«Я - от Марии». Интервью священника

Aug 06, 2019 22:02

Автор - Игорь КРАСНОВСКИЙ, «Смоленская газета».

Знаю, что этот материал будет интересен многим моим читателям (и это прекрасно!). Специально не беру его целиком - только серединку. Хочу, чтобы вы перешли по ссылке, вдумчиво прочитали весь текст, может, не раз. Возможно, сделали бы закладку… Посмотрели другие материалы этого автора.

Речь идёт о православном батюшке, что живёт в Смоленской области, в Демидовском районе. Зовут протоиерея Александр МИРОНОВ:



Для несмолян поясню. Демидов - это не исторически сложившееся название, это фамилия человека, в честь которого переименовали районный центр, бывшее Поречье. Демидов Яков Ермолаевич (1889 - 1918, прожил всего 29 лет), большевик, бывший солдат Первой мировой, награждён тремя (!) Георгиевскими крестами. Занимался установлением Советской власти в уезде - при его участии создано 450 комитетов деревенской бедноты!.. Убит мятежниками. Похоронен в братской могиле за алтарной частью церкви Успения Пресвятой Богородицы - того самого собора, где служит герой публикации «Смоленской газеты».



Фото: azbyka.ru.
Смоленщина, между прочим, является первопроходцем в таком скользком и неблагодарном деле, как переименование населённых пунктов. Спустя несколько дней после гибели революционера Поречский уездный исполком принял решение о переименовании города Поречье в город Демидов. Постановление было утверждено в Москве, и с 20 декабря 1918 года город стал называться Демидов, а Поречский уезд - Демидовским. Это переименование считается первым в послереволюционной истории России. (Вы знали об этом?) Для справки: в 1911 году всего по Поречскому уезду, включая Поречье, насчитывалось 172 596 жителей. Правда, его площадь была в два раза больше, чем сейчас - полмиллиона десятин земли. Но леса занимали 48% земельной площади.

Знаменито Поречье, носящее вот уже сто лет имя большевика, своим грандиозным храмом, при котором тот нашёл своё упокоение. Как говорят, вторым по масштабу в Смоленской области: «Отец Александр встретил нас на пороге Успенского собора города Демидова - одной из жемчужин церковной архитектуры Смоленщины. Из-за внешней красоты и величественности здания, а также из-за благолепия интерьера и богатой утвари этот храм называли «вторым собором» по отношению к смоленскому кафедральному. Заложен он был в 1852 году, построен к середине 1870-х. В 1927 году собор был закрыт и превращён в склад, а к 1970-му оказался полностью заброшен. В 1990 году храм был возвращён верующим, а возрождён - в начале 2000-х». Я тут вычитал, что до войны храм служил складом льнопродукции, после войны - соляным, потом тарным, строительным…



Итак, вот развёрнутая цитата, которая меня очаровала:

«Понятия, что Бога нет, у меня никогда и не было. В 1986 году, когда мне исполнилось 11 лет, мне подарили радиоприёмник «Океан». С этого радиоприёмника и началось моё осознанное стремление узнать больше о вере. На радиоволнах я ловил религиозные передачи. На «Русской службе Би-би-си» их вёл митрополит Антоний Сурожский, которого я очень любил слушать. На «Радио Монте-Карло» из Монако была очень интересная религиозная передача, «Голос Америки» тоже слушал. В эфире было много и сектантских передач, но я тогда ещё этого не понимал - мне нравились их песнопения, и я их наивно к нашим, православным, приравнивал. А по воскресным дням в эфире была литургия. Я только когда стал учиться в семинарии, понял, что в 9 часов утра каждое воскресенье слушал униатскую литургию, которую передавало «Радио Ватикан»...

Большую подпорку в исканиях веры мне давала… атеистическая литература. Я покупал её в книжном магазине, там даже был специальный отдел, и брал в библиотеке. Из неё и черпал нужную информацию. Но - по-своему. Скажем, там написано: «Якобы Христос воскрес», а я знал, что Он Воскрес. И если переписывал к себе в тетрадку цитату из атеистической книжки, то так и писал, без «якобы». Жития святых - то же самое: написано «по легенде, говорят, что он якобы жил в таком-то веке», а я знал, что он действительно жил. Без всяких «по легенде» и «якобы». И с описанием икон так же знакомился.

- А храм когда начали самостоятельно посещать?
- Храм я начал посещать постоянно и осознанно только с 1989 года. Получилось это так. На одной из религиозных радиостанций, кажется, «Радио Монте-Карло», передавали перечень документов, необходимых для поступления в духовную семинарию, и какие молитвы надо знать. Там я услышал, что обязательно нужна рекомендация священника. Задумался, как мне её получить. Пришёл в Покровский храм, кажется, в июле. Священник в тот момент совершал Крещение, а я, ожидая его, увидел в лавке книгу «Каноник», она стоила 50 рублей, по тем временам - большие деньги. Но я, как и все дети, собирал денежки, так что её на свою заначку и купил. Продавец церковной лавки Мария Мартыновна (потом мы с ней познакомились) меня, ребёнка 14 лет спрашивает: «А ты умеешь читать?» Я говорю: «Умею!» Сказал, не думая, что книга-то на церковнославянском. Ну, говорит мне, прочти! Она открыла книгу, и я, никогда не читавший по-старославянски, начал читать вслух. По наитию! Помню, это был 102-й псалом, которым начинается вечернее богослужение: «Благослови, душе моя, Господа, благословен еси Господи». Прочёл ей на церковнославянском весь псалом! Она мне, немало удивившись: «Мальчик, а ты демидовский? У нас же такой батюшка хороший, приходи к нему!» И даёт мне распечатки молитв - «Верую», «Отче наш» и «Да воскреснет Бог». Последние две я знал, а вот «Верую» - нет. Пришёл домой и думаю: ой, мне ж нельзя идти к священнику, пока не выучу «Верую». Выучил и пришёл на 12 июля, на Петра и Павла, на богослужение. А Мария Мартыновна меня увидела и говорит: «Ой, ты ж меня так подвёл! Я ж батюшке сказала про тебя, мы тебя ждали целый вечер и на следующий день…» Я - ей: «Вы ж мне сказали молитву «Верую» выучить. Она говорит: «Нет, просто дала тебе для ознакомления». Словом, отправила она меня на исповедь и говорит, как сейчас помню: «Подойдёшь к священнику и скажешь: «Я - от Марии». Подхожу к священнику, это теперь епископ Сергий (Зятьков) и говорю: «Я - от Марии». Он: «Что?!» Повторяю: «Я - от Марии!» И тут он наконец-то понимает, что к чему, что я не шучу, что я - не от Девы Марии, а от Марии Мартыновны… Он начал мне что-то говорить о Святом Причастии, об Исповеди. Отвечаю ему, что я всё это знаю, что Причастие - это Тело и Кровь Иисуса Христа. Он отпустил мне какие-то мои мальчишеские грехи... И вот после этого, с 12 июля 1989 года, я стал самостоятельно посещать храм.

Конфликт с родителями и игра в конспирацию

- А как родители отнеслись к этому вашему поступку?
- Родители до поры до времени о том, что я стал ходить на службы, не знали. Но, конечно, для нашего маленького городка это была диковинка, многие специально стали в храм заходить посмотреть, что это за особенный такой ребёнок. И когда наконец-то узнали родители, это был очень серьёзный конфликт. Они и к классному руководителю обращались, чтобы она уговорила меня не посещать храм. И в райком партии ходили. И обвиняли отца Сергия, теперь - епископа Вяземского и Гагаринского, в том, что он якобы гипнозом заманил меня в церковь. Стали меня дома закрывать, в храм не пускали, следили за мной, так что приходилось тогда бывать на богослужениях урывками…

- И с отцом Сергием, наверное, пришлось прервать общение?
- Общение с отцом Сергием вообще стало похоже на детектив. Дочь певчей нашего храма передавала мне записки от священника. Отец Сергий мне что-то писал, какие-то наставления, давал это в конверте певчей, певчая - своей дочери, а дочь в школе на перемене, пробегая мимо, где-то за уголком тайно передавала мне этот таинственный конверт, а я уже на следующий день писал ответ. Мне, мальчишке, даже в чём-то нравилась эта игра в конспирацию. Иногда удавалось дома говорить, что я пойду в библиотеку, а сам бежал в храм…

- Да, в непростой ситуации вы тогда оказались, можно было и сломаться…
- Но и родителям со мной тоже было непросто. А со второй половины 90-х годов пошла оттепель. И они поняли и приняли меня таким, какой я есть. Поняли, что вера в Бога - это действительно моё убеждение и я от неё не отступлюсь. Потом уже многие их друзья даже говорили, что они должны радоваться сыну, который не с бандитами, не с ворами, не с пьяницами, а в храме. И с той поры всё в наших отношениях наладилось, я продолжил спокойно посещать храм.

Реферат по астрономии и… записка о поминовении

- А в школе к вашей вере поменялось со временем отношение?
- Поначалу учителя на первом уроке в понедельник меня специально к доске вызывали. А я, конечно, был не очень хорошо подготовлен, поскольку в воскресенье помогал вести воскресную школу при храме. И учителя, разумеется, журили меня. Но постепенно и они со мной смирились. Даже стали советоваться в вопросах веры. Убирали как-то классы, классная руководительница Алла Яковлевна Ильинская меня и спрашивает невзначай: «Саша, а как мне покреститься?» Я ей подробно всё рассказал.

Очень интересной была сдача выпускных экзаменов. По астрономии сначала писали реферат, а сдача экзамена выпадала на Троицкую родительскую субботу. А я так хочу в храм! К тому времени я уже прислуживал в алтаре, отец Сергий благословил меня пономарить. Думаю: как же они там без меня справятся, ведь столько записок о поминовении нужно читать! Переживаю. И вдруг Лидия Гавриловна Шаманская, 90-летие которой мы отметили в этом году, подзывает и говорит: «Миронов, зайдите в лаборантскую!» Захожу, у неё в руках листок, и она мне говорит: «Так, Миронов, реферат ты написал хорошо, ставлю тебе «пятёрку». Всё, иди, помолись за Петра и Гавриила!» Как сейчас помню эти имена: Пётр - это её муж усопший, а Гавриил - отец.



Так было ещё недавно...
Я, конечно, воспользовался такой возможностью, а потом и вовсе решил, что у меня есть хороший повод, чтобы отпустили с экзаменов. Тем более что следующий экзамен, по литературе, как раз поставили на Троицу. Подхожу к учителю литературы Раисе Александровне Моисеенковой и говорю: «Раиса Александровна, завтра такой большой праздник, в храме не справятся без меня, можно мне сдать в другой день?» Это - выпускные экзамены за 11-й класс, представляете? Она разрешила: «Хорошо, придёшь во вторник к 11 часам». Пришёл, вытащил билет, готовлюсь, даже в шпаргалке что-то смог подсмотреть. Начал отвечать билет, а она говорит: «Ладно, вот как это ты пойдёшь в семинарию учиться, расскажи? Ты бы лучше пошёл в институт!» То есть тоже завела разговор на религиозную тему.

А обществознание когда сдавал, комиссия была большая. Ирина Ивановна Корчагова её возглавляла, историк. Кафедра была на возвышении - всё так строго, торжественно. И опять началось с вопросов по обществознанию, а затем - как надо крестить, что нужно приносить для крещения, а когда усопший умирает, как там душа, что с ней происходит?.. Такие вот вопросы, которые и им самим были интересны.

Ещё я часто вспоминаю урок истории, который вёл Виктор Самедович Рагимов. Он нам что-то по теме рассказывал, рассказывал, а потом вдруг прервался и начал с восторгом говорить о своих впечатлениях от крестного хода, который был у нас в 1988 году на 1000-летие Крещения Руси, как его возглавлял приехавший по этому случаю в Демидов владыка Кирилл - будущий Патриарх, о концерте архиерейского хора в местном Доме культуры.

Те торжества мне и самому запали в душу. Это было замечательно! Но случился и маленький конфуз, когда на торжественном мероприятии председатель райисполкома сказал: «А теперь слово предоставляется товарищу Кириллу!» И это тоже по-доброму осталось в памяти с того времени…

Не могу не сказать и о Вере Андреевне Поклоновой. Она первая у нас в районе стала преподавать основы православной культуры и, хотя тогда я сам ещё был учеником школы, советовалась со мной по предмету.

Я искренне очень рад, что со всеми школьными учителями у меня по-прежнему прекрасные отношения.

- А с одноклассниками, другими учениками как складывались отношения?
- Нормально. В комсомол я уже не вступил по религиозным убеждениям. Но мне удалось моего одноклассника и комсорга школы… сагитировать креститься. Он хотел поступать в физинститут, а мне удалось сагитировать его в духовную семинарию. Он стал священнослужителем. Это протоиерей Виталий Сладков, настоятель Десногорского храма. Мы вместе поступили в духовную семинарию, что было очень диковинно тогда: во-первых, чтобы комсорг ушёл в семинарию, необычно; во-вторых, его мать была у нас в школе преподавателем начальных классов.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор). Фотография сделана 14 октября 1941 года.
Источник: sobory.ru.

О духовных наставниках

- Расскажите о ваших первых наставниках в Церкви…
- Как священнослужителю путёвку в жизнь мне дал отец Сергий, теперь - епископ Вяземский и Гагаринский Сергий (Зятьков), которому выпало духовное возрождение нашего края. Я видел его ревностное служение, брал с него пример. Это он благословил меня поступать в семинарию. И я очень ему благодарен за ту поддержку, науку и советы, которые он мне давал.

С теплом в душе и благодарностью всегда вспоминаю и потомственного священнослужителя протоиерея Владимира Медведкова - он служил в Благовещенской церкви Демидова. Я к нему ходил. Как раз перед его смертью, - он тяжело болел, - я был у него, и он мне передал свои старинные книги, облачение и дал мне тоже очень много духовных наставлений.

Когда я уже учился в семинарии, стал иподьяконом митрополита Кирилла и с ним проехал практически по всем приходам тогда Смоленско-Калининградской епархии. Удивительно его служение! Безусловно, он тоже сыграл очень большую роль в моём духовном становлении и желании быть священником. Когда в Смоленске в драмтеатре отмечалось 20-летие его служения, люди говорили о его заслугах и больших делах, он вышел на сцену и сказал только два слова: «Всё это я сделал для России и для Церкви». Я по сей день помню даже интонацию его голоса, как это было сказано. Эти слова запали мне в душу, что и я должен нести своё служение для славы России и для Церкви Христовой.



Архипастырское богослужение в Успенском соборе Демидова, 29 августа 2018 года. Фото Елены Климкиной, источник: благо-демидов.рф. (Причины осыпания штукатурки детально разъяснены в оригинальной публикации - см. ссылку внизу.)

До 11-го класса…

- Чем можно привлечь молодёжь в провинции к церкви? Не получится ли так, что в храмах останутся только бабушки?
- Наша молодёжь, к сожалению, в возрасте только до 11-го класса, её всё меньше и меньше. Конечно, есть ребята, которые после школы остаются, но многие, к сожалению, уходят к вам в Смоленск учиться. Или в столицы. И они не возвращаются. Они приезжают сюда только в отпуск или к родителям на выходные. Приехали и уехали. Так что молодёжи у нас почти нет. Да, есть сельскохозяйственный техникум, но там трудная молодёжь: дети-сироты, дети из неблагополучных семей. Мы, конечно, с ними работаем. Хотя, честно говоря, это трудно. Приходишь на общение, и нужно так тонко найти к ним нить, чтобы они даже просто не шумели, а слушали тебя и понимали…

Прихожане старшего возраста - люди самоорганизованные. Бомжей у нас, слава Богу, нет. А вот уход за больными - тема актуальная. У нас есть прихожане, которые взяли над больными патронатную помощь и их посещают. Прихожане даже не будут докладывать батюшке, что кому-то в чём-то помогли. Собрались, поехали, сделали. Они понимают, что это их человеческий долг. И никогда нет такого, чтобы потом разнести об этом на всю округу. А вот молодёжь...

Может, возраст у них такой, о котором говорят: кто не перебесится в молодости, в старости сойдёт с ума... Они ж у меня на глазах все вырастают. Вспоминаю такой случай. Когда я стал священником, была у нас молодёжь, которая увлекалась какой-то смесью рок-музыки с сатанизмом. Когда я шёл по городу, они специально включали в магнитофонах на полную мощность сильнейший рок. Даже какие-то бумажки или окурки подбрасывали к храму и моему дому. Это было очень давно, 1998-й год. И вот прошло время, они являются крестить в храм своих детей или как крёстные. Им теперь даже немножко неудобно за те юношеские проделки. Они подходят ко мне и говорят: «Извините, это по молодости было, глупые были!» То есть они всё-таки с возрастом приходят к Богу.

Я три или четыре года проработал в Заборьевской школе, преподавал основы православной культуры как священник, выезжал туда раз в неделю. И вот эти дети выросли. И сами стали приходить в храм, спрашивать, кому из святых помолиться, чтобы родился ребёнок, чтобы создать семью. Очень важно преподавать с душой основы православной культуры!

Помню, как-то перед Рождеством предложил: дети, давайте вы напишете письма к Богу. Вы не представляете, какие это письма получились, у меня они до сих пор хранятся. Был поражён ими до слёз! Грешным делом думал, что они будут просить магнитофон или велосипед. Ничего такого не было, ни в одном письме! Знаете, о чём они просили? «Прошу, Боженька, чтобы моя мама не пила больше водку! Чтоб с папой они никогда не дрались!..» Кто-то писал, что ему не надо подарок, а надо его сестрёнке или братишке, чтобы купили обувь, потому что у них нет. То есть хорошие, чистые души раскрылись через эти письма.

А ещё, конечно, такая особенность возраста у подростков, когда они все горделивые, независимые, но это, поверьте, во многом напускная бравада. А души у них совсем другие, открытые к Богу. Я живу возле храма, и в окно мне видно, как иногда идёт мимо храма парень из таких вот гордецов, оглянется вокруг и, если видит, что никого нет, остановится, перекрестится быстро на икону, на храм, поклонится - и бежать, думая, что его никто не заметил. А через пару дней я его где-нибудь специально зацеплю разговором, и он мне опять будет говорить: «Да что там храм, да зачем это носить крест!» А я специально с ним разговор завёл, зная, что душа-то у него православная. Ну а что свою независимость хочет доказать, так через это мы все проходили…

Или вот вам ещё аргумент за молодёжь. Был как-то у нас сильный ураган, и на храме упал крест. Так ведь именно молодёжь его снимать помогала, а потом - водружать на место. Организовал их на это доброе дело преподаватель физкультуры Геннадий Иванович Попов. Он с ребятами, которые занимаются спортом, очень помог тогда нашему приходу.

То есть молодёжный максимализм - сложная штука. Главное, чтоб в этом возрасте у них был рядом тот человек, кто сумел бы и выслушать, и объяснить, и на путь истинный наставить. И здесь, конечно, роль Церкви, роль людей воцерковлённых, способных передать молодёжи отеческую мораль и культуру, необычайно важна».



Фото: sobory.ru.

Оригинал - Игорь КРАСНОВСКИЙ «Народный батюшка».

Портрет Александра Миронова: «Смоленская газета».

"Смоленская газета", Демидовский район, Россия, самое главное, радио, жизнь, общество, магнитофон, музыка, тронуло, Игорь Красновский, Смоленская область, история, память

Previous post Next post
Up