LitTech: Утопия - жанр и диагноз

Jul 04, 2024 01:11

Определение Автора: Утопия - это детальное описание воображаемого явления культуры, идеального хотя бы по одному социальному признаку.

Зачем людям утопии и насколько они могут быть полезны или вредны?

Утопии очень давно стали идеологическим инструментом, еще в родо-племенную эпоху господства шаманизма в форме "мира духов". Идеи "земель обетованых" иудеев, Валгаллы и Ирия, христианского рая и коммунизма - это уже поздние вариации строителей государств и империй. Сегодня топии стали супермассовым явлением литературы и кино, воплотились в компьютерные игры, поделились на жанры и поджанры, проросли в обыденную культуру. Слова "идеальный" и " супер-" не сходят с экранов, навязывают модели поведения, выгодные авторам - и вполне успешно навязывают!

Все утопии можно поделить на две группы: утопии для/про производителей и утопии для присваивающих. Характерными примерами утопий для производителей можно считать книги "Мира Полдня" А. и Б. Стругацких. Идеальность "Мира Полдня" в том, что в нет землян, нацеленных на присвоение чужого труда, ресурсов. Статус приобретается в обмен на общественно-полезный вклад. В таком обществе не действует "эффект общинного владения". Другое название эффекта -"трагедия общинного ресурса".

Как пример утопий "для/про" присваивающих можно привести популярный сегодня жанр "бояр-аниме", описывающий миры социальных хищников. Можно спросить - в чем идеальность изображаемого сословного, феодально-кланового общества, которое часто подается в сочетании с магическими или другими продвинутыми технологиями? Ответ в том, что весь этот нео-феодализм обязательно сопровождается сверхвозможностями знати, неотъемлемо вмонтированными в их организмы. Мол, знать - сверхлюди, а потому по факту у них и особые права, статус, богатства, слегка ограниченные этикетом и более сильными субъектами. Основной вид деятельности такой аристократии - создание и управление родом и кланом, присвоение, захват и управление ресурсами, забота о личном, родовом и клановом статусах. При этом заботу о статусе стыдливо называют честью.

Утопии для производителей сравнительно редки, они часто вырождаются в скучные производственные романы или похождения персонажа среди роялей в кустах.

Утопии для присваивающих часто оформлены по критериям литературы мэри-марти-сью. Почему так много людей увлекаются мэри-марти-сьюшной литературой, купируя ощущение собственной заурядности и уязвимости?

Ответ в том наборе социальных инстинктов, которые мы унаследовали от предков-приматов.

Судя по работам прфессиональных приматологов мы унаследовали две полярные модели социальных отношений, уменьшающих конфликты внутри сообщества.

Первая модель - это модель сетевых отношений. Распространена у бонобо, орагутанов, внутри собществ самок шимпанзе. В нашей жизни хомо-с-с соц-сети наиболее полно реализуются в виде сбалансированных рыночных отношений. Элементы сетевых отношений в политике хорошо заметны в обществах, в которых применен принцип разделения властей.

Иерархически - патриархальные социальная модель распространена у самцов шимпанзе, горилл, павианов. Причем у горилл обнаружены элементы клановой организации. Модель хорошо зарекомендовала себя в кризисных, повторяющихся ситуациях. В обычном состоянии социума модель провоцирует коррупцию, искусственные кризисы, затратность ресурсов.

Можно поставить ряд социальных диагнозов, если собрать статистику по соотношению литературы для производителей и присваивателей. Официально разрешенная литература даст информацию о доминирующей управляющей части общества. Самиздат - о "средней социальной температуре" отношений, между производителями и присваивающими по всему социуму.

lit, art

Previous post
Up