Про Муслима Магомаева

Jan 16, 2018 11:13



Мой брат написал про исторический концерт 1972 года. Насколько я понимаю, на телевидении никакой записи не сохранилось, поэтому концерт запечатлён только в памяти слушателей.

У меня тоже очень многое связано с этим концертом и с этим магнитофоном «Aidas». Вообще, это одно из первых сильных впечатлений в жизни. Надо сказать, Муслим Магомаев - очень достойное впечатление!



Концерт (по крайней мере, наша запись) открывался прекрасной лирической песней «Пока я помню, я живу» (музыка Арно Бабаджаняна, стихи Роберта Рождественского). Ещё там была прекрасная ритмичная «Приснившаяся песенка». Когда я вновь услышал её спустя годы и десятилетия, у меня ёкнуло сердце (музыка Муслима Магомаева, стихи Роберта Рождественского). Магомаев бесподобно поёт её - с огоньком, рок-н-ролльно, оркестр отлично держит темп. Если я не ошибаюсь, Муслим Магометович (хотя его тогда никто так не называл) исполнил и супер-хит «Я люблю - сказала ты...» Песня чужая, «Манчестер - Ливерпуль» (в Европе прославилась в исполнении Мари Лафоре), но для Муслима сделали чудесную, глубокую оркестровую аранжировку, а великий песенник Роберт Рождественский написал проникновенные стихи (обязательно обсудим особенность его лирики!). Песня приобрела настолько большую популярность, что её «минусовку» использовали в качестве музыкальной заставки в прогнозе погоды не где-нибудь, а в программе «Время»!..

Наверное, сказать, что нравилось - значит, ничего не сказать. Говорят, дети тонко чувствую искусство, на интуитивном уровне отмечают лучшее. Возможно. Тем не менее, благодарен судьбе и родителям, что первыми моими слушательскими уроками стало эстрадное искусство высочайшей пробы, сделанное людьми высокой культуры и достоинства. Магомаев - это целый мир. И это был прекрасный мир. Сейчас он уже, как Эдем, недоступен - можно только читать о нём, смотреть хронику и пытаться вообразить во всём блеске и величии.



Тема довольно деликатная, но мне кажется, что молодой Магомаев был невероятно сексуален для своего времени. Он ворвался на советскую эстраду совсем молодым и очень темпераментным человеком. Он затмил всех остальных артистов - не потому, что те были так уж плохи (они были разными), а потому что продемонстрировал целый набор качеств в превосходной степени. Это несомненный талант, широчайший жанровый диапазон (сложно сказать, чего бы он не смог спеть!), отменный репертуарный вкус, артистизм и, конечно, мужественность. В нём не было вот этой советской побитости, что ли, рыхлости (вспомните Утёсова, Лемешева, Хиля, Богатикова, Гуляева в их лучшие годы, чувствуете разницу с Магомаевым?). Магомаев не стесняясь демонстрировал открытое, чувственное пение. Это пел - мужчина, и женщины чувствовали это (и мужчины тоже). И откликались. На Западе подобную чувственность и тоже с большим успехом демонстрировал Том Джонс.

В завершение можно было бы пошамкать насчёт «дальнейшего» Магомаева и его «судьбы», но делать этого не буду. Остановлюсь именно здесь. Пусть он останется молодым и непревзойдённым. Чувственным и чудесным. От слово «чудо».

Бонус. Видео из Болгарии - фестиваль "Золотой Орфей", именно 1972 год.



Александр Муханов, СССР, самое главное, восторг, Муслим Магомаев, Арно Бабаджанян, музыка, Роберт Рождественский, эссе, память

Previous post Next post
Up