В 1929-1930 гг на территории Сенногубского сельского совета была проведена кампания «по утчуждению одной из церквей Сенногубского прихода под клуб молодежи. Материалы протоколов и резолюция Народного комиссариата внутренних дел Автономной Карельской ССР хранятся в Государственном архиве Республики Карелия.
В 1930 церковь Тихвинской иконы Божьей матери была отчуждена под клуб молодежи вопреки желаниям большинства жителей Сенногубского сельского совета.
На совместном совещании советского и партийного актива с группой воинствующих безбожников было решено провести по всем Сенногубского с/с деревням кампанию по агитации местного населения за передачу одной из церквей под клуб молодежи. Агитация по большому счету провалилась. В некоторых деревнях сторонников передачи вообще не нашлось, а где-то едва удалось дотянуть до 20% собравшихся. А в Мигурах агитатора Чугунова даже побили. Интересно, что НКВД Карелии в своем решении 12 августа 1930 года весьма негативно отнеслось к отчуждению церкви Тихвинской Божьей Матери под клуб без должной поддержки населения. Организаторов кампании пожурили, но вернуть здание церкви уже не получилось, так как с апреля 1930 его уже, по-видимому, переоборудовали под клуб.
Здесь приводится Итоговая сводка по проведению кампании. Пунктуация большей частью сохранена оригинальная.
Сенная Губа. Р-966 опись 1 ед.хр 1/29
Церкви Святителя и Чудотворца Николая и Тихвинской Божией Матери. 1928-1930.
Матриалы Народного комиссариата внутренних дел (НКВД)
Материал по изъятию Сенногубской церкви (от общины верующих) Великогубского района
начато 13 декабря 1929 , окончено 12 августа 1930
ИТОГОВАЯ СВОДКА
По проведению компании по отчуждению церкви от группы верующих Сенногубского с/с проводимая в декабре месяце 1929 г.
1. Предварительная подготовка
Предварительная подготовка была начата 12|XII 29 с совещания представителей парт. сов., общественных организаций и крестьян. Собрания парт школы, собрания молодежи и ячейки Союза Безбожников.
Всего обслужено в предварительной подготовке 103 человека из них за отчуждение 81 чел. против 17 воздержавших 3 и не участвовавших в голосовании 2 чел.
В предварительной подготовке единодушное мнение за отчуждние церкви под клуб за исключением 17 человек. Это случайно попалась на собрание кучка взрослого населения на собрание молодежи в Сенной Губе.
2. Уже в предварительной подготовке кулацкая часть деревни пошла против отчуждения церкви, указывая ряд нелепостей, американский способ стройки домов и т.д. / Амосов С. Сенная Губа
П. Проведение обще -крестьянских собраний
1. Совещание представителей парт. сов. и обществ. организаций избрало комиссию по проведению компании об отчуждении церкви.
2. Комиссия наметила участки, в которых проводились собрания всего намечено 9 Клементьевская, Ежгуба и Голиково
3. Собрания проводились 50% явки избирателей за исключением одного участка на котором собралось 62 человека избирателей ил 48,43%. Петры, Клементьевская, Эжгуба, Голиково.
Сводка обслуживания населения и результаты голосования прилагаются.
4. Есть члены с/с которые забыли свои классовые задачи члена с/с вести борьбу с религией голосовали против отчуждения церкви не мотивируя по чему (Воев Наволок)
Другие чтоб косилось на них "население"и чтоб не быть противником с/совету и совласти , занимали худшую позицию оставаясь на распутьи воздерживались от голосования и не проявлено своих соображений. Ковалев В.Е. Савельев П.И.
5. Та группа которая шла за отчуждение церкви выразила свое желание отобрать Тихвинскую церковь
Ш. Обсуждение вопроса
1. Проводимая компания показала в какой плоскости проводилось обсуждение вопроса об использовании церкви под клуб.
2. Работниками проводившими компанию и части общества доказывалась целесообразность использования церкви под клуб, потому как группа верующих имея две церкви, одну вообще не использовывает, притом нужно большие средства для ремонта, который верующие не могут выполнить и т.д. Но со стороны участвовавших на собрании не проявлено критического обсуждения указанного предложения, как с религиозной точки зрения, а также и с точки хозяйственного пользования гос имуществом, за исключением двух выступлений. Господ(ь) сказал церковь дом мой, дом молитвы, а по сему в вертеп превращать его не следует" /Варшуков И.А. д.Воев Наволок и другое: "надо т-щи обсудить, которую отдать церковь, все равно отберут, нам всех налогов не уплатить на ремонт денег не собрать" /Бабкин, Павлов, Клемент Терентьев).
Но эти выступления остались гласом вопиющих в пустыне, ни кто их не поддержал и никто не обсуждал. В большинстве случаев принципиальное упорство, что пусть развалится на месте, а все равно не отдадим никоторой женская часть почти во всех деревнях % это предложение ничем не обосновывалось и расценивать надо как упадничество.
VI. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На ряду с таким принципиальным упорством "пусть лучше развалится", а ни которой не отдадим" вносились и дельные предложения, как то посредством взаимопомощи на 2-3 бревна на лошадь вывести лесоматериала и путем сбора средств самообложения построить новое здание под клуб какое нужно. (это было в ряде деревень). Но эти предложения были отдельных лиц массой не подвергнуты обсуждению и остались висеть в воздухе.
Помимо этого предложения вносилось еще ряд других предложений, которые не заслуживают критической оценки, а просто для эфекта сказанные не иначе как в насмешку.
Из них: 1) Молодежи надо, так пусть по вечерно устраивают вечера. 2) Пусть молодеж сама строит клуб. 3) Использовать сторожку, Мотовский дом на Белой горке, казенку. 4) Выселить из школы жильцов и кур..ник и устроить клуб. 6). "Американский способ" нарубить третий этаж на гнилое здание с/с и ряд других предложений которые не оправдали самих себя.
V. ТРАВЛЯ
При проведении компании отчуждения церкви под клуб не исключена возможность со стороны отдельной части населения травли над некоторыми из нас, за то что последние идут за отчуждение церкви, в частности над молодым поколением и неизключая и старого результатом чего мы видим значительную часть населения не учавствовавшего в голосовании из них значительная часть не голосовала из-за того что на них будет травля.
VI. К СРЫВУ КОМПАНИИ
При проведении компании были со стороны кулацкой части к срыву компании. Это Сенной Губе уже потчти перед голосованием вопросы после обсуждения, вносится предложение на этом собрании не голосовать, а созвать общее собрание всех гр-н которые принадлежат к этому приходу. Это предложение кулакам не удалось провести (Предложение вносил Амосов) Когда проводилось собрание в Мигурах Чугунову Мак.В. выступавшему за отчуждение церкви не дали говорить, в момент его слова создавали галдеж. При выступлении Чугунова В.Ф. сказавшего пословицу "вы как худые собаки, сами сена не едите и людям не даете" женская часть приняла по своему адресу что их называют собаками и нашелся вожак (Кротова) которая с агитировала уйти женщин с собрания и ушли, но никто их не просил остаться к моменту голосования вернулись за исключением нескольких лиц.
ИГРА НА ТРУДНОСТЯХ
1) Была попытка со стороны отдельных лиц сыграть на трудностях, чтобы этим подлить масла в огонь и отвлечь внимание от обсуждения вопроса: Зачем гонят на лесозаготовки, почему не всем отпускают дефицитный товар, почему не выдают нормы хлеба, почему Трепалину приходится платить 40 р дида-ной в П.О. (Трепалин, Чугунов) и подчас это перекидывалось на все собрание.
ВЫВОД
1)Данная компания характерна тем, что она выявила классовую физиономию во всех деревнях в которых проводилась компания.
2)Кулацкая часть деревни все силы приложила на то чтоб не отдавать церкви, в этот момент она использовала все лазейки посредством она старалась добиться большинства против того чтобы отдать церковь . Игра на трудностях, поливая грязью работников проводивших компанию, правда и неправда все сходило за чистую монету.
Председатель комиссии по отчуждению церкви
Завизбой-читальней подпись