А мы что рыжие? (спойлер: да)

Jan 16, 2025 23:32


Читаю статью протод. Константина Марковича http://www.patriarchia.ru/db/text/5862575.html...

«Патриархи в переписке с русскими царями величали их «василевсами» и «автократорами». В Византии императоры были вправе изменять границы и статусы церковных епархий и активно этим правом пользовались (…) Почему же тогда нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей отвергает законность императорских постановлений, если его предшественники признавали за «базилевсами» право изменять «пределы» и «преимущества» епархий, а русского императора величали «Благочестивейшим и Тишайшим Самодержцем, Святым Царем всея Московии, Малыя и Белыя России, и всех Северных, Восточных, Западных и многих иных стран Обладателем»...

Да ответ все тот же: не только патриарх патриарху рознь, но и царь царю тоже. Что думают греки о царях варваров, а что - о своих царях, можно прочитать в Послании Константинопольского патриарха Антония IV великому князю московскому Василию I Димитриевичу от 1399 г. который вдруг решил не поминать имя Византийского императора на Литургии и вообще что-то хоть и спрашивал у Константинополя, но делал это без уважения (это у него наследственное, ведь он сын анафематствованного за неуважение кн. Димитрия Донского).

Цареградский владыка на пальцах объясняет, что так делать нельзя, так как Византийский император - глава Церкви, и невозможно быть христианином, не признавая над собой авторитета византийского правителя, который есть священный глава Вселенной. Этот статус Византийского императора не зависит от политических и экономических реалий (Византия в те время сжалась фактически до границ своей столицы, кстати), но всецело основан на праве, установившемся за ним еще с Первого Вселенского собора: «До сегодняшнего дня эту хиротонию имеет император от имени Церкви и эту организацию, и эти молитвы, и помазывается великим миром и рукополагается как император и автократор ромеев, то есть всех христиан, и в любой местности и от имени всех патриархов и митрополитов, и епископов упоминается имя императора, там, где называются христианами, чего не имеет никогда ни один из иных правителей или топархов». http://www.vostlit.info/.../1380-1400/Antonij_IV/1393_II.htm



Так что греки как угодно могли называть русских царей, особенно когда им нужны были деньги (Папу Римского они тоже как только не называли), но… нельзя же быть таким наивным! Что дозволено Юпитеру, то не дозволено всяким... Неужели вы думали, что раз Византийские императоры могли изменять границы епархий и даже поместных церквей, то это же могут делать русские «топархи» и прочие варварские топ-менеджеры да авторитеты на районе (пусть даже и грузинского происхождения) - и тем более за счет интересов Константинополя? Да ладно!

Уже много веков нет «настоящего» императора, и, надеюсь, никогда не будет. Но… подозреваю, что если мы продолжим упрямо лезть на кактусы, то греки нам более доходчиво покажут на примере других цитат, из коих будет и ежу понятно, что они живут в такой канонической и экклезиологической ситуации, которую можно определить, как «Sede Vacante», но уже не по отношению к высшей церковной инстанции, а по отношению к власти светской, которая на самом деле, как оказывается, не светская, а сакральная. В принципе, русские (и не только русские) цари это понимали как возможность и пытались пролезть в калачный ряд Вселенского (т.е. греческого) Православия со своей инициативой, но, греки, всякий раз благодаря за смелость и подарки, вежливо спускали всё на тормозах и, пересчитывая соболиные шкурки, с усмешкой пересматривались между собой за спинами наивных варваров…

И говорить, что у греков все это появилось только вчера-сегодня, это значит или искренне быть не в курсе, или играть на незнании толпы. Так было всегда, минимум, с века так IV-го. Когда князь Владимир «подписывался под всё это», то он либо не читал мелкий шрифт в примечаниях, либо все сказанное в них его устраивало или было не актуально в тогдашней политической и культурной обстановке. Но всё меняется. В том числе и политическая, и культурная обстановка…

Не меняются только мои пессимистические настроения в оценке перспектив. 

политика

Previous post Next post
Up