Пять недооценённых оттепельных фильмов

Nov 23, 2019 14:31



Кадр из фильма "Долгая счастливая жизнь", 1966. В кадре Кирилл Лавров и Инна Гулая.
Фото: kino-teatr.ru

C большим предубеждением отношусь к тому, что делает «Яндекс Дзен». Несмотря на яркость заявляемых тем, представляющих несомненный интерес для любителей, материалы - почти все! - отличаются поверхностностью, дурацкостью, несоответствием заголовку и свирепым непрофессионализмом. Пишут дилетанты, радуясь вседозволенности. Я крепко разочарован в этом ресурсе и читаю его скорее от тоски, чем из желания что-то почерпнуть (тем более, что источники своей уникальной информации авторы просто утаивают).
Тем не менее, бывают и здесь любопытные и удачные, на мой взгляд, публикации. Не вызывающие аллергии - наоборот. Одну из них я решил перепечатать (уж не знаю, насколько серьёзно нарушу чьи-то авторские права). Меня весьма интересует личность Геннадия Шпаликова, на меня произвёл большое впечатление его единственный режиссёрский фильм «Долгая счастливая жизнь», и я рад, что автор материала тоже заметил его. Про эту картину говорят, что картиной «Я шагаю по Москве» Шпаликов открыл оттепель в искусстве, а «Жизнью» собственноручно закрыл… (я вернусь к этому в комментариях).

Вот, читайте на здоровье. В конце - ссылка на оригинал. Все иллюстрации - скриншоты с публикации на «Яндекс Дзен» (кроме заглавной). Назвать эти фильмы малоизвестными я не могу, поэтому у себя в ЖЖ изменил заголовок.

Пять малоизвестных оттепельных фильмов

Как известно, хрущевская оттепель стала, помимо всего прочего, новым культурным «ренессансом». И литература, и живопись, и кино переживали в этот период небывалый подъём, результатом которого стали целые новые художественные школы и направления. Так, в кино появилась плеяда молодых режиссёров, операторов и актёров, привнесших в него новый колорит, однако по разным причинам не все оттепельные фильмы одинаково хорошо известны современному зрителю. О менее известных, однако не менее интересных из них, мы расскажем в нашей сегодняшней подборке.



1. «Фокусник» (1967 г., реж. П. Тодоровский)

С начала 1960-х кинооператор Петр Тодоровский начинает заниматься режиссурой и вскоре становится известен массовой аудитории именно в этом качестве. Пожалуй, самой интересной режиссёрской работой Тодоровского в этот период стал фильм «Фокусник» - трогательная и невероятно поэтичная история о пожилом фокуснике в исполнении Зиновия Гердта. Сценарий к фильму написал один из лучших мастеров своего дела Александр Володин, а экранными партнёрами Гердта стали Евгений Леонов, Владимир Басов и другие. Кроме них полноценным персонажем фильма стала зимняя Москва с её уютными двориками и неоновыми вывесками центральных улиц. На экране ещё строится будущий Новый Арбат, а между его высотками ютятся старинные домики - собственно, это и есть та самая старая Москва, о которой так любят с ностальгией вспоминать в последнее время.



2. «Наш дом» (1965 г., реж. В. Пронин)

Фильм Василия Пронина «Наш дом» поразительно напоминает вышедшую в том же году, но значительно более известную ленту «Дети Дон-Кихота» - в центре сюжета также находится многодетный отец в исполнении Анатолия Папанова и его сыновья. Однако при ближайшем рассмотрении бросаются в глаза существенные различия - лента Пронина намного более экспериментальная, сотканная из необычных операторских приёмов (оператором фильма выступила Эра Савельева) и монтажных решений. Закатные виды Москвы с высотки на Котельнической набережной, грузовик, мчащийся сквозь мокрый берёзовый лес, и другие поэтические зарисовки придают, в общем-то, диалоговой ленте необычайную живописность. Несмотря на то, что режиссёр Василий Пронин принадлежит к старшему поколению кинематографистов, в ленте чувствуется всё лучшее, что отличает стиль его младших коллег - Геннадия Шпаликова, Марлена Хуциева, Георгия Данелия и других. Кстати, одну из своих последних эпизодических ролей в «Нашем доме» сыграл Владимир Высоцкий - со следующего года, с выходом «Вертикали», актёр начнёт новый этап в своей кинокарьере и отныне будет играть значительно более крупные роли.



3. «Долгая счастливая жизнь» (1966 г., реж. Г. Шпаликов)

Реквием по оттепели, прощание с надеждами - так можно назвать фильм «Долгая счастливая жизнь» - единственную режиссёрскую работу самого, может быть, истинного шестидесятника Геннадия Шпаликова. Историю оборванной на полуслове любви двух случайных встречных современники восприняли в штыки, посчитав её затянутой и невыразительной, и лишь спустя десятилетия ситуация изменилась в противоположную сторону. Киноведы увидели в картине закат оттепели, а бесконечно долго проплывающая баржа в финале фильма стала символом ожидания чего-то главного, что должно случиться в жизни каждого человека, да вот случится ли? Вообще, стиль Шпаликова - и в поэзии, и в драматургии - состоит из лирических полутонов, намёков, едва передаваемых очертаний, и «Долгая счастливая жизнь» стала своеобразным воплощением этого стиля на экране. Кстати, ленту Шпаликова высоко оценил Микеланджело Антониони - и это тоже о многом говорит.



4. «День солнца и дождя» (1967 г., реж. В. Соколов)

Оттепельный фильм «День солнца и дождя» сегодня едва ли вспоминается на фоне других лент той эпохи, однако недооценивать его не стоит - школьная история, написанная Эдвардом Радзинским, на деле оказалась полным приключений путешествием по оттепельному Ленинграду, по ходу которого героям, а вместе с ними и зрителям встречаются самые неожиданные персонажи - чего стоит один Михаил Козаков, играющий самого себя в роли Мишки Япончика из оперетты Сандлера «На рассвете», или пожилая актриса, которая на поверку оказалась знакомой с Верой Холодной и Иваном Мозжухиным. Да и вообще, ленинградская оттепель - не самая частая тема в отечественном кино, и оттого лента Соколова сегодня выглядит еще более ценным свидетельством эпохи.



5. «Любить…» (1968 г., реж. М. Калик)

Буквально выдохнутый оттепелью фильм Михаила Калика «Любить…» - отличный образец зрелого киноискусства шестидесятых с шикарной джазовой музыкой Микаэла Таривердиева, красивыми женщинами и капелькой чего-то западного, несоветского. Композиционно фильм разделён на новеллы, объединённые темой любви, а между ними - документальные вставки с прохожими на московских улицах (среди которых - даже священник Александр Мень), пытающимися дать определение любви. Однако экспериментальный формат сыграл с фильмом злую шутку - по требованию советской цензуры лента была перемонтирована без ведома режиссёра, а оригинальная авторская копия реквизирована. Лишь во времена перестройки уже давно эмигрировавший Калик частично восстановил фильм, и именно эту версию мы можем увидеть сегодня.

Оригинал

Автор - Дневник киноведа.

P.S. Ещё одно моё эссе о Геннадии Шпаликове и Времени.

шестидесятые, Анатолий Папанов, оттепель, искусство, Геннадий Шпаликов, история, кино, память

Previous post Next post
Up