Дневник 2015
17 января, суббота... Читал стихи покойного Сережи Чудакова. Вот цитата к часто практикуемому у нас во время защит чтению вслух плохих стихов прекрасными голосами наших студенток или преподавательниц.
"Я знаю массу слов банальных и пустых,
Чтобы читать их вслух, нужна, пожалуй, смелость.
Но стоит их пропеть -- и в самый жалкий стих
Вплеснет печаль иль смех властительнейший Мелос..."
14 августа, пятница.
...В этом же номере* прочел и рецензию Валерия Шубинского на книгу о покойном Сергее Чудакове -- блестяще. Я Сергея знал и почувствовал его поразительный талант. Общаться с ним было -- все это происходило, пока я работал в "Московском комсомольце" -- очень трудно, все время надо было ждать от него какого-то вовлечения. Я его побаивался, его неумолкаемой речи, его ледяных огромных, чуть раскосых глаз. В этом же номере все поразительно интересно: даже материал о кино и рецензии на пан-английского поэта Джона Уилмота...
...Чуть выше я писал, что постоянно читаю толстенную книгу Владимира Набокова о Евгении Онегине. На титуле книги крупно написано, что она издана под редакцией и общим присмотром перевода и содержания Николюкина. И вот, пожалуйста - это имя я встречаю в рецензии на книгу о Сергее Чудакове.
"Открылось все (властям, друзья знали) тоже при анекдотически-нелепых обстоятельствах. Чудаков привел знакомую девушку в гости к знакомому американисту, доктору филологических наук Николюкину. Девушка взяла у филолога почитать... Господи Боже ты мой! "Золотого осла" издательства "Academia". Родители девушки увидели у нее «неприличную книгу» и возмутились... Стали копать".
* Новый Мир, № 5, 2015.
https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2015/5/imyarek-ili-chelovek-s-iznanki.html 19 августа, среда.
... В Институте встретил Васю Гыдова... Вася в ответ принес заказанный мною ранее том Сергея Чудакова. Я потом читал книгу до глубокой ночи...
20 августа, четверг. Я уже не говорю о стихах Сергея Чудакова - они стихийно гениальные, потому что не вымучены, а возникли как привычное для автора и рядовое высказывание. Уже утром читал его статьи о кино - здесь и эрудиция, и форма, и глубина мысли. Неужели такая может быть молодость у гения! Кроме стихов и статей здесь же большой - наподобие огромной радиопередачи - коллаж из высказываний самых разных деятелей литературы и искусства. Большинство из них мне знакомо - это и моя молодость. Опять Рейн, Сидоров, Шахиджанян, возникло упоминание Леши Флеровского. На обложке книги карточка какого-то милицейского дела с графой "душевнобольной". Все читается не только как проза интеллектуала, но и как детективный роман. В историю вписался.
http://lit.lib.ru/e/esin_s_n/text_02115.shtml