Пишу этот пост достаточно поздно - уже давно съеден мёд из Алайской долины, а купленная в Оше бейсболка "Кыргыз Республикасы" две недели как проходит краш-тесты в Москве и Подмосковье, вызывая бурную радость прогрессивной общественности. )) Нижеследующие "многабукаф" - попытка систематизировать собственные познания по географии города, в котором (пусть не безвылазно) я прожил не меньше недели. Авось пригодится. Свежеприехавшим - сориентироваться как можно скорее, давно уехавшим - сравнить с былыми временами, а ныне проживающим - улыбнуться и прислать дополнения. )
Автобатальон. Остановка маршруток на проспекте Масалиева (бывшая улица Кыргызстана), одной из главных магистралей в городе. В этом месте к проспекту примыкает улица Зайнабетдинова, которая начинается уйгурскими кафе, а заканчивается знаменитым Базаром (см. ниже). Самые заметные ориентиры рядом с Автобатальоном - мечеть Аль-Бухари и грузовик-полуторка 30-х годов на пьедестале. Это памятник советским водителям, впервые покорившим Памирский тракт.
1.
2.
Вид на грузовичок со стороны проспекта Масалиева. На заднем плане - управление погранвойск по Ошской и Джалал-Абадской областям.
3.
4.
Кстати, аналогичный грузовичок-памятник есть в Хороге - таджикском городе на противоположном конце легендарной дороги.
5.
(Фото 2006 года.)
Автовокзал. Сейчас под этим названием подразумевают старый автовокзал (кирг. "Эски автовокзал" или "Эски автобекет"), расположенный на улице Навои в светло-зелёном двухэтажном здании. По российским меркам, это скорее провинциальная автостанция, чем терминал второго в стране города.
6.
Ориентир - гостиница "Ак-Шоола" через дорогу, рядом с которой вечно режутся в бильярд, зазывают пассажиров и шумят иным образом.
Строго говоря, от автовокзала осталась лишь коробка с перронами, которая притягивает маршрутки по Ошской области (в том числе по Памирскому тракту до Сары-Таша), а также в соседнюю Баткенскую область (город Кызыл-Кия) и город Джалал-Абад.
7.
Диспетчеры, справочная служба, единое расписание и прочая инфраструктура вымерла по мере приватизации междугороднего транспорта по всей Киргизии. О нужной маршрутке или такси стоит расспрашивать у нескольких водителей, чтобы потом сверить показания. ))
Во дворе "Ак-Шоолы" помимо бильярдистов и прочих граждан кучкуются водители минивэнов, зазывающие пассажиров в Бишкек (1000 сомов ~ 670 рублей, до 12 часов пути). Откуда-то отсюда отправляются и бусики на Москву (четыре дня, 7000 сомов), Питер (пять дней, 8000 сомов) и даже Тюмень, Красноярск и Иркутск. Если на эти города у вас есть планы, имеет смысл поторговаться о проезде и на всякий случай обменяться телефонами. (Координатами могу поделиться. ;-))
Новый автовокзал - большое и когда-то красивое здание по дороге на узбекскую границу (см. "Достук") - пустует уже несколько лет.
8.
9.
10.
11.
По одной версии, его забросил последний владелец, не потянувший содержание целого комплекса, по другой - Новый автовокзал пострадал во время второй Ошской резни летом 2010 года. Тем не менее, "заброшка" никак не огорожена, любой желающий может зайти вовнутрь без ущерба для чего бы то ни было. )
Араванский. Перекрёсток улиц Курманжан Датки и Айтиева в районе Сулейман-горы. Здесь начинается дорога на районный городок Араван, который находится в киргизской части Ферганской долины, но почти полностью населён узбеками. Если вы собираетесь ехать в Араван стопом, выезжайте из города на любой маршрутке, которая идёт в район Западный (см. ниже).
Базар. Слепок с города как он есть. Огромный, пёстрый, бардачный, запущенный и сильно потрёпанный в ходе последних киргизско-узбекских столкновений, но не ставший от этого менее интересным. Если наряду с Сулейман-горой вы посетите Базар, можно будет утверждать, что Ош для вас не чужой город.
12.
Южная оконечность Базара со стороны улицы Навои.
13.
Цыганка-люли с ковшиком дымящейся вонючей травы делает бизнес, окуривая машины "на счастье".
На южной оконечности, у единственного в городе подземного перехода на стыке с улицей Навои (см. Автовокзал), продают национальные сувениры - войлочные колпаки, футболки "Kyrgyzstan", камчи,
ширдаки и прочие небесполезные вещи.
14.
На противоположном, северном конце Базара, есть кузнечные ряды, где работает единственный в Оше ножевой мастер
Бахрам Ашуров. Будет интересно - можно понаблюдать, как в его кузнице появляются на свет пчаки из рессорной стали, с рукояткой из рога яка или архара.
15.
16.
Ножи с клеймами Бахрама Ашурова.
Между сувениркой и кузнечными рядами примерно полчаса ходьбы при условии, что по пути вы сможете нигде не остановиться. ))) По дороге будут Карван-сарай (базар в Базаре) и отворот налево к мечети Шай-Тепе. Дойдёте до этих ориентиров - можно уточнить дорогу, про кузнецов там знают все.
"Достук". Киргизское название пункта пропуска на узбекской границе. От центра города до этого места километров десять. На "Достук" ходят несколько ошских маршруток, стоимость проезда - те же 10 сомов, что и по городу. Нормальная цена для такси из центра города - 150 сомов.
17.
На узбекской стороне КПП называется "Дустлик", что тоже означает "Дружба". С прошлого года здесь перестали пропускать обладателей киргизских паспортов (только если они не дальнобойщики), однако россияне и другие безвизовые иностранцы проезжают беспрепятственно.
Западный. Самый удалённый от центра города район, застроенный брежневскими четырёхэтажками. Официально уже лет 15 называется иначе (подчёркнуто по-киргизски), но все знают его под старым именем. За "кольцом", внутри которого стоит памятник Барсбеку - средневековому правителю енисейских киргизов, начинается дорога на Араван (см. Араванский).
18.
Келечек. Большой базар на стыке улицы Навои с проспектом Масалиева, на восточном берегу главной ошской речки Ак-Буура. Цивильнее, но гораздо меньше главного ошского базара. Примечателен соседством с гостиницей "Пекин" (см. ниже), а также ювелирными рядами и многочисленными обменниками. На мой взгляд, Келечек - лучшее в городе место для превращения иностранной валюты в местную.
19.
Кольца от бишкекской фирмы "Келдике" в ювелирных рядах "Келечека".
Макаренко. Остановка маршруток и школа №6, носящая имя автора "Педагогической поэмы". И то и другое - рядом с супермаркетом "Народный" на проспекте Масалиева. В сотне метров - стихийная остановка маршруток на город Кара-Суу, знаменитый одним из самых больших в Средней Азии базаров.
20.
Супермаркет "Народный" на Масалиева.
Новый мост. Действительно мост, широкий и красивый. На карте обозначен как улица Абдикадырова. Идёт перпендикулярно проспекту Масалиева, соединяя его с двумя другими главными улицами Оша - Ленина и Курманжан Датки (бывшая Свердлова).
21.
На подъезде к мосту, в здании, напоминающем детский городок и дешёвый ресторан одновременно, находится генконсульство России.
22.
"Пекин". Гостиница и торговый центр, построенные китайцами на улице Навои по соседству с большим базаром "Келечек" (см. выше). Находятся на стыке с проспектом Масалиева.
23.
24.
Рядом с "Пекином" располагается одно из многих в Оше лежбищ такси на Бишкек и Джалал-Абад. Сюда же приходит китайский автобус из Кашгара, который проделывает путь до Оша за 16 часов. В пяти минутах ходьбы от этого места будет автовокзал.
25.
ХБК (Ха-бэ-ка, с ударением на последний слог). Хлопчато-бумажный комбинат в северной части города, по дороге в аэропорт и на узбекскую границу (см. "Достук"). В развалом СССР комбинат умер, оставив своё имя ближайшему району, а также остановке маршруток и единственного в Оше троллейбуса.
26.
Ошский троллейбус.
Другие записи из этой поездки:
Ош. Три лика Новруза (часть третья, заключительная). Ош. Три лика Новруза (часть вторая). Ош. Три лика Новруза (часть первая). Узбекистан. Волшебная глина Риштана. Ош. Ножи усто Бахрама. Средняя Азия. Разговоры. Киргизия. На полях и мимоходом. Средняя Азия. Галерея выдающихся соседей. Киргизия, Сары-Таш. Горняшка, ширдачный уют и белое безмолвие. Ош. Дворы моего детства. Узбекистан. Посудный базар и гадание на расплавленном свинце. "Иссык салам, чон рахмат!" Средняя Азия-2014: итоги. Alea jacta est: Москва - Ош. Ещё по региону:
На встречу с весной. Средняя Азия-2013, итоги. Памирская коллекция снов. (Популярная психология.)