Смоктуновский-1970 о своих самых известных ролях

Nov 17, 2019 21:34

Продолжаем наш проект «Ноябрь - месяц Достоевского». Вступаем в его актёрскую кульминацию.



Наверное, не нужно пояснять, откуда кадр и к кому обращается Мышкин-Смоктуновский.

Иннокентий Михайлович Смоктуновский:

С момента работы над образом князя Мышкина началось моё истинное познание Достоевского и его властное вторжение в мою жизнь и во все последовавшие за Мышкиным работы, как бы различны они ни были по сути своей, характеру и времени.

Моего Гамлета во многих рецензиях называли добрым Гамлетом - это, мне кажется, верно. Доброта Гамлета была лейтмотивом всего образа, а вместе с ним и всего фильма. Хотя в Гамлете была лишь малая доля того, что составляет человеческую суть Льва Николаевича Мышкина.

Появление на свет наивного, чудаковатого честняги Деточкина в «Берегись автомобиля» было бы немыслимо без первозданной простоты, непосредственности, мудрости Льва Николаевича.

Илья Куликов из «Девяти дней одного года» многими ещё в сценарном чтиве был обозван отрицательным персонажем. Правда, подобная оценка вызывала у меня лично недоумение и сожаление.

Этот мой герой тоже возник после соприкосновения с высоким по духу и чувствам князем Мышкиным. И получился одним из самых светлых и добрых, если не самым добрым персонажем в фильме.

Сейчас некоторые склонны думать (об этом много писали), что моя актёрская индивидуальность имеет совершенно конкретную направленность: доброта, человечность. Мне не хотелось бы оспаривать это по причинам, человечески вполне понятным. Но если это и есть, то истоки этой направленности могли зародиться лишь у такого доброго и могучего родника, как творчество Достоевского.

Спектакль «Идиот» давно прошёл, но и поныне слышу ту насторожённо-взволнованную, на грани крика, тишину в зрительном зале, ту тишину, когда весь зрительный зал уходит вместе с тобой в прекрасный и добрый мир князя Мышкина.

Пока есть моя любовь к Достоевскому, пока он существует в моей жизни - я богат.

Быть может, в будущем притупится острота восприятия Достоевского, чьё-то влияние окажется ещё более сильным - может быть, я не знаю, но пока я не вижу того, кто мог бы, как он, заполнить собою и сердце и душу.

Но, если это и произойдёт, - огромная полоса жизни, освещённая его героями, останется незыблемою, светлою полосою жизни, к которой постоянно будешь возвращаться памятью и сердцем, как возвращаешься к самому дорогому, что у тебя было.

Цит. по книге « Театральный календарь на 1971 год», публикация посвящена 150-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского.
Мы уже приводили высказывания других великих актёров, Леонида Леонидова и Василия Качалова, из этой персоналии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ



Фото: istoriya-kino.ru

Иннокентий Смоктуновский, шедевр, искусство, литература, театр, осень, история, кино, память, Фёдор Достоевский

Previous post Next post
Up