от обезьяны и человека создал некий бог для охраны сада. Как только ребёнок начинает получать взаимно исключающую информацию, которую ему трактуют в качестве истины, он начинает заучивать её, формируя синкретически-комплексное мышление и не развивая логического мышления. Развитие мышления невозможно без вовлечение ребёнка в трудовую деятельность по активному преобразованию, окружающего его мира, без использования высших достижений общества в различных областях знаний, без умения налаживать взаимодействие людей в коллективе, между коллективами и вовлечения отдельных людей в коллектив. Очень важно при формировании умения ребёнка мыслить: донесение до него правдивой информация о прошлом формирующего его общества и чёткое понимание способов формирования данного общества, принципов его развития. Всё перечисленное важно не только для ребёнка, но и для людей любой возрастной группы.
Что произошло с поколением людей, которые являются ровесниками моих родителей и более старшего возраста? Историю нашего общества им извратили, их возраст не позволяет им активно трудиться, передача их трудового и жизненного опыта через сеть учебных заведений молодёжи для них закрыта. Прежний жизненный уклад им недоступен, строение современного нам общества для них является тайной, они больше не являются частью их прежних коллективов, им постоянно разрушают синкреты через СМИ, они лишены ожидаемого почёта и уважения советских пенсионеров. По сути они лишены возможности мыслить через взаимодействие внутри окружающего их общества, а лишённые такой возможности их мышление деградирует до уровня дикаря, превращаясь в синкретическое с набором внушаемых комплексов. Они начинают верить во всё, что на них сваливают через СМИ, от возможностей А. Чумака до святости патриарха и свой изуродованный внутренний мир они пытаются переносить на окружающих их людей, оказывая влияние на наиболее незащищённых - детей. И тогда начинает возникать конфликт между вовлечёнными в полноценную трудовую деятельность родителями и данными пенсионерами. Конфликт не возникает только в том случае, если родители, так же лишены полноценных трудовых отношений или пенсионеров не коснулись итоги распада СССР, они до сих пор полноценно трудятся в сохранившихся островках ещё функционирующих предприятий с матрицей советских трудовых отношений.
Как избежать конфликта при взаимодействии материалистов и вновь формируемых обществом идеалистов, если представителям таких разных представлений об окружающей действительности приходится взаимодействовать на бытовом уровне? Возможно, подойдёт путь обратного вовлечения данных людей в полноценную трудовую деятельность, которая будет входить в конфликт с тем, что на них льётся через СМИ, государственные институты или церковь. Но предложенный путь очень сложен в силу того, что остановить процесс деградации мышления почти невозможно для людей старшей возрастной категории и по причине дальнейшей деградации нашего производства в целом.
Вероятно, конфликт возможно разрешить только при смене общественной формации.