Тебе, школьник! Достоевский работал в разных жанрах

Dec 07, 2019 17:33



Эта публикация может показаться абсурдной, - подумаешь, фрагментик из «Википедии», - но в свете последних новостей про девственное незнание отечественного кинематографа абитуриентами ВГИКа… Читаем, радуемся жизни:

«В начале своего литературного творчества молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. Сочинения первого периода творчества Достоевского принадлежали различным жанрам:

- юмористического рассказа - «Роман в девяти письмах» (создан в 1845 году, издан в 1847 году);

- физиологического очерка - фельетоны «Петербургской летописи» (1847);

- рассказа - «Господин Прохарчин» (1846), «Ползунков» (1848), «Честный вор» (1848);

- трагикомического рассказа - «Чужая жена» и «Ревнивый муж» опубликованы как два отдельных рассказа в 1848 году, а для издания первого двухтомного собрания сочинений 1860 года были объединены под названием «Чужая жена и муж под кроватью»;

- святочного рассказа - «Ёлка и свадьба» (1848);

- повести - «Хозяйка» (1847), «Слабое сердце» (1848), «Белые ночи» (1848);

- романа - эпистолярный роман «Бедные люди» (1846); «Неточка Незванова» создавалась в 1848 - 1849 годах как роман воспитания, который не был закончен из-за ареста, впоследствии переделан в повесть, изданную в 1866 году.

В Алексеевском равелине Достоевский написал рассказ «Маленький герой» (1849). Многие творческие начинания и замыслы молодого писателя нашли своё более широкое воплощение в его последующем творчестве. Конец цитаты.

Лучшим произведением этого периода признан роман «Бедные люди», резюмирует «Википедия», ссылаясь на Фридлендера.

Я с огромным уважением отношусь к Георгию Михайловичу Фридлендеру, однако лучшим произведением «раннего» Достоевского безоговорочно считаю «петербургскую поэму» «Двойник». Кстати, здесь она почему-то не упомянута. Петербургской поэмой её назвал сам автор, так что жанров у него даже больше, чем насчитала «народная энциклопедия». Кстати, сегодня просматривал очерк, посвящённый Венедикту Ерофееву (в журнале «Максим»), там вскользь утверждается что «Москва - Петушки» - всего «вторая после «Мёртвых душ» русская поэма в прозе». Возможно, она вторая по значимости после известнейшего произведения Гоголя, но с исторической, календарной точки зрения - это не так, дорогой журнал. К слову, «Петушки» с гораздо большим основанием могут считаться поэмой, нежели «Души» и «Двойник» вместе взятые.

И последняя колкость в адрес «Вики». В том «народном», дешёвом издании, что есть у меня (Москва, «Советская Россия», 1987 год), «Белые ночи» многократно названы романом, никак не повестью.

Николай Наседкин в своей энциклопедии «Достоевский» (Москва, «Алгоритм», 2003) квалифицирует «Белые ночи» как повесть, однако даёт и авторский подзаголовок: «Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя)».
«По существу, это поэма, большое стихотворение в прозе, посвящённое теме мечтательства как образа жизни, как способа существования и выживания», - пишет Наседкин.

Вот на этом гимне мечтательству и поставим пока точку.

Иллюстрация (вверху): Кокушкин мост (канал Грибоедова), ведущий в Столярный переулок. Место это неоднократно упоминается в произведениях Достоевского - и раннего, и позднего (первые строчки «Преступления и наказания», например). Писатель несколько лет жил совсем рядом.
Источник фото: commons.wikimedia.org.



Измайловский мост через Фонтанку. Многократно апокалиптически упоминается в «Двойнике» (в «Москва - Петушки» Ерофеев заимствует этот приём, тоже в финале: «Вот этот дом, на который я сейчас бегу - это же райсобес, а за ним туман и мгла. Петушинский райсобес, а за ним тьма во веки веков и гнездилище душ умерших».) Финалы обеих поэм одинаково трагичны. Из-за домов виднеются купола Измайловского собора. Как ни поразительно, но именно в нём венчался впоследствии Фёдор Михайлович с Анной Григорьевной.
Фото: yandex.ru.

"Википедия", одиночество, литература, Фёдор Достоевский, Венедикт Ерофеев

Previous post Next post
Up