24 кадра правды в секунду. Интервью монтажёра Белоусовой

Jun 28, 2019 04:10



"Легенда о Тиле", 1976.

Этот совершенно неожиданный материал родился благодаря Интернету. Не секрет, XXI век даёт новые возможности для коммуникаций. Знакомство с замечательной собеседницей произошло в «Фейсбуке». Оказалось, что она много лет проработала монтажёром в кино, да не где-нибудь, а на главной студии страны - на «Мосфильме»! Мы решили, что было бы непростительной расточительностью не поговорить с представителем уникальной кинематографической профессии. Тем более что сейчас, с бурным распространением любительского видео, азы монтажа осваивают многие.



Итак, наша собеседница - Татьяна БЕЛОУСОВА. Она работала, в частности, над такими известными фильмами, как «Легенда о Тиле», « Начни сначала», «Два часа с бардами» (ТВ, в кинопрокате - «Барды»), «Московская элегия» (Сокуров - об Андрее Тарковском), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (сериал)...

- Татьяна Владимировна, давайте начнём с прямого, жёсткого вопроса. Что является самым сложным в работе монтажёра?
- Чтобы монтаж не мешал общему восприятию фильма. Существует понятие «замонтировано»: когда возникает слишком много раздражения от склеек, переходов ненужных, от одного ракурса на другой. Существует внутрикадровый ритм, а также ритм, созданный монтажом. Очень аккуратно надо к этому относиться.



"Легенда о Тиле", 1976.

- Какой была иерархия в годы вашей работы? Кто по должности являлся вашим непосредственным начальником?
- ГОСКИНО являлось главным, потом, конечно, руководство киностудии. Раньше существовали цеха: гримёрный, костюмерный, постановочный, монтажный, операторский и другие. Кинофабрика была огромной! Начальник монтажного цеха был непосредственно мой начальник, он давал согласие на прикрепления к картине.
Обучение монтажёра было поразрядное: сначала монтажница-ученица, потом - с первого по шестой разряды. Постепенно, с приобретёнными навыками: работа по подборке озвучания, подкладка шумов, музыки. Самостоятельно монтировать рекламные ролики, монтировать отдельные эпизоды… Школа была жёсткая, немногие становились монтажёрами. Суровая конкуренция, и не всё было честно. Ну, не буду о грустном.

- Как в советском кинопроизводстве распределялись обязанности, которые сейчас выполняет продюсер картины?
- Конечно, у нас продюсерское кино - это не то, что на Западе… Самое главное - достать деньги на производство картины. Обычно берут ссуду у банков, плюс государство помогает, а также спонсоры…
Знаете, сейчас очень много развелось директоров: линейный, креативный и так далее. По сути, вся эта компания людей, стоящая в титрах, это администрация, не влияющая на творческий процесс в создании фильма! Раньше директор картины занимался по сути тем же: доставал деньги. Но деньги он получал от государства, и в титрах он был написан один. Заместителей у него было поменьше, и в титрах они не стояли.



"Начни сначала", 1985.

- Как выстраивались ваши отношения с режиссёрами?
- По-разному. Когда режиссёр видел, что вы преданы своему делу и соображаете, отношения складывались, а иногда - попадались не очень приятные люди. Хорошо, что картина заканчивалась... Можно с облегчением вздохнуть, что больше не встретишься.

- Почему вы выбрали профессию монтажёра? Ведь она не самая романтическая в кинематографе…
- Профессия монтажёра - самая интересная, сугубо киношная. Сам процесс созидания - очень творческий и интересный. Я попала ученицей к режиссёру по монтажу Татьяне Сергеевне Лихачёвой, которая преподавала на Высших режиссёрских курсах. Я увлеклась профессией - это заслуга моего учителя, она давала самостоятельно монтировать и спрашивала строго. К большому сожалению, многие не знают законов монтажа, и учить некому. «Липкое» внимание, правая сторона экрана привлекает больше, как монтируются бои, что такое «потенциальная пауза»? В кино много законов, которые нужно знать!
A самое главное, КИНО - ЭТО ПРАВДА! Так и напишите - большими буквами. Правда - 24 кадра в секунду (сейчас уже 25 кадров в секунду). Вообще, желательно думать, что делаешь и как!!!



"Начни сначала", 1985.

- Интересно. А что такое «липкое» внимание и «потенциальная пауза»?
- «Липкое» внимание - это когда зритель своё внимание переводит с важного действия в кадре на что-то второстепенное, мало значащее для этой сцены. Так случается, если в кадре, к примеру, ребёнок или животное. Неизменно привлекает внимание зрителей всё что движется или яркого цвета. Соответственно, отвлекает от происходящих событий, ради которых старались режиссёр и актёры. Поэтому надо контролировать процесс так, чтобы зритель следил за сценой, а не разглядывал детали. «Потенциальная пауза» - это пауза, составленная из отдельных планов, к примеру, реакции собеседников в разговоре. Она используется для развития ситуации в дальнейшем. Скажем, это пауза, которая усиливает нелепость или значимость разговора героев.

- Ваши любимые кинокартины, как зрительницы?
- Очень люблю «Собачье сердце», «Собака на сене», «Я шагаю по Москве», «Не горюй», «Зеркало», «Весь этот джаз», «Однажды в Америке»…

- Что для вас было самым тяжёлым в работе?
- Непонимание: делаешь так, как положено, с усердием, а это, к сожалению, не всегда понимают.

- Какое открытие стало неприятным в мире кино?
- Зависимость от очень самоуверенных и далеко не образованных людей.



"Начни сначала", 1985.

- От чего вы бы хотели предостеречь молодых людей, идущих в кинематограф?
- Не стройте иллюзий: даже если вы талантливы, неизвестно, как вы будете пробираться по карьерной лестнице.

- Что доставляло наибольшую радость в профессии?
- Конечно, победа. Тебе приносят фильмы, которые надо перемонтировать, так как они лежат на полке: вроде и сценарий был хороший, и актёры сыграли хорошо, а фильм не получился. Вот и придумываешь - как бы заново - сценарий, переставляешь эпизоды, сокращаешь или удлиняешь сцены… В этот момент я чувствую себя доктором. Мучений много, но победа того стоит!



"Воспоминания о Шерлоке Холмсе", перемонтированный (!) сериал, 2000.

- Вы себя считаете счастливым человеком?
- Я, думаю, что счастливых людей нет, а впрочем, это дети.

- Кто из «звёзд экрана» произвёл на вас благоприятное впечатление? Из режиссёров?
- Ну, конечно, Иннокентий Михайлович Смоктуновский, Евгений Павлович Леонов, Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова, Михаил Абрамович Швейцер, София Абрамовна Милькина…



"Воспоминания о Шерлоке Холмсе", перемонтированный Белоусовой сериал, 2000.

- Расскажите, пожалуйста, смешной случай из вашей карьеры.
- Принимали продюсеры три части (тридцать минут) материала. Для утверждения денег на полный метр. Ну, конечно, звук черновой. А по сюжету появляются волки - две чахлые собаки, на них без слёз не взглянешь. И кто-то кричал: «Волки!!!» Обоз с лошадьми от потрясения уезжал со скоростью света. (Ну, конечно, видя этих чахлых собак, никто никуда не двинулся бы.) В просмотровый зал пришла комиссия во главе с дамой среднего возраста, она почему-то села около меня. Я сидела за пультом. Я замечталась и не успела сделать реплики потише, и возглас «волки» был такой громкий, что женщина вскрикнула от неожиданности: «Господи!!!» И перекрестилась. Денег дали на съёмки полного метра!



"Начни сначала", 1985.

Опубликовано в газете «МК в Смоленске», выпуск за 19 - 26 июня 2019 г.
Здесь - с дополнением.

Фото: кадры из фильмов, над которыми работала монтажёр Татьяна БЕЛОУСОВА («Мосфильм»).
Источник: портал kino-teatr.ru.

ПРИПИСКА от 22 июля 2019 г.

ГОТОВИМ К ПУБЛИКАЦИИ «ПРОБНЫЙ ШАР» ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ. СЛЕДИТЕ ЗА ЛЕНТОЙ!

ПРИПИСКА от 25 июля 2019 г.

ПОДГОТОВИЛИ, ЧИТАЙТЕ!!



Евгений Леонов, друзья, "Фейсбук", "Мосфильм", Татьяна Белоусова, кино, искусство

Previous post Next post
Up