К вопросу о последнем митинге в нашем обезьяннике

Nov 10, 2008 12:08

Доброе утро. Как известно, великий русский ас Пушкин любил выезжать на пленер и общаться там с мужичками. Почуяв запах кислой овчины, он морщился и зажимал двумя пальчиками нос, а мужики ломали шапки и говорили: «это ничаво».

Прошло почти двести лет. Пушкина сбил французский эмигрант Дантес, герою установили на родине две тысячи бронзовых бюстов, а нашу с вами любимую жежешечку снова трясет и лихорадит. На этот раз новый профиль. А до того была реклама в постах. А до того отмена базовых аккаунтов. А еще до того - «сутки интернет-молчания». Это ничаво. Просто ЖЖ меняется.

Я помню те относительно благословенные времена, когда на весь ЖЖ было десять тысяч русских и сорок тысяч американских юзеров, рекламы не было, а было ровно два разных типа аккаунтов - базовый и платный. Посещаемость жежешечки (ВСЕЙ жежешечки) была около ста тысяч уников в сутки, вроде сайта газеты «Советский спорт». И именно тогда, целую вечность длиной в пять лет тому назад, были заложены основы нынешнего, что уж говорить, довольно безрадостного положения вещей.

Я вам сейчас две умных вещи скажу, только вы не обижайтесь, пожалуйста. Во-первых, мультимедиа-возможности сервиса в 2003 году ограничивались возможностью вставлять картинки тегом IMG SRC. Весь инструментарий Живого журнала был заточен под работу с текстовым контентом - то ли отцы-основатели не верили в потоковое видео и флеш, то ли сами, как люди старой школы, в интернете предпочитали читать, а порнуху покупать на дисковых развалах в подземных переходах. ЖЖ как сервис морально устарел в момент своего создания.

Во-вторых, ориентированность на текстовый контент привлекла на сервис вполне определенную аудиторию и вполне определенный поисковый трафик. Если говорить обтекаемо, то ядро аудитории составили люди, привыкшие получать, обрабатывать и вербализировать информацию. А если называть вещи своими словами, то в ЖЖ массово пришли гуманитарии - публика бедная, склочная и малогипнабельная, а следовательно, очень плохо монетизируемая.

Конечно, у ЖЖ была бизнес-модель. Платные аккаунты, а как же. Даже если предположить, что ими пользовалось нереальное количество людей, типа десяти процентов от общей аудитории, денег от платников команде ЖЖ в то время не хватало даже на еду. Платные аккаунты нужны были с единственной целью - показать инвесторам, что принципиально сервис может зарабатывать деньги. Уже тогда основателям ЖЖ должно было быть понятно, что они вырастили слона, которого не могут прокормить, и слона надо либо переводить на другой корм, либо продавать. И в январе 2005 года слон был продан.

NB. Замечу, что любимых, шесть лет бережно выращиваемых слонов, люди не продают, если их есть чем кормить. Или если слона не выращивали специально на продажу.

Купившая ЖЖ «Сикс Апарт» немного поела инвесторских денег, а потом перепродала сервис знаменитой и бесконечно любимой компании СУП, которая и взялась за монетизацию по-настоящему. И, по большому счету, все потрясения говн в межушных чанах происходят именно из-за монетизации. Вот давайте и поговорим о ней подробно.

Начнем с ужасных, уродливых, моргающих, весящих полмега баннеров, украшающих своим видом профили и главные страницы журналов. Эти баннеры смотрятся уродски, отвратительно, чужеродно… в журналах с грамотно настроенным стилем и текстовым контентом. То есть в журналах пользователей, составивших в свое время ядро сервиса. А если в профиле у юзера три бегунка и десять плашек, ведущих на сайты любимых футбольных команд и р-н-б групп (да, я тоже ненавижу эту мерзкую срань, да, я тоже ядро этого сервиса, да, я тоже гуманитарий), а на главной странице пять роликов с ютуба и пятнадцать няшных котиков, переливающиеся всеми цветами солнечного спектра баннера смотрятся более, чем уместно. И скажите мне, положа руку на сердце, каких дневников в ЖЖ нынче больше - первых или вторых?

Тут сделаю маленькое лирическое отступление. Пару-тройку лет назад в ЖЖ было особенно модно потешаться над лирушечкой и постами, приходившими из нее в топ. Дескать, и дневнички-то у них розавинькие, и смайликами-то они злоупотребляют, и в лидерах у них тупые блондинки, и вообще - разве это сервис? Разве это блоггеры?

На деле же, когда новый баннер размещают в ЖЖ, руководство сервиса получает полтора кубометра плевков в портрет, неисследованное количество говна в кипу и двухнедельный митинг в обезьяннике. Причем все это - от ядра, от самых заслуженных, уважаемых и лучших пользователей. А в лирушечке в ответ на новый баннер двухтысячница Блондинка_Зая_1989 умилится и напишет что-то вроде «ой, какая у меня в дневничке новая красивая картинка появилась, Валез, чмоки и спасибки!». Еще и ссылки по аське разошлет веером. А потому что аудитория на ли.ру сформирована правильно.

Стоит отметить, что аудитория ЖЖ становится все более монетизируемой. Мартовская акция тишины четко показала нынешнее распределение пользователей - суточное изменение трафика не вышло за пределы статистически флуктуационного. В то время, как гуманитарии честно пытались молчать, 99 процентов юзеров продолжала увлеченно постить котиков.

Соответственно, все действия нынешнего руководства сервиса направлены именно на работу с основной частью аудитории. С этим же, например, связано нынешнее изменение профайла. К чему писать мультибраузерный код, когда можно просто обязать основную массу пользователей поставить третий файрфокс? Зачем сохранять два вида профиля, когда любителям котиков можно рассказать, что опциональный профиль потребует дополнительных серверов, а не одного инклюда в коде? Зачем разрабатывать бизнес-модель с контекстной рекламой для текстовых журналов, если их на сервисе незначительное меньшинство?

Нас мало, мальчики и девочки. Мы сыграли свою роль несколько лет назад, когда ЖЖ, не затратив ни копейки на традиционную рекламу (в России, во всяком случае, точно) нарастил базу пользователей до нескольких миллионов. Мы послужили инструментом вирусного продвижения сервиса, раздавая, как подарки, инвайты, и рассылая друзьям и знакомым свои тексты. Мы тут больше нахуй никому не всрались, мы много шумим, портим атмосфэру, генерируем плохой текстовый трафик (скажите навскидку, что продается лучше - котики или аллюзии на «Процесс» Кафки?).

Самым верным шагом администрации ЖЖ, на мой взгляд, было бы вот что. Надо написать запрос, отбирающий в базе пользователей тех, у которых объем текстовых записей длиной от 500 знаков составляет больше 80 процентов объема. И удалить к чертям собачачьим.

И никто не будет с нами цацкаться. Да, я знаю, что «бизнес» переводится с английского. Да, правильные бизнесмены любят свое дело и своих первых клиентов. Но СУП не любит ЖЖ и не любит нас. Он купил и то, и другое, чтобы таскать из угла в угол мешки с деньгами.

Поэтому качайте третий файрфокс, постите котиков и не пиздите. Или просто не пиздите, без котиков.
Опционально.
Previous post Next post
Up