Узкие врата

Dec 23, 2024 16:49

  • «Ещё сказал [Иисус Христос]: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:  подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк.13:20-29).

Вот взяла хозяйка и добавила совсем чуть-чуть закваски в тесто, но оно, тесто, не поднялось - так как закваска оказалась мертвой. Будет ли какая польза, если хозяйка возьмет и добавит этой же закваски еще больше? Не будет.
А что будет, если взять отличную живую закваску добавить ее в цемент? Подойдет ли он? Нет. А если добавить еще больше цемента? Тоже нет.
Если в бочку какашек добавить 10 бочек меда, то получится 11 бочек какашек и нисколько мёда. Проще в эту бочку добавить дрожжей - и дешевле, и результат тот же. Я пробовал.

Так бывает и с нами. Не хочу проговаривать свою аналогию полностью во всевозможных вариантах, но.
Вместо того, чтобы перестать делать зло и начать делать добро, мы решаем начать «вычитывать правило», а потом добавить к канону еще один канон, чтоб уж наверняка. В итоге какашка становится еще больше - ибо теперь она считает себя верующей, воцерковлённой, духовной и право имеющей, что делает ее только более токсичной.

Некоторые подозревают, что что-то не так в этой логике и вообще оставляют всякие правила и каноны, но… в лучшем случае ничего не изменяется, а в худшем - какашка парадоксально становится еще больше, потому что уже считает себя постигшей и осознавшей, в отличие от всяких там начётников и мракобесов.
Религию легко превратить в имитацию бурной деятельности, которая на уровне метафоры является «попыткой расширить ворота» для своего спасения, а по сути остается только лишь упущенным временем и растраченными возможностями.

А теперь самое сложное для понимания в этом скетче: различные «расширения» христианства являются в одном случае усложнением, а в другом упрощением ситуации. Усложняют они в том смысле, что вряд ли делают спасение более доступным (поскольку нельзя что-то сделать лучше, чем это сделал Христос): ворота, как бы, теоретически и расширяются, но сам человек на практике часто полностью обездвиживается так, что даже «тощий» остаётся вовне. Упрощают же в том смысле, что примитивизируют поставленные Христом задачи и вообще нередко подменяют собою Евангелие, а не раскрывают его, превращая его Закон Моисеев второго релиза. «Все вычитывать» и даже «всё соблюдать» - это проще, чем стать хорошим христианином и просто человеком.

Ворота узки - не в том смысле, что Господь неверно рассчитал их «пропускную способность» относительно всего искупленного человечества на уровне условного проекта нашего спасения (скорее, наоборот!). Возможно, поскольку Господь спас лично каждого, то и для каждого лично будет предоставлен его собственный вход, сообразно его новому имени, написанному на белом камне (см: Откр.2:17)... А всё дело в том, что нам просто что-то придется оставить, чтобы суметь войти.
Ойй, вот только не думайте, что речь только о каких-то земных богатствах и страстях (не упрощайте и не усложняйте!). Речь идет и о том, что гроша ломанного не стоит, и при этом используется нами в том числе и для борьбы со страстями. Я имею ввиду наши... эммм... представления (пусть будет это слово), некоторые из которых вполне себе религиозны по своей сути: кто-то зацепится своим кошельком, кто-то тестикулами, а у кого-то застрянет голова или... даже... сердце...

Как мне кажется, в Царствии Божием нету не только таинства Брака, но и Православия как совокупности таинств и по той же причине: поскольку нынешнее спасительное для всех Откровение Бога дано нам применительно к обстоятельствам века сего и сообразно тем ограничениям, которыми обладает наша природа здесь и сейчас. Однако ни сих обстоятельств, ни сих ограничений однажды не станет. Даже «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», но потом будет всё иначе: «лицем к лицу...» (см.: 1Кор.13:20). Спасение - оно, конечно же, «от иудеев», но «настанет время», так сказать (ср.: Ин. 4:22‐23)... Нельзя поклоняться и при этом не считать свое поклонение истинным (иначе зачем?), но назвать наше поклонение духовным в сравнении с иудейским и, тем более, самаритянским культом, с каждым столетием сложнее и сложнее - не считать же духовностью то, что у иудеев был один храм в Иерусалиме, а у нас теперь сотни тысяч и в каждой деревне?..

Короче, если больной выздоровел, то зачем ему инвалидная коляска? Но встать, пойти в Царство Небесное узкими вратами не оглядываясь на нее будет непросто. Особенно если она из золота, украшена стразиками, и на ней ездили старцы, но это не обязательно... С иудеями во времена Христа получилось что-то похожее, хоть и куда в меньшем формате...

Даже праведнику будет непросто (см: 1Пет.4:18), куда уж нам! Некоторым будет сложнее других (потому, что сейчас им легче), но... возможно таки будет всем. И в этом Евангелие - для всех! Но... жаль что запрос на проход даже заявлен не всеми. И не только не все из попытавшихся возмогут, но и попытаются не все - пройти без манипуляций и «всего вот этого вот»....



логотея, суббота

Previous post Next post
Up