... Или вторая попытка построения мировой финансовой системы.
В 1119 году образовался военно-рыцарский орден тамплиеров, иначе “храмовников”.
Орден также известен под официальными названиями: Орден бедных рыцарей Христа, Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма, Бедные воины Христа и Храма Соломона.
Обратите внимание на повторяющееся слово “бедный”. Когда орден был организован Гуго де Пейном в Святой земле, то он действительно был бедным. А вот в конце 12-го и в 13-м веках орден был очень богат ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Израиля и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и дарованными монархами, на землях которых он имел владения и недвижимость.
Изложенное далее - это реконструкция. Но факты - самые настоящие.
Ох уж эти дары монархов. И с чего бы это монархи стали такими щедрыми? Как тамплиерам удалось стать богатыми и влиятельными? Они что, клад нашли? Или занялись добычей золота в рудниках? Ничего подобного. Скорее всего, тамплиеры воспроизвели банковскую систему Древнего Рима с разрешения папы. Как известно, христианская церковь запрещала давать деньги в рост всем христианам, кроме себя самой. Поэтому короли, герцоги и целые государства брали деньги у евреев и мусульман. Они бы брали и у церкви, но ведь отдавать придется - а басурман можно и кинуть ненароком, сославшись на форс-мажорные обстоятельства и “неверность” в заповедях христианства.
Что же предложили миру тамплиеры? Они объединили в одну систему кредиты и вклады и ввели разумную систему залогов. Тамплиеры стали посредниками между теми, кто хотел получать твердый доход по вкладу и теми, кому нужен кредит. А чтобы им самим было удобнее ссужать деньги, рыцари храма согласились в качестве залога принимать недвижимость - земли, замки и т.п.
Но была еще одна, невидимая непосвященным хитрость. Если, например, вкладов сделано на 1000 монет в сокровищницу рыцарей замка, то они легко могли выдать векселями кредита на сумму 10 000 монет. Кто проверит, сколько денег в сокровищнице? Если все организовать осторожно и аккуратно, не портить кредитно-выплатную историю, то репутация о богатстве ордена и надежности вкладов и будет самой надежной гарантией благополучия новой банковской системы.
Выдавать векселя с частичным обеспечением - это все равно, что печатать деньги. Выпуск монет уже тысячи лет был привилегией высшей присваивающей элиты. Сдерживало аппетиты этой элиты только редкость драгметаллов и гиперинфляция, если драгметаллы разбавлять металлами дешевыми - медью, например.
И вдруг тамплиеры получили в руки средство создания денег из ничего, фактически из расчета и репутации.
Использование заменителей дефицитной звонкой монеты было неизбежно. Основная деятельность тамплиеров заключалась в организации и обслуживании пути в Святую Землю. Паломников и войнов кормили, селили, перевозили, трудоустраивали, лечили, обшивали и обстировали, развлекали, вооружали, обучали, просвещали... Обслуживали с лошадями, телегами-каретами, скотом, грузами. Для этого была организована грандиозная хазяйственно-корпоративная деятельность с аномальной низким уровнем коррупции - тамплиеры не воровали! И обслуживали, конечно, не только паломников. В долг или беря в оплату недвижимость от тех, кто решил искать удачи в Святой Земле.
Векселя и обязательства - это было финансовое чудо, но феодальная элита этого не поняла. Сначала не поняла. Элита вела себя так, как привыкла поступать с монетами - транжирила деньги, занимала у тамплиеров и снова транжирила. А то, что земли и замки вдруг стали отходить рыцарям “бедного” ордена - ну так это неудачники, которые не смогли вовремя вернуть долги. Каждый думал, что уж с ним-то такого не случится. Феодалы не понимали разницы между монетой и векселем, как не понимает этого подавляющее большинство человечества и сейчас.
В чем разница?
Если банк выдал векселей (а не монет!) в эквиваленте 100 000 монет из драгметаллов под проценты, то откуда ВСЕ должники возьмут денег, чтобы расплатиться?
Есть 4 источника денег: резерв у тамплиеров, векселя у должников, недвижимость должников, монеты и недвижимость у прочего населения. Чтобы вернуть кредиты с процентами должники должны либо забрать векселя у других должников, либо монеты и/или недвижимость у населения, либо расстаться с закладом.
Нужно учесть, что феодальное хозяйство очень стабильно из века в век, обычно монетная масса прибывает неторопливо - драгметаллы на земле не валяются. Недвижимость тоже не размножается почкованием.
Тамплиеры ворвались в патриархальную экономику, как алжирский пират в беззащитную фелуку.
В феодальной стране просто не производятся ценности с той же скоростью, что выпускали векселя тамплиеры. Собственно, ни при каком способе хозяйствования такое невозможно, кроме эпохи информационного постиндустриала. Поэтому часть должников будет вынуждена расстаться с закладом. Для феодалов это недвижимость. Основные ценности феодальной эпохи стали перетекать к “бедным рыцарям замка”.
И все было хорошо почти 200 лет… пока король Франции Филипп IV, которого придворные шаркуны назвали Красивым, а народ - Красноносым, не загнал себя и страну окончательно в финансовый тупик.
Здесь нужно остановиться на личности Филиппа IV. Это был типичный социальный присваиватель, который ничего не понимал в экономике, но страстно желал быть великим королем. Он, как водится, вел постоянные войны (вполне успешные, нужно сказать) и постоянно делал долги. Чтобы долги не отдавать, он в 1306 году изгнал евреев, а в 1311 году запретил деятельность итальянских банкиров и изгнал многих из них. Во всех случаях собственность изгнанников конфисковывалась и пополняла королевскую казну. Король ссорился с народом (в 1306 году Филипп даже вынужден был бежать на время из Парижа, пока не прошла народная ярость из-за королевского ордонанса о максимуме цен), сорился с феодалами (сильно ограничил их права, в частности, при чеканке монет).
“Красноносым” для народа Филипп стал, когда с выпущенных им монет сползла позолота и обнажилась красная медь на выступающих частях - прежде всего на носу короля.
Филипп последовательно ссорился с папами, начиная с Бонифация VIII, а также положил начало “авиньонскому пленению” католических пап, начиная с Климента V. Король требовал платить подати наравне с мирянами, и запретил вывозить из Франции золото и серебро, в том числе и церковное.
По мнению Филиппа церковь была неприлично богата, по сравнению с ним, королем, полным забот о стране. Но просто так отнять богатства было нельзя - верующие не поняли бы. И король пошел по проторенной дорожке - пошел на провокацию. Некий приговоренный безымянный смертник внезапно оказывается на приеме короля и рассказывает байку о грандиозном заговоре Ордена Тамплиеров против светских монархий. Осужденный также утверждал, что Орден давно отступил от христианства, занимались спиритизмом и гаданием. Члены ордена при вступлении в него плевали на крест, вслух отрекались от власти церкви над собой.
Защитить Тамплиеров было некому - папа Климент V был, фактически, под домашним арестом. Влияние Филиппа на курию было больше, чем влияние папы. Феодалы почувствовали запах добычи… А мы знаем, что у присваивающей элиты, как правило, нет потолка насыщения.
Верхушка ордена во Франции была внезапно арестована 13 октября 1307 года, подвергнута пыткам. Аресты прошли и в других странах. В 1310 году были сожжены 54 тамплиера. Следствие продолжалось еще 2 года. Более 600 человек были осуждены на заключение или казнь. Однако огромных сумм обнаружить не удалось. Основными обнаруженными ценностями оказалась недвижимость.
Феодалы не понимали сути банковской системы - для них богатство заключалось в недвижимости, подданных и грудах золота. Разрушив кредитный механизм ордена Филипп Красноносый мгновенно уничтожил финансовый источник богатства новой эпохи, даже не поняв этого. Подчинив себе банковскую систему тамплиеров, на паях с папой Филипп мог стать величайшим, богатейшим человеком тогдашнего мира. Но невежество, зависть, зашоренность и нежелание учиться не дали Филиппу ни одного шанса. Ведь главный инструмент банкира - умение заинтересовать клиента, учесть его интересы, договориться. Статус банка и банкира заключается в умении сдержать обещания даже самым финансово-ничтожным клиентам. Статус феодала - в способности не считаться с мнением и интересами все большего числа людей и обществ. Заставить исполнять волю авторитара не смотря ни на что, нет запрещенных средств. Многие люди называют именно это свойство "могуществом", высоко ценят, мечтают обладать.
Для Филиппа, феодала и короля, сохранить статус в своих глазах и окружения можно было одним путем - доминировать, "нагибать", насиловать, побеждать, быть главой иерархии. Договариваться, учитывать чужие интересы? Стать, пусть и главой, но презренных менял, ростовщиков, банкиров? Это значит запачкаться навсегда!
Все, что он смог - конфисковать земли тамплиеров во Франции и урвать не такие уж большие суммы у госпитальеров, которым передали остатки имущества рыцарей Храма. Предлогом послужила “компенсация судебных издержек”. В итоге, операция разрушения ордена не окупилась.
Резюме. Первый зародыш мировой финансовой системы был разрушен вместе с Западной Римской империей в 5м веке. Второй уничтожен в 14м, вместе с орденом Бедных рыцарей замка. Католическая Европа упустила шанс стать финансовым центром мира.
Третья попытка, организованная сифардами и ашкенази с поддержкой британских протестантов, оказалась успешной. Финансовой столицей мира сначала становится Лондон, а во время Первой Мировай войны - Нью Йорк.
Исторический опыт показывает, что удержать титул финансового центра мира можно только вместе с титулом "мастерская мира". Сегодня (на 2024 год) "мастерской мира" по праву стал Китай. Если Китаю удасться сохранить этот титул, то у него есть все шансы стать и финансовым центром мира.