На самом деле он слушал в исполнении И. Добровейна Сонату opus 13 до минор - Pathetique (№ 8).
А Максим Горький перепутал - и написал про opus 57 фа минор - Appassionata (№ 23).
Но когда это выяснилось, менять канонизированную сказочку, уж конечно, не стали.
А в 80-е годы случился и совсем уж развеселый прокол - и одновременно «прикол».
К очередному дню рождения Ленина устроили телевизионную постановку на эту же тему - «Ленин слушает „Аппассионату“».
Приходит к Ленину всё тот же Исай Добровейн, садится за рояль, Ленин в кресле слушает, подперев подбородок пальцем (все каноны соблюдены), - и звучит Соната opus 27, № 2 cis-Moll (№ 14 - «Лунная»)!
------------
А вчера услышал от своего коллеги такой рассказ.
В «Москонцерте» был лектор-музыковед и одновременно партдеятель по кличке «хек серебристый» (не помню его настоящую фамилию, но многие должны еще помнить).
Так вот, он с группой других музыковедов пробил командировку во Францию специально для встречи с Исаем Добровейном, чтобы из первых уст услышать все подробности знаменитого исполнения, так ярко описанного Горьким.
Добровейн принял их в своем доме, но на главный вопрос делегации ответил: «Напутал что-то старик (Горький). Ничего этого не было. Никакой „Аппассионаты“ не было. Ленин „Варшавянку“ любил - вот это точно».