Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Сенной Губе, 1848. Отчет о работах 2017 года.

Dec 16, 2018 18:41




Церковь Тихвинской иконы Божией Матери на переднем плане. На заднем плане за массивной каменной оградой стоит многоглавая Никольская церковь 1810 года. Фото начала ХХ века.

  1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Сенной Губе была построена тщанием прихожан и благодетелей в 1848 году вместо разобранной за ветхостью одноимённой старой деревянной церкви. Храм был освящён 2 апреля 1850 года.



В церковных ведомостях начала XIX века в Сенногубском погосте упоминаются две деревянных церкви, летняя во имя Николая Чудотворца и зимняя Тихвинской иконы Божией Матери, а также отдельно стоящая шатровая колокольня. Первая была перестроена в камне в 1810, затем каменной стала зимняя Тихвинская церковь и, наконец, в 1850-е вместо обветшавшей отдельно стоявшей деревянной колокольни появилась каменная в виде пристройки к Никольской церкви. Храмовый комплекс с кладбищем изначально был огорожен оградой. Близ Никольской церкви из валунов, а дальше деревянной изгородью.


В советское время в конце 1920-х церковная жизнь была насильственно прекращена. У верующих не было средств ни на ремонт зданий, ни на уплату налогов на недвижимость. В республиканском архиве Карелии я нашел довольно объемную папку материалов из архива НКВД об отчуждении церквей "от религиозного общества". Осенью 1929 года советскими и партийными органами с участием местного отделения Союза безбожников в деревнях, относившихся к Сенногубскому погосту, были проведены общие собрания по вопросу изъятия церквей у верующих и передаче их под клуб молодёжи. В марте 1930, несмотря на то, что за отчуждение проголосовало лишь около 13% при 58%, голосовавших против, 7% - воздержавшихся и 22% - не участвовавших в голосовании, зимняя церковь Тихвинской иконы Божией Матери была передана под клуб. Интересно, что в августе 1930 НКВД Карелии  признал неправомочность принятия действий вопреки мнению большинства населения, но было уже поздно... Активистов-безбожников слегка наказали, но церковь верующим не вернули.


На фотографии 1960-х годов за прибрежными банями видна обезглавленная под клуб Тихвинская церковь с деревянным крытым крыльцом.

Вероятно, в выборе Тихвинской церкви для приспособления под клуб сыграл роль и тот факт, что здание было отапливаемое, а конструкции купола и главки здесь проще было разобрать для придания зданию «нецерковного вида» с простой скатной крышей.
Фрагменты оригинальных конструкций, стоек, раскосов и обшивки восьмерика, а также оригинальной тесовой кровли по бересте сохранились на чердаке до наших дней, укрытые обновленной крышей.

Затем, вероятно в 1960-е был произведён капитальный ремонт здания с ликвидацией протечек в крыше, ремонтом и укреплением конструкций перекрытия, заделкой части оконных проёмов и устройством двери с южной стороны. Деревянное входное крыльцо под трехскатной крышей было заменено открытой входной лестницей из бетона и кирпича.



Помещение притвора было разделено на два этажа для устройства кинобудки наверху с отдельным входом в нее с улицы. О более позднем характере этих работ говорит то, что если при первой перестройке крыши в 1930-е использовался только топор, (бревна стоек восьмерика были перерублены, а не спилены), то при ремонте чердачного перекрытия в 1960-е уже использовалась бензопила, следы которой видны на конструкциях.



В последующем проводился только выборочный ремонт кровель уже пустующего бесхозного здания в 2000-е годы силами Фонда «Памятники Заонежья».


  1. ОБЗОР ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕРКВИ НА НАЧАЛО РАБОТ

    Архитектурный облик храма претерпел значительные изменения с разборкой главок, восьмерика и купола. Также было разобрано деревянное крытое крыльцо с западной стороны. Устройство второго этажа в притворе для организации кинобудки привело к появлению новых оконных и дверных проемов на втором этаже. Оригинальные арочные проемы были перестроены под простые «клубные». Часть из них была заделана полностью. Один оконный проем на южной стороне превратился в дверной для входа со стороны деревни.



Начало работ по возведению храмового восьмерика. Дверь и окна, включая чердачное приобрели свой вид в 1960-е. По проекту восстановления арочные окна планируется восстановить только в храмовой и алтарной частях.



Интерьер церкви-клуба после разборки сцены и сбавки штукатурки с потолка храмовой части. Справа в углу потолка видны следы протечек. Боковые окна алтарной части полностью замурованы. У остальных окон замурованы лишь арочные завершения, наличие которых выдают следы на штукатурке. В левом углу алтаря сложены фрагменты главки, чудом сохранившиеся от сгоревшей в 1989 Никольской церкви.

Фундамент выложен из дикого камня на известковом растворе. Раствор местами выветрился, и отдельные камни выпали, что возможно повлияло на образование трещин в стенах здания. Подвижки фундамента могли быть вызваны как изначальной слабостью основания, так и процессами промерзания его.



Камни фундамента не такие мощные как на Никольской церкви и местами почти без раствора.

Стены кирпичные толщиной около 90 см.

В нескольких местах имеют вертикальные трещины от крыши до самого фундамента, располагающиеся в основном в районе оконных проёмов, а также над алтарной аркой, что говорит о возможной подвижке фундаментов. Это могло произойти, в частности из-за изменения теплового режима здания после прекращения его использования в зимнее время и как результат более основательным промерзанием грунтов из-за отсутствия отопления. Сказалось и плохое качество местного кирпича, выполненного вручную, а также известкового раствора в каменной кладке фундамента, который местами выкрошился. Штукатурка во многих местах осыпалась. Особенно там, где с крыши текло на стену.



Под осыпавшейся штукатуркой можно обнаружить круглые заделки от строительных лесов времен строительства церкви. Как видно на снимке, прогоны лесов были из жердей, как наверное и стойки, и крепились они между собой скорей всего веревками.



Сейчас вертикальные трещины над окнами укрепили скобами из арматуры и заделали цементным раствором. Затем приступили к раскрытию замурованных арок окон.



Изначально над храмовой частью были возведены каркасные стены восьмерика. Бревенчатый каркас был обшит тесом с дощатыми карнизами и пилястрами, и весь восьмерик окрашен масляной краской.





На рисунках Анны Косканен избражено то, что осталось от каркаса восьмерика на чердаке.



На чердаке были обнаружены крашенные доски обшивки восьмерика, одна - с рисованной аркой фальшивого окна. Фальшивые окна обрамлялись настоящими наличниками. Подобные рисованные окна были и на деревянном завершении Никольской церкви, и на Варваринской церкви в Яндом-озере.



Там же на чердаке была найдена доска, которая когда-то обрамляла грань восьмерика в виде пилястры с тремя полукруглыми дорожками по пласти.



Старые кованные гвозди. Судя по тому, что они не попали в обрешетку, использовались по второму разу скорее безбожниками, чем плотниками  при устройстве новой крыши в 1930-м...

Перекрытия деревянные - накат из отесаных с одной стороны 8-метровых брёвен диаметром около 200-250 мм, уложенным по мощным десятиметровым бревенчатым балкам, отесанным на 2, а местами и на 4 канта с максимальным сечением ок. 300х400 мм.



Балки перекрытия были подшиты досками, которые затем бали оштукатурены, то есть под "каменное здание").



По накату чердачного перекрытия из дерянных плах  уложен толстый слой известкового раствора и поверх него древесные опилки в смеси с песком в качестве утеплителя.



На снимке виден горизонтальный луч лазерного нивелира, при помощи которого оцнивалась величина прогиба балок.

Балки перекрытия и бревна наката за полтора столетия получили значительный прогиб от собственного веса и веса опираемых на них конструкций. Это связано с так называемой «текучестью древесины». Прогибы были усугублены повреждениями древесины гнилью и жуком-точильщиком в местах протечек кровли.



Существующее потолочное перекрытие было подшито досками и оштукатурено в 1960-е. На потолке видны следы дранки под штукатурку.

Тогда же перекрытие пола застлано стандартной половой доской по дощатым выравнивающим лагам.



В алтарной части была устроена клубная сцена. Уровень ее проходил по границе голубой краски, в которую были окрашены еще стены храма.



Протечки привели к разрушению отдельных участков чердачного перекрытия.



Эту балку перекрытия пытались укрепить металлическими хамутами еще в 1960-е. Она еще не обрушилась только благодоря дублирующей балке, уложенной поверх наката перекрытия.



В притворе произошли наибольшие разрушения .

В 1960-е годы чердачное перекрытие притвора было полностью перестроено с появлением стенной перегородки кинобудки, а в храмовой части сгнивший фрагмент наката был выпилен и заменен на дощатый настил с укреплением подгнившей балки при помощи дополнительных бревен и тяжей. Перекрытия притвора сильно повреждены гнилью, а межэтажное перекрытие даже частично обрушилось в северной части у печи.

Конструкция крыши. Стропильная система большей частью сохранилась оригинальная из отесанного на четыре канта бруса. Оригинальный материал старых конструкций также активно использовался и при перестройке крыши в 1930-е годы.



На снимке алтарной части видны участки с сохранившейся оригинальной тесовой кровлей, а также обрешетка из брусков под металлическую кровлю, там где тес был заменен.


Тесовая кровля  из дороженной доски толщиной 35 мм и шириной до 300 мм. Между слоями теса проложены маты из двух слоев бересты, сшитых между собой полосками бересты или лыка.


Потоки в ендовах выполнены из трех досок, обработаны внутри древесной смолой и изначально были выстланы луженым кровельным железом. Поэтому они так хорошо сохранились. Черные пятна на средней доске лотка - это следы смолы, которой был просмолен поток, точно так, как смолят лодки.



На кровлях железо местами проржавело и разрушилось, что привело к многочисленным протечкам в последнее время.

Окна и двери

Арочные окна и двери храма были заменены на обычные прямоугольные с заделкой их арочного завершения. Часть оконных проемов была полностью заложена кирпичом. Под каменной кладкой заделанных проемов были обнаружены несколько оригинальных подоконных досок и фрагмент арочного верха оконной рамы.



Над окнами из-под краски выступают светлые пятна былых арочных завершений. На окне справа прислонилась к стене оригинальная подоконная доска на шпонках.

Внутреннее убранство церкви полностью утрачено.

По фрагментам иконостаса, найденным при разборке под сценой клуба, можно судить только о том, что он был резной позолоченный.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕМОНТНО ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ЗДАНИЯ ЦЕРКВИ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Решение вернуть пустующему зданию церкви, перестроенному под клуб, свое первоначальное предназначение было принято в 2016 году. Тогда же Фондом «Памятники Заонежья» был заказан проект восстановления здания храма в его оригинальном виде на основании старых фотографий. Весной 2017 были начаты работы по восстановлению здания силами местных рабочих и волонтеров. Большую помощь оказал музей-заповедник Кижи, предоставив автокран для монтажа конструкций главок и купола восьмерика.

В своё время в связи с утратой исторического архитектурного облика здание церкви не рассматривалось органами охраны памятников Карелии как памятник культуры. Более детальное обследование здание позволило выявить множество подлинных элементов, которые позволяют сейчас говорить об изменении статуса здания как памятника.

Необходимо отметить, что здание Тихвинской иконы Божией Матери относится к одной из первых каменных построек, появившихся в Заонежье, да и вообще в Карелии. Оно вероятно строилось бригадой подрядчиков со стороны. Но поскольку, как правило, материал заготавливался сельской общиной, то можно предположить, что известь для кладочного и штукатурного раствора добывалась на Южном Оленьем острове в 30 км от Сенной Губы, а кирпич обжигали где-то поблизости из местного сырья. Не говоря уже о лесе для перекрытий и тесе для обшивки, которые обычно заготавливались заказчиками, то есть местной общиной.

В связи с этим здание церкви Тихвинской иконы Божией Матери, несмотря на значительные утраты, представляет определённую историко-культурную ценность как образец первых каменных построек Заонежья, сохранивших большую степень подлинности. Это подлинность местоположения, дизайна стен и перекрытий, сохранившегося оригинального материала фундаментов, стен, перекрытий и элементов кровельных конструкций, а также мастерства их изготовления. Поэтому объект может быть предложен для постановки его на учёт в органах охраны памятников как вновь выявленный памятник регионального значения.

Исходя из вышеизложенного, ремонтно-восстановительные работы на объекте старались проводить с бережным отношением к старым конструкциям, что несколько усложняло производство работ.

4. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ

Работы по укреплению и усилению конструкций
  • По мере раскрытия конструкций здания выявлялось их техническое состояние и необходимость в адекватном укреплении. В связи с тем, что местами очевидны были очаги повреждения гнилью, хотя и не ясны их масштабы, под опорные балки чердачного перекрытия были установлены опорные столбы из бруса и бревен, которые в последующем предполагается замаскировать дощатой обшивкой под пилястры. Это позволило сохранить оригинальные, огромные по нынешним меркам, конструкции перекрытия, а именно балки 30х40х1000см, и бревенчатый настил по ним из восьмиметровых бревен диаметром ок. 20-25 см. Прогиб балок сейчас скрыт подвесными потолками, что возможно несколько уменьшило высоту храмового помещения, но судя по следам обреза верха штукатурки на стенах, соответствует историческим размерам.

  • Бревенчатая конструкция на чердаке, предназначенная для передачи нагрузки от восьмерика над храмовой частью была также усилена бревенчатыми вставками и металлическими швеллерами в местах, где произошло разрушение или ослабление конструкций в результате продолжительных протечек.

  • Стены в местах появившихся трещин были укреплены анкерами из арматуры. Сами трещины расшиты и заделаны цементным раствором.

  • Работы по укреплению фундамента пока не проводились из-за недостатка рабочих ресурсов. Необходимость его укрепления станет очевидной, если после всех проведенных мероприятий на свежей штукатурке после зимы вновь появятся трещины.

Восстановительные работы
  • Восстановление восьмерика и купольного завершения над храмовой частью церкви решено было производить без разборки имеющейся кровли, так как в противном случае невозможно было бы обеспечить сохранность имеющихся оригинальных конструкций перекрытий и кровли. Поэтому в местах прохождения стоек восьмерика были проделаны отверстия в кровельном материале и в них заведены стойки. Это позволило произвести монтаж всех последующих конструкций с крыши.

  • Исходя из того что опорная система восьмерика сильно ослаблена, было приято решение по максимальному облегчению конструкций восьмерика и купола по отношению к тому, что было заложено в проекте. А именно, сдвоенные стойки по граням восьмерика из бруса 200х200мм заменены на ординарные 150х150, усиленные доской 50х150 мм. (Оригинальные стойки были бревенчатые диаметром в комле ок. 250 мм, то есть в верхнем сечении диаметром ок. 180 мм). Часть ферм купола из бруса толщиной 100 мм была либо облегчена, либо выполнена из доски 50х150 мм. Металлический крест заменен на деревянный, а обрешетка купола выполнена из доски 40х100 мм, уложенной с прозорами, вместо сплошной обрешетки из доски 50х100.



  • Алтарная главка также монтировалась в готовом виде через отверстие в коньке на месте оригинального сохранившегося под осевой столб отверстия.

  • Обрушения каменной кладки восстановлены по месту, а утраты штукатурных тяг восстановлены по типу сохранившихся. Сама штукатурка стен отремонтирована местами.

  • Восстановлен металлический тяж в арке алтарной части. А также частично сохранившиеся подоконные доски.

  • Окна и дверные заполнения выполнены арочными по форме оригинальных проемов из современных индустриальных материалов.

  • Поздние клубные печи и трубы разобраны, а дымоходные отверстия в стенах заделаны.

  • Фасады покрашены в цвет, близкий к первоначальному.

  • В храме устроены солея и иконостас.








    Устройство полов в алтаре.


    Уборку помещений перед первой службой взяло на себя местное население.










    Первое богослужение в храме 9 июля 2017.






    2018. Церковь после восстановления.
Previous post Next post
Up