ПРАЗДНИЧНАЯ ПЕРЕПЕЧАТКА
«Люберецкая газета», 20 января 2017 года
Татьяна БОЖОК: «Я очень люблю играть с детьми»
Хрупкая обаятельная актриса с большими и немного грустными глазами запала в душу нашим читателям уже с первого её появления на экранах. Да, судьба многих её киногероинь не всегда счастливая, а любовь часто не взаимная. Но девушка не унывала и не отчаивалась, хотя в её глазах отражались то внутренние переживания, то надежда, что она всё-таки встретит своего единственного и долгожданного. И встретила. И не только в кино, но и в жизни.
Сегодня у меня в гостях замечательная актриса Татьяна Божок. На встречи с журналистами она не соглашается, в телевизионных ток-шоу не участвует. Из кино тоже ушла, хотя хочется верить, что ещё вернётся и порадует нас новыми ролями.
Завтра актриса будет принимать поздравления с юбилеем. А в качестве ценного подарка - для читателей «ЛГ», а не для себя - она согласилась на интервью.
- Татьяна, Вашим дебютом в кино стала картина Виктора Титова «Каждый день доктора Калинниковой», Вы сыграли одну из её пациенток. Если реально смотреть на всё происходящее в «экспериментальной» для того времени больнице, то, по сути, врач, делавшая Вашей героине операцию по удлинению ноги, рисковала её здоровьем. Точнее, его ухудшением. А чем в жизни приходилось рисковать Вам?
- Несколько раз я разнимала незнакомых дерущихся мужчин, просто под воздействием порыва. И мне везло - обе стороны пугались. (Улыбается.) И во время этой паузы я пыталась что-то придумать и сказать. Но я не рисковая и лишний раз стараюсь не рисковать, ведь не война же.
- Порой, ученики обижаются на своих учителей - то за поставленную двойку за несделанное домашнее задание, то за очередное замечание и шалости на уроке. Вам не раз приходилась играть обаятельных учительниц и в художественных фильмах, и в короткометражках, как, например, в юмористическом киножурнале «Фитиль». Честно скажу, милее учителей я не видел на экране. Никогда не думали о педагогической карьере?
- Окончив 10-й класс, я сразу попала в добор на 2-й курс мастерской Сергея Фёдоровича Бондарчука после съёмок в картине «Они сражались за Родину». Из-за них я пропустила все экзамены: и выпускные, и в институты, так что даже не успела подумать о выборе. Зато прекрасной учительницей стала старшая сестра Лида, в школе преподаёт и мой муж Сергей. Поэтому профессия мне эта близка, люблю её и уважаю. А если помечтать, то, наверное, хотела бы я быть воспитательницей, потому что очень люблю играть с детьми.
Кстати, Лидочка живёт в Челябинской области - в молодости она уехала на Сахалин на практику от института, влюбилась и… потеряла московскую прописку. Она старше меня почти на 20 лет, мы с её дочкой Леной сёстры-подруги. Лида пишет на английском языке стихи. И один из её сборников, к слову, стоит на книжной полке у Билла Клинтона и в библиотеке Маргарет Тэтчер.
Вторая моя сестра Ниночка проводит акцию «Ночь в библиотеке» в Нижнем Новгороде, а наш брат Владимир играет и поёт в Царицынском центре социального обслуживания в Москве - радует и старых, и малых.
- А кого Вы считаете своим учителем жизни и учителем в кино?
- Старшеклассницей я ходила в студию юного актёра на Шаболовке. И всему, что случилось со мной потом - обязана только педагогам этой студии: Маргарите Константиновне Злобиной и Ваграму Борисовичу Кеворкову. Первый раз, к своему стыду, пытаюсь их поблагодарить. Конечно, считаю своим главным учителем Сергея Фёдоровича Бондарчука, человека такой широкой и глубокой души, и своего второго педагога Андрея Алексеевича Петрова. Однако актёрской свободе, любви к репетициям, ролям в театре я обязана тогдашнему режиссёру Театра-студии киноактёра Виктору Максимовичу Стрижеву. Каждого актёра, встретившегося мне в жизни, я хотела бы считать своим учителем, великие мастера прошлого столетия умели быть добрыми. Андрей Александрович Миронов показывал мне, как носить боа, с Георгием Ивановичем Бурковым мы дважды вместе снимались в кино, разговаривали с ним и о работе, и о жизни. Я очень привязалась душой к Леониду Вячеславовичу Куравлёву и Вячеславу Михайловичу Невинному. Они такие простые и родные. Самым удивительным было знакомство с Юрием Владимировичем Никулиным. Во время съёмок мы жили на корабле, а из детей, правда взрослых, нас было двое - Андрей Ростоцкий и я. И каждый вечер Никулин ходил с нами жечь костёр и варить сгущёнку. Наверное, он скучал по своему сыну.
- Давно ничего не было слышно о Стрижеве. Как он поживает?
- Я до сих пор поддерживаю с ним и его супругой отношения. Виктор Максимович не очень хорошо себя чувствует и сейчас редко подходит к телефону. Как хочу, чтобы у него ничего не болело!
- Вспоминаю кадры из детского художественного фильма «Осторожно - Василёк!», когда Вы, совсем юная учительница нулевого класса, пришли с директором школы, воспитательницей детского сада и малышами на экскурсию в колхоз, куда каждое лето приезжали старшеклассники в трудовой лагерь. Так во времена СССР было всегда. Вспомните свои летние каникулы, как Вы их проводили? И приходилось ли Вам, коренной москвичке, работать в трудовых лагерях?
- В детстве я ездила в пионерские лагеря, была там как счастлива, так и несчастна. Счастлива - потому что все мы были очень маленькими и всю дорогу играли. А через несколько лет попала в группу с ребятами постарше… с разборками, судами и обвинениями. И была так несчастна! Целый месяц каждый день.
Уже будучи постарше была в лагере комсомольского актива, где было весело и дружно, здесь мы трудились изо всех сил, только вот не могу вспомнить, картошку мы убирали или свёклу. (Смеётся). Зато помню этих замечательных ребят и вожатую Надежду и жалею, что нельзя встретиться снова.
- С развалом СССР многие наши любимые и популярные в советские годы киноактёры остались не у дел. Одних спасала работа в театре, другие ушли в бизнес - кто-то удачно, кто-то нет. Вас на тот момент поддержала семья и работа над дубляжом художественных картин и мультфильмов. Почему не сложилась Ваша театральная судьба?
- Я играла в Театре киноактёра и была там счастлива десять прекрасных лет. В моей памяти остались замечательные спектакли: «Полынь» по пьесе М. Варфоломеева, в этой постановке я выходила на сцену с Тамарой Совчи, Владимиром Протасенко, Ниной Зорской, Ниной Зоткиной и Сергеем Головановым. В шекспировской «Комедии ошибок» играла с Татьяной Конюховой (эту же роль исполняли Светлана Старикова в очередь с Валентиной Малявиной), а также Алексеем Золотницким и Игорем Ясуловичем. А в «Бобрах» по пьесе В. Мережко - с Сергеем Яковлевым, Борисом Токаревым и другими прекрасными актёрами.
Кстати, Сергей Сергеевич Яковлев - особенно он запомнился зрителям по главной отрицательной роли Устина Акимыча Морозова в фильме «Тени исчезают в полдень» - мощнейшего таланта человек, он также занимался живописью, писал замечательные картины.
Увы, когда в начале девяностых годов начало всё разваливаться, сняли старые спектакли, и для нас всё закончилось. Но как раз к этому моменту у меня родился ребёнок, и всё своё свободное время я стала проводить с ним.
- Татьяна, завтра у Вас юбилей. Что бы Вы себе пожелали?
- И себе, и всем вашим читателям хочу пожелать духовных, душевных, творческих и физических сил.
Автор - Богдан КОЛЕСНИКОВ
Оригинал Фотогалерея:
(Все фото - kino-teatr.ru; к сожалению, качество «гуляет». Всё равно: спасибо этому порталу!)
"Они сражались за Родину", 1975
"Двенадцать стульев", 1976
"День свадьбы придётся уточнить", 1979
"Дамы приглашают кавалеров", 1980, с Мариной Неёловой
"Дамы приглашают кавалеров"
"Дамы приглашают кавалеров", с Леонидом Куравлёвым
"Одиноким предоставляется общежитие", 1983
"Тревожное воскресенье", 1983
"Столкновение", 1984
"Осторожно - Василёк!", 1985
последний на сегодня фильм, 1991 год
Напомню, исходный материал, посвящённый Татьяне Андреевне БОЖОК, находится
здесь.