"Легенда о Тиле", 1976.
Этот совершенно неожиданный материал родился благодаря Интернету. Не секрет, XXI век даёт новые возможности для коммуникаций. Знакомство с замечательной собеседницей произошло в «Фейсбуке». Оказалось, что она много лет проработала монтажёром в кино, да не где-нибудь, а на главной студии страны - на «Мосфильме»! Мы решили, что было бы непростительной расточительностью не поговорить с представителем уникальной кинематографической профессии. Тем более что сейчас, с бурным распространением любительского видео, азы монтажа осваивают многие.
Итак, наша собеседница - Татьяна БЕЛОУСОВА. Она работала, в частности, над такими известными фильмами, как «Легенда о Тиле», «
Начни сначала», «Два часа с бардами» (ТВ, в кинопрокате - «Барды»), «Московская элегия» (Сокуров - об Андрее Тарковском), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (сериал)...
- Татьяна Владимировна, давайте начнём с прямого, жёсткого вопроса. Что является самым сложным в работе монтажёра?
- Чтобы монтаж не мешал общему восприятию фильма. Существует понятие «замонтировано»: когда возникает слишком много раздражения от склеек, переходов ненужных, от одного ракурса на другой. Существует внутрикадровый ритм, а также ритм, созданный монтажом. Очень аккуратно надо к этому относиться.
"Легенда о Тиле", 1976.
- Какой была иерархия в годы вашей работы? Кто по должности являлся вашим непосредственным начальником?
- ГОСКИНО являлось главным, потом, конечно, руководство киностудии. Раньше существовали цеха: гримёрный, костюмерный, постановочный, монтажный, операторский и другие. Кинофабрика была огромной! Начальник монтажного цеха был непосредственно мой начальник, он давал согласие на прикрепления к картине.
Обучение монтажёра было поразрядное: сначала монтажница-ученица, потом - с первого по шестой разряды. Постепенно, с приобретёнными навыками: работа по подборке озвучания, подкладка шумов, музыки. Самостоятельно монтировать рекламные ролики, монтировать отдельные эпизоды… Школа была жёсткая, немногие становились монтажёрами. Суровая конкуренция, и не всё было честно. Ну, не буду о грустном.
- Как в советском кинопроизводстве распределялись обязанности, которые сейчас выполняет продюсер картины?
- Конечно, у нас продюсерское кино - это не то, что на Западе… Самое главное - достать деньги на производство картины. Обычно берут ссуду у банков, плюс государство помогает, а также спонсоры…
Знаете, сейчас очень много развелось директоров: линейный, креативный и так далее. По сути, вся эта компания людей, стоящая в титрах, это администрация, не влияющая на творческий процесс в создании фильма! Раньше директор картины занимался по сути тем же: доставал деньги. Но деньги он получал от государства, и в титрах он был написан один. Заместителей у него было поменьше, и в титрах они не стояли.
"Начни сначала", 1985.
- Как выстраивались ваши отношения с режиссёрами?
- По-разному. Когда режиссёр видел, что вы преданы своему делу и соображаете, отношения складывались, а иногда - попадались не очень приятные люди. Хорошо, что картина заканчивалась... Можно с облегчением вздохнуть, что больше не встретишься.
- Почему вы выбрали профессию монтажёра? Ведь она не самая романтическая в кинематографе…
- Профессия монтажёра - самая интересная, сугубо киношная. Сам процесс созидания - очень творческий и интересный. Я попала ученицей к режиссёру по монтажу Татьяне Сергеевне Лихачёвой, которая преподавала на Высших режиссёрских курсах. Я увлеклась профессией - это заслуга моего учителя, она давала самостоятельно монтировать и спрашивала строго. К большому сожалению, многие не знают законов монтажа, и учить некому. «Липкое» внимание, правая сторона экрана привлекает больше, как монтируются бои, что такое «потенциальная пауза»? В кино много законов, которые нужно знать!
A самое главное, КИНО - ЭТО ПРАВДА! Так и напишите - большими буквами. Правда - 24 кадра в секунду (сейчас уже 25 кадров в секунду). Вообще, желательно думать, что делаешь и как!!!
"Начни сначала", 1985.
- Интересно. А что такое «липкое» внимание и «потенциальная пауза»?
- «Липкое» внимание - это когда зритель своё внимание переводит с важного действия в кадре на что-то второстепенное, мало значащее для этой сцены. Так случается, если в кадре, к примеру, ребёнок или животное. Неизменно привлекает внимание зрителей всё что движется или яркого цвета. Соответственно, отвлекает от происходящих событий, ради которых старались режиссёр и актёры. Поэтому надо контролировать процесс так, чтобы зритель следил за сценой, а не разглядывал детали. «Потенциальная пауза» - это пауза, составленная из отдельных планов, к примеру, реакции собеседников в разговоре. Она используется для развития ситуации в дальнейшем. Скажем, это пауза, которая усиливает нелепость или значимость разговора героев.
- Ваши любимые кинокартины, как зрительницы?
- Очень люблю «Собачье сердце», «Собака на сене», «Я шагаю по Москве», «Не горюй», «Зеркало», «Весь этот джаз», «Однажды в Америке»…
- Что для вас было самым тяжёлым в работе?
- Непонимание: делаешь так, как положено, с усердием, а это, к сожалению, не всегда понимают.
- Какое открытие стало неприятным в мире кино?
- Зависимость от очень самоуверенных и далеко не образованных людей.
"Начни сначала", 1985.
- От чего вы бы хотели предостеречь молодых людей, идущих в кинематограф?
- Не стройте иллюзий: даже если вы талантливы, неизвестно, как вы будете пробираться по карьерной лестнице.
- Что доставляло наибольшую радость в профессии?
- Конечно, победа. Тебе приносят фильмы, которые надо перемонтировать, так как они лежат на полке: вроде и сценарий был хороший, и актёры сыграли хорошо, а фильм не получился. Вот и придумываешь - как бы заново - сценарий, переставляешь эпизоды, сокращаешь или удлиняешь сцены… В этот момент я чувствую себя доктором. Мучений много, но победа того стоит!
"Воспоминания о Шерлоке Холмсе", перемонтированный (!) сериал, 2000.
- Вы себя считаете счастливым человеком?
- Я, думаю, что счастливых людей нет, а впрочем, это дети.
- Кто из «звёзд экрана» произвёл на вас благоприятное впечатление? Из режиссёров?
- Ну, конечно, Иннокентий Михайлович Смоктуновский, Евгений Павлович Леонов, Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова, Михаил Абрамович Швейцер, София Абрамовна Милькина…
"Воспоминания о Шерлоке Холмсе", перемонтированный Белоусовой сериал, 2000.
- Расскажите, пожалуйста, смешной случай из вашей карьеры.
- Принимали продюсеры три части (тридцать минут) материала. Для утверждения денег на полный метр. Ну, конечно, звук черновой. А по сюжету появляются волки - две чахлые собаки, на них без слёз не взглянешь. И кто-то кричал: «Волки!!!» Обоз с лошадьми от потрясения уезжал со скоростью света. (Ну, конечно, видя этих чахлых собак, никто никуда не двинулся бы.) В просмотровый зал пришла комиссия во главе с дамой среднего возраста, она почему-то села около меня. Я сидела за пультом. Я замечталась и не успела сделать реплики потише, и возглас «волки» был такой громкий, что женщина вскрикнула от неожиданности: «Господи!!!» И перекрестилась. Денег дали на съёмки полного метра!
"Начни сначала", 1985.
Опубликовано в газете «МК в Смоленске», выпуск за 19 - 26 июня 2019 г.
Здесь - с дополнением.
Фото: кадры из фильмов, над которыми работала монтажёр Татьяна БЕЛОУСОВА («Мосфильм»).
Источник: портал kino-teatr.ru.
ПРИПИСКА от 22 июля 2019 г.
ГОТОВИМ К ПУБЛИКАЦИИ «ПРОБНЫЙ ШАР» ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ. СЛЕДИТЕ ЗА ЛЕНТОЙ!
ПРИПИСКА от 25 июля 2019 г.
ПОДГОТОВИЛИ,
ЧИТАЙТЕ!!