![](http://tehno-science.ru/wp-content/uploads/2011/09/parovoz-2.jpg)
Производство паровозов началось в 1935 г. на Коломенском заводе под обозначением 9П - 9-й проект. Локомотив вышел удачным, его позже выпускали в Коломне.
Свое название паровозы особого класса получили из-за танков - баков для воды.
Любой паровоз потребляет не только жидкое или твердое топливо, но и воду - ведь, как правило, после использования в машине пар в котел не возвращается, а выбрасывается. Поэтому паровозу положен внушительный запас того и другого, причем воды в несколько раз больше.
В условиях России с ее огромными пространствами и длинными перегонами эти запасы составляли десятки тонн Размещали их на прицепляемом к паровозу тендере. Но железным дорогам были нужны не только мощные локомотивы для вождения поездов. Были необходимы и небольшие паровозы, способные тянуть несколько вагонов на заводских и складских путях, и для службы в депо - для перемещения находящихся в них локомотивов. От них не требовались ни высокая скорость, ни значительное тяговое усилие, поэтому им было достаточно 2- 3 колесных пар минимального диаметра. Топки были маленькими, не требовавшими много угля либо мазута. Зато этим машинам следовало одинаково хорошо ходить передним и задним ходом, при этом обзор должен был быть идеальным, тогда как солидный тендер магистральных паровозов затруднял наблюдение за путями при движении назад.
Именно для этого и строились локомотивы, не имевшие тендеров. Вода же помещалась в баках, размещенных по бокам котла, а топливо - в бункере, обычно находящимся за будкой. Разумеется, эти запасы были невелики, поэтому ограничивали возможности машин, но маневровый паровоз, не выходивший за пределы станции или предприятия, мог заправляться куда чаще магистрального собрата.
Подробнее про Танк-Паровоз, читайте
http://tehno-science.ru/history-1542.html
Танк - паровозы пережили мощных магистральный собратьев. Последний 9П отставили от работы в депо Уфа в конце XX столетие - он побил все национальные рекорды использования паровозов по назначению. 15-тонный паровой кран столь же долго трудился в Белоруссии, пока не стал музейным экспонатом.