Пластинки

May 14, 2017 18:15


Оригинал взят у dubikvit в По волнам нашей памяти! Наши старые пластинки


Предлагаю Вам сегодня вспомнить пластинки, которые мы слушали в нашем славном прошлом

Записи в нашей стране в то время выпускала только одна фирма - «Мелодия».
Ассортимент грампластинок, доступных широким массам, был хоть и довольно велик, но довольно-таки уныл. Просто так в магазинах продавались:
- сборники речей Ильичей;



- классическая музыка;



- детские сказки и замечательные аудиоспектакли (чего не отнимешь - постановки были отменными, начитывались и напевались они лучшими тогдашними артистами, музыка порой была очень доставляющей), музыка и песни из мультфильмов;






- записи Большого детского хора Гостелерадио;

- советская эстрада ТВ Хиль, Кобзон, Лещенко, Пугачёва, Ротару, «Весёлые ребята», «Песняры» и прочие всякие «Самоцветы» с «Голубыми гитарами»;






- одобренные цензурой иностранные исполнители, преимущественно из стран Варшавского договора (пластинки, при этом, были импортные - «Супрафон», «Балкантон» и т. д.), но изредка и западные (пластинки в 95% случаев - не фирмА, а мелодиевские переиздания) - эстрада, кое-какое диско, немного рока и или этого вашего джаза;



- в конце 80-х появились в продаже пласты с отечественными рок музыкантами.






Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», образованная в 1964 году и обладающая монопольным правом на производство и распространение грампластинок в СССР, имела в 80-х годах в своем распоряжении уже восемь заводов: Московский (МОЗГ), Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Тбилисский, Бакинский, Таллиннский завод музыкальных кассет, а также 8 студий грамзаписи, расположенных в Москве, Ленинграде, Алма-Ате, Вильнюсе, Таллинне, Ташкенте, Тбилиси и Риге. Существовали также еще и две звукозаписывающие студии в Киеве и Ереване.




Кроме того, «Мелодии» принадлежали и предприятия оптовой торговли (так называемые, Дома грампластинки, число которых к тому времени достигло восемнадцати: по одному - в столицах союзных республик и несколько в РСФСР), распределявшие грампластинки и аудио-кассеты по магазинам страны.




На территории бывшего Советского Союза грампластинки, выпускаемые фирмой «Мелодия», продавались в более чем 35 тысячах торговых точках страны, большая часть которых (около 65%) распространялась через сеть государственных магазинов (около 3 тысяч), 13% от общего количества реализовывались через 12 тысяч торговых предприятий потребкооперации, а 10% - через 20-тысячную сеть киосков «Союзпечати».




К сожалению, грампластинки не были выделены в особый вид товара, а магазины практически не несли никакой ответственности за их хранение и были материально не слишком заинтересованы в их реализации.




К тому же, до 1976 года тираж новых пластинок, выпускаемых на «Мелодии», определяли редакторы фирмы, от мнения которых зависело, ЧТО и СКОЛЬКО следует выпускать.




Подобная практика привела к тому, что к середине 70-х годов этот процесс принятия решений стал настолько субъективным и неэффективным, что для придания ему хоть какой-то видимости объективности и обоснованности в 1976 году было принято решение об образовании, так называемой, тиражной комиссии.




В состав этой комиссии входили представители Министерства культуры СССР, Министерства торговли СССР и РСФСР, представители Союза композиторов, Центросоюза, В/О «Международная книга», работники фирмы «Мелодия» и ее ведущих предприятий, Центрального Дома грампластинки и других заинтересованных организаций.




Возглавлял же эту комиссию зам. генерального директора фирмы «Мелодия».




К сожалению, доля пластинок с новыми записями составляла всего 5% от общего объема выпускаемой фирмой «Мелодия» продукции.




К тому же, крайне неэффективный механизм социалистической системы ведения хозяйства (от этапа определения потребительского спроса до поступления готовой продукции в магазины) на практике приводил к тому, что на весь этот производственный цикл требовалось столько времени, что новые пластинки к моменту их продажи уже успевали морально устареть и потерять статус популярных.




Все это, в результате, создавало, так называемый, ДЕФИЦИТ, а с другой стороны - приводило к появлению огромных залежей никому не нужной продукции.




Выпуск же в СССР лицензионных долгоиграющих пластинок (лонгплеев) зарубежных исполнителей начался в 1973 году, когда наше государство присоединилось ко Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве.




Причем, тиражи издаваемых в СССР лицензионных пластинок определялись специальной комиссией, (так называемым Советом по лицензиям, организованным при фирме «Мелодии», в который входили композиторы, музыковеды, исполнители, работники Министерства культуры, фирмы «Мелодия», а также некоторые московские филофонисты), на основе договоров, заключаемых с зарубежными фирмами грамзаписи (лейблами) внешнеторговым посредником «Мелодии» - В/О «Международная книга».




Вполне естественно, что условиями этих договоров выпуск лицензионных пластинок в СССР ограничивался не слишком большими для нашей страны объемами, причем без права их повторных переизданий, но на практике эти требования соблюдались далеко не всегда.




Если же говорить о технологии производства виниловых пластинок на фирме «Мелодии», то она была следующей.




В студии с помощью специального станка Ortofon магнитная фонограмма преобразовывалась в механическую запись на лаковом диске (лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке).




Диск отправлялся на завод, там он гальваническим способом покрывался тонким слоем серебра, и после этого с него снималась первая и единственная негативная копия.




С помощью этой негативной копии изготавливались семь никелевых позитивных оригиналов.




С каждого из этих оригиналов можно было снять 20 матриц (итого 140), с помощью которых можно отпечатать пластинку максимальным тиражом 140 тысяч экземпляров. (Максимальный тираж - понятие достаточно условное. По разным причинам матрица не всегда полностью использовалась).




Если же этот тираж был недостаточен, то с семи позитивных никелевых оригиналов снимали не матрицы, а 49 негативных копий (по семь с каждой), с каждой из этих копий изготавливали семь позитивных никелевых оригиналов (итого 343) и потом 6860 матриц (343х20), обеспечивающих максимальный тираж в 6 миллионов 860 тысяч экземпляров.




В этом случае грампластинка являлась шестой копией лакового диска, а чем длиннее цепочка копий, тем ниже качество звучания...




Цены на грампластинки в СССР были следующие:
Миньон моно - 70 копеек.
Миньон стерео в анонимной обложке - 85 копеек.
Миньон стерео в нормальной обложке - 1 рубль
.




Диски-гиганты:
В анонимной обложке моно - 1 рубль
60 копеек.
В нормальной обложке моно - 1 рубль
85 копеек.
В анонимной обложке стерео - 1 рубль
90 копеек.
В нормальной обложке стерео - 2 рубля 15 копеек. То же самое с олимпийской символикой - 3 рубля.
В целлофанированной обложке - 2 рубля 70 копеек. То же самое с олимпийской символикой - 3 рубля 50 копеек.
Лицензионные диски фирмы «Мелодия» - от 2 рублей 70 копеек до 4 рублей.
Пиратские диски фирмы «Мелодия» - 2 рубля 15 копеек (Вы не поверите, но «Мелодия» любила пиратить песни с западных дисков, не платя авторских отчислений).























































Текст для поста позаимствован отсюда: источник и отсюда источник

слушать, музыка, пластинки

Previous post Next post
Up